Влад Филат: «Наша цель состояла в консолидации альянса, а не в его разрушении, и это в большой мере нам удалось»
Лидер Либерально-демократической партии Молдовы, премьер-министр Влад Филат. В эксклюзивном интервью порталу ТРИБУНА премьер-министр, лидер Либерально-демократической партии Молдовы Влад Филат обозначил достижения и задолженности, связанные с обращением к гражданам годичной давности, объяснил свою личную позицию и позицию ЛДПМ в отношении осуждения преступлений коммунизма, рассказал о результатах своей поездки в Грузию и о перспективах реализации задачи европейской интеграции.
Т.: Господин премьер-министр, года назад Вы обратились к гражданам и отметили целый ряд проблем в процессе управления страной, внесли ряд предложений, направленных на их преодоление. Какова ситуация в этом плане на сегодня?
В.Ф.: Относительно моего обращения к гражданам год назад хотелось бы отметить, что оно было результатом масштабных консультаций с гражданским обществом – беспрецедентных консультаций в современной истории Республики Молдова. Это позволило мне держать руку на пульсе общества в момент максимальной ответственности перед страной, а многие моменты, перечисленные тогда, отражали мнение известных представителей гражданского общества.
Касаясь содержания обращения, хотелось бы напомнить, что тогда я говорил, что перед АЕИ стоят две важные проблемы, которые нужно реализовать: обеспечить политическую стабильность путем преодоления последствий конституционного кризиса; обеспечить эффективность управления страной. В первом случае нам удалось добиться существенных результатов, и, если помните, тогда я говорил, что вижу две возможности решения этой проблемы: идентификацию компромиссной фигуры на должность президента; солидарное изменение Конституции всеми парламентскими фракциями. Сразу же после обращения к гражданам начались дискуссии о необходимости идентификации компромиссной кандидатуры, и после ряда попыток мы оказались в ситуации, когда в начале текущего года г-н Тимофти был избран президентом Республики Молдова. Тем самым, был положен конец периоду неопределенности и политической нестабильности, который длился более двух лет.
Во втором случае – обеспечение эффективности управления страной – имели место определенные достижения, но, должен признать, многое еще предстоит сделать.
Т.: Когда Вы говорите, что многое предстоит сделать для обеспечения эффективности управления страной, то имеете в виду оценку деятельности членов кабинета министров, о которой шла речь год назад?
В.Ф.: Не только. Однако тогда я на самом деле сказал, что предложу каждой партии провести оценку своих представителей, делегированных руководителями государственных учреждений. Как Вы заметили, некоторые политики первоначально согласились с идеей, что дела в этой сфере обстоят далеко не лучшим образом, а впоследствии заявили, что проведут собственные оценки. В свою очередь я отмечал, что я тоже проведу собственную оценку. Однако этот процесс был тесно связан с процессом избрания главы государства. И в том случае, когда нужно было определить приоритетность мер, исходя из интересов страны, мы решили сосредоточиться на выборах президента, а предполагаемые изменения внести позже.
В том же обращении к гражданам я говорил о необходимости влияния партий на деятельность министров в рамках правительства, а также о необходимости уничтожения оппозиции внутри властных структур. Сегодня с удовлетворением констатирую, что, несмотря на некоторые проблемы, практически у нас нет ситуаций блокирования или прямого саботажа внутри, как это было год назад. Это позволяет нам быстрее продвигаться в решении проблем, с которыми сталкиваются страна, граждане Республики Молдова. Конечно, некоторые реминисценции этого алогичного и безответственного поведения все еще ощущаются, однако надеюсь, что они исчезнут со временем.
Год назад в обращении к гражданам я отмечал одну очень важную вещь, которая по непонятным причинам впоследствии затерялась. Тогда я говорил о том, что АЕИ нужна функциональная перезагрузка, а не реформатирование, как любит говорить кое-кто и сейчас. Позже я доказал, что наша цель состояла в консолидации альянса, а не в его разрушении, и это в большой мере нам удалось.
Т.: Ключевой пункт в Вашем обращении к гражданам касался деполитизации правоохранительных органов, но здесь результаты не очень-то просматриваются.
В.Ф.: Этот процесс чрезвычайно сложный, и, очевидно, не мог быть завершен в течение одного года. Однако хотелось бы напомнить, что за последний год вместе с коллегами по альянсу мы прибегли к реализации ряда задач, которые содержались и в моем обращении к гражданам. Я имею в виду также деполитизацию и реформирование правоохранительных учреждений, о чем Вы напомнили, и на чем я на самом деле настаивал в своем обращении к гражданам. Таким образом, началась реформа в правосудии, реформа МВД, реформа ЦБЭПК. Эти процессы продолжаются и должны быть завершены. К сожалению, пока мы еще не можем говорить о каких-то достижениях в сфере реформирования прокуратуры и СИБ, но надеюсь, что и мои коллеги понимают необходимость продвижения преобразований в этих сферах деятельности, и мы сумеем продвинуться в соответствующем направлении.
