801

Мэр Дорин Киртоакэ придумал, как избавить Кишинев от маршруток


Дорин Киртоакэ, решая городские проблемы, всегда думает о кишиневцах. Ну, или, по крайней мере, старается... Фото: europalibera.org По мнению градоначальника, нужно, чтобы горожане ездили на автобусах и троллейбусах. Кстати, перевозчики считают, что реальная цена проезда 8-10 леев...
После нескольких трагических аварий с участием маршруток, а также забастовкой водителей, требовавших уменьшить количество проверок и увеличить тарифы на проезд, стало ясно: больше замалчивать проблемы этого общественного транспорта нельзя. В ситуацию вмешался мэр Кишинева Дорин Киртоакэ, который в интервью http://www.europalibera.org/ рассказал о своем видении проблемы. Частично его идеи мы публикуем.
- Маршрутки появились в Кишиневе как временное решение проблемы нехватки автобусов и троллейбусов, сейчас же они превратились в полноправного члена городской перевозки. Как так получилось?
- Мы можем отказаться от маршруток, но произойдет это с превеликим трудом. Фактически отказаться от них нельзя. Только представьте: каждое утро 500 000 горожан едут на работу, дети добираются до школы, студенты - в университеты. Если бы только одни троллейбусы занимались перевозкой пассажиров, это бы очень осложнило ситуацию: микроавтобусы сейчас реально спасают положение...  Если бы их не было, час пик растянулся бы с 6 до 9 утра - это в лучшем случае! Что касается маршрутных такси, в течение нескольких последних месяцев мы поставили перед водителями ряд жестких условий - соблюдать правила дорожного движения и предписания в области пассажирских перевозок. Мы привезли в Кишинев дополнительно 100 троллейбусов, чтобы хоть минимально создать альтернативу маршруткам для простого человека. Но горожане по-прежнему ездят на них. Хотя сколько бы ни стоил проезд - 3, 4 или 5 леев, поездка в автобусе или троллейбусе, безусловно, дешевле госпитализации после аварий в маршрутках. 
- Проблеме городского транспорта Кишиненева уже не один год. Безусловно, решить одним махом ее нельзя, но разве сложно установить четкие правила для частных перевозчиков и строго следить за тем, чтобы они выполнялись? 
- Это наша тотальная безответственность! Процесс обновления троллейбусного  и автобусного парка нужно было начать гораздо раньше. Но начиная с этого лета, мы будем собирать троллейбусы в Кишинёве. А через несколько лет у нас будет обновлённый троллейбусный парк. Тоже самое будет происходить и с автобусами. То есть создаются все предпосылки для расширения возможностей общественного транспорта. Я думаю, мы сделаем этот вид транспорта настолько мощным, что отпадет надобность в маршрутках. Это дело каких-нибудь пяти лет. В ближайшие пять лет мы зафиксируем хорошие показатели и откажемся от маршруток.
- Зачем нужны еще пять лет, когда уже сейчас ситуация вышла из-под контроля и налицо общественный шантаж: или вы повышаете плату за проезд и не будете нас контролировать, или мы вообще не будем работать. Ведь такая логика у маршрутчиков... 
- Проверки на линиях начались гораздно раньше. И основной удар пришелся на самых яростных нарушителей. В результате мы получили плохо управляемую ситуацию. Полиция начала налагать штрафы на тех, кто грубо попирает правила. Но все жалуются на 3 лея. Хотя ведь это абсурд, что после 15 июня, если вырастет плата за проезд до 5 леев, все водители микроавтобусов перестанут брать пассажиров стоя. И количество людей в маршрутке приравняется к количеству сидений. Этого не будет! Я хочу, чтобы водители работали по-человечески и в Кишиневе был тот вид транспорта, который мог бы обеспечить человеческие условия, причем, как для пассажиров, так и для тех, кто работает в поле.
РЕПЛИКА 
Если брать только сидячих пассажиров в салон, то проезд тогда должен стоить 8-10 леев!
Ион МАМАЛИГЭ, глава ассоциации частных перевозчиков (в той же программе):
- Рост тарифов - это не прихоть перевозчиков, повышенная плата за проезд необходима нам как воздух.  Если повышение не произойдет, то Кишинев может остаться без маршруток. Процент горожан, кто пользуется этим транспортом, составляет около 55-60 процентов. Известно, что расходы на топливо составляют 25 процентов. Когда этот показатель достигает 30 процентов - это уже сигнал, что нужно что-то менять. Как только цифра вырастет до 33 %,  банкротство неизбежно. Для нас сегодня этот показатель составляет 46 процентов. В этой ситуации, я сделал общий расчет и остановился в среднем на 5 леев.  Это не значит, расходы 5 леев - потолок. Это не значит, что водители не будут брать пассажиров стоя. Если брать только сидячих пассажиров в салон, то проезд тогда должен стоить 8-10 леев. Поэтому мы стремимся постепенное увеличивать плату - 5 леев, потом видно будет...
- То есть ничего не изменится, если плата за проезд будет 5 леев? Никаких строгих правил по отношению к безопасности?..
Дорин Киртоакэ:  
- Вы догадались правильно. Поэтому, когда я начал переговоры о цене несколько месяцев назад, когда услышал все доводы, мы сказали «нет». Правилом номер один является безопасность!  И я представил, как минимум, 10 правил, которые, как и 10 заповедей, должен выполнять любой водитель маршрутки. Но цена безопасности слишком высока: и мы все помним ту трагическую аварию, в которой погибли люди. С перевозчиками предстоит еще долгий и серьезный разговор!

KP.md
0