Т.: Год назад Вы внесли и другие предложения, которые касались повышения эффективности правления. Речь шла о Законе, предусматривающим министерскую ответственность, об устранении президиума правительства, о возврате к старой форме принятия решений в правительстве, о создании Национального комитета по реформам и Экономического совета при премьер-министре.
В.Ф.: В некоторых случаях, например, в случае с Экономическим советом, самая большая часть работы была проделана, и этот процесс должен быть завершен в ближайшее время. В других случая, например, в случае с Законом о министерской ответственности, должен признать, есть у нас кое-какие задолженности, но, думается, мы сумеем устранить их по возможности быстрее.
Т.: В другом контексте, г-н премьер-министр, хотелось бы спросить Вас относительно осуждения преступлений коммунизма, которое состоялось в парламенте. Создалось впечатление, что раньше Вы колебались в этом вопросе, а на этот раз и Вы, и партия, которой Вы руководите, заняли твердые позиции.
В.Ф.: И формирование, которым я руковожу, и лично я всегда занимали неизменную позицию в отношении коммунизма, коммунистов и преступлений коммунизма. ЛДПМ – партия, которая поставила перед собой цель избавить Молдову от Воронина, от коммунистов, и, хотя многие скептически воспринимали это наше обязательство, впоследствии мы ее выполнили. То же самое произошло и с осуждением преступлений коммунизма. Только этот процесс нужно рассматривать с максимальной серьезностью и ответственностью. А это предполагает, в том числе, и выбор подходящего момента. В нынешнем парламентском большинстве есть депутаты от определенной политической партии, которым нелегко было проголосовать за это решение. Я ценю усилия этих депутатов и ответственность, которую они проявили. Конъюнктура, благодаря которой произошло осуждение преступлений коммунизма, не могла возникнуть вдруг. Потребовалось время, чтобы прийти к той ситуации, когда осуждение преступлений коммунизма стало возможным не только декларативно, но и законодательно. Поэтому повторяю: у ЛДПМ четкие задачи, и она действует последовательно в их реализации, однако, вместе с тем, мы должны исходить также из реальной ситуации и действовать в подходящий момент.
Т.: Некоторые политические аналитики связывают решительность, с которой Вы действовали в осуждении коммунизма, с Вашим недавним визитом в Грузию. Есть тут какая-то связь?
В.Ф.: Визит в Грузию был важным и успешным, сказал бы я, но он не имеет ничего общего с осуждением преступлений коммунизма. То, что сумела сделать Грузия в последнее время, впечатляет, но повторяю: осуждение преступлений коммунизма – давняя задача формирования, которым я руковожу, и не думаю, что здесь нужно проводить какие-то параллели.
В целом, если пы уж спросили меня об этом, то скажу, что я доволен результатами. В ходе этого визита я имел встречи с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, с премьером Иванэ Мерабишвили, другими официальными лицами, с которыми обсудили отношения между нашими странами в двустороннем плане, а также шаги, которые следует предпринять в целях достижения задачи вступления в Европейский Союз. В ходе визита были также подписаны важные соглашения: Соглашение между правительством РМ и правительством Грузии о безвизовых поездках граждан, Меморандум о намерениях в области здравоохранения и медицинской науки, соглашения между правительством РМ и правительством Грузии о международном дорожном трафике и о сотрудничестве и административной помощи в таможенной области.
Мы договорились, что Молдова и Грузия обменяются опытом в тех областях, в которых достигнут прогресс. Так, Грузия предоставит Республике Молдова консультации, касающиеся реформирования Министерства внутренних дел, а наша страна поделится опытом внедрения Плана действий о либерализации визового режима с ЕС. Предстоит перенять опыт Грузии в отношении изучения английского языка в учебных заведениях с помощью волонтеров из США, Англии и Ирландии.
Т.: После возвращения из этого визита Вы заявили, что Молдова сумела стать страной, в которой пройдет совещание министров иностранных дел ЕНП, которое подготовит саммит Восточного партнерства в Вильнюсе. В какой мере это будет способствовать реализации задач правительства по разделу европейской интеграции?
В.Ф.: Думается, сначала нам нужно уточнить, что в ходе визита в Грузию я приял участие в первом саммите Европейской народной партии лидеров Восточного партнерства, который состоялся в Батуми. В рамках этого саммита было решено, что министры иностранных дел в рамках Европейской народной партии (ЕНП) встретятся в Кишиневе в сентябре 2013 года накануне саммита Восточного партнерства в Вильнюсе, намеченного на осень будущего года. Я твердо убежден в том, что это совещание будет очень важным для восточных соседей ЕС, как и саммит в Салониках 2003 года для прибалтийских стран. Мы ставим перед собой задачу до тех пор завершить переговоры по Соглашению об ассоциации, в том числе по DCFTA, завершить внедрение второй фазы Плана о либерализации визового режима. Это заметно приблизит момент нашего вступления в ЕС.
T: Спасибо за интервью.