Обдирают как липку
Главная река страны мелеет. В ней исчезают условия, необходимые для воспроизводства ихтиофауны. Главная река страны мелеет. В ней исчезают условия, необходимые для воспроизводства ихтиофауны. На сегодняшний день из 81 вида рыб, прежде обитавших в Днестре, осталось чуть более половины.Эту беду усугубляют речные разбойники. С каждым годом они становятся наглее и изобретательнее.
Обратная сторона пользы
Началась беда давно, еще с тех пор, когда при строительстве гидроузлов река была разделена на куски. «Искусственные преграды - плотины - сильно изменили течение, - объясняет профессор Людмила Чепурнова. - А с ним и гидрографию реки. Раньше с гор сходили камешки, гравий, их несло течением в русло, где они образовывали нерестилища. Плотины не только преградили путь гравию, но и рыбе, идущей на нерест.
Изменился и температурный режим воды выше и ниже плотин, что также отрицательно сказалось на воспроизводстве рыбы. Теперь набирает размах другая напасть - незаконная добыча речного песка и гравия. А ведь они для некоторых видов рыб служат местом нерестилища. Помимо этого, выбираемые песок и гравий – еще и естественные фильтры воды.
При этом, вычерпывая грунт, его добытчики разрушают «бока» речного ложа. Берега подмываются, сверху сползает земля и заиливает реку. Та растекается вширь, обнажая отмели-перекаты. Затем на их месте появляются целые острова с деревьями. На Днестре уже есть места, где до середины можно дойти пешком или вовсе перейти его вброд».
Вредители и расхитители
Ухудшилось и состоянием воды в Днестре. Не так давно наша главная река считалась наиболее чистой из всех естественных водоемов страны, купаться в ней не было опасно. Но в последние годы эпидемиологи этого делать не советуют - в реке прочно обосновалась патогенная микрофлора. Причины известны и, увы, банальны: физический износ большинства очистных сооружений городов, их отсутствие в сельских населенных пунктах, выпас скота и нарушение санитарных норм по берегам реки, отсутствие на пляжах туалетов. Кроме того, водоохранные зоны распахиваются и обрастают незаконными постройками.
Ту рыбу, которая еще осталась в гибнущей реке, активно уничтожают браконьеры. Покупая километры дешевых китайских сетей, буквально усеивают ими реку. Особенно стараются в нерест, охотясь за икрой.
Малочисленный отряд госрыбинспекторов (их всего 9 человек на 24 тыс. гектаров водной площади!), несмотря на самоотверженную борьбу с браконьерской чумой, победить ее не в силах. На недавней встрече с рыболовами-любителями, организованной Службой рыбоохраны РМ, рыбинспектор Петр Островский с горечью рассказывал:
- Я только что вернулся с воды, сутки был возле Лалово. Мы изъяли сетей полную лодку. Полную! На следующий день или через сутки пойдем туда же, и другие сети будут стоять на том же месте! Мы знаем про все эти сети. Но что делать, не хватает ни рук, ни сил на всех браконьеров...
Эй, вы там, наверху!..
Днестр для Молдовы - жизненно важная артерия. Его называют национальным символом, народным богатством. Однако это лишь красивые слова. Будь так - богатство это ценилось бы и оберегалось. Но все происходит с точностью до наоборот. «Разбойники с большой реки» ее грабят и гробят, а за ними с карманами, оттопыренными для благодарности, стоит очередь их покровителей и покрывателей.
Противозаконную деятельность добытчиков речного песка и гравия в упор не видит Генпрокуратура, в которую с красноречивыми фактами не один год стучатся Служба рыбоохраны и международная ОО «Эко-Тирас». С 2010 года «висит» вопрос о запрете на ввоз и продажу в РМ браконьерских сетей. А в 2011-м в парламенте застряли актуальнейшие поправки к закону «О рыбном фонде, рыболовстве и рыбоводстве», предложенные Министерством окружающей среды с подачи рыболовов-любителей, ученых и экологов-общественников.
Почти готов для обсуждения в парламенте проект закона о судоходстве. Его окончательная редакция (в румынском варианте) представлена на сайте Минтранса и дорожной инфраструктуры. Официальная цель обновленного закона - вернуть большим рекам былую транспортную мощь и возродить самый дешевый и экологически чистый вид транспортировки грузов. В беседе с «МВ» начальник управления водного и речного транспорта Минтранса Игорь Захария заверил, что если в первом варианте проекта закона о судоходстве была статья, разрешающая добычу песка и гравия, то в новом варианте ее уже нет.
- Но в проекте закона нет и запрета на безвозвратное извлечение седиментов – песка и гравия – из русла реки, действия, ныне запрещенного законодательством, - отмечает в свою очередь известный эксперт-эколог, руководитель ОО «Эко-Тирас» Илья Тромбицкий. - Наблюдая за тем, чем занимается речное судоходство в Молдове последние годы, и зная состояние реки, можно с уверенностью утверждать, что новый закон готовится с единственной целью - для легализации добычи песка и гравия из рек для их продажи, а не с целью перевозки грузов. Дело в том, что планируется реконструкция дорог на западные инвестиции. Потребуются дешевый песок и гравий. Покровители этого пиратского бизнеса – на самом верху. Неслучайно уже более четырех лет в прокуратуре по этому вопросу пылится наше дело. То его приостанавливают, то вновь возобновляют по нашим письмам. Недавно мы поставили в известность о беззакониях президента, парламент и премьер-министра. Может быть, что-то сдвинется с места…
Европа - не пример?
Другие страны подобной «болезнью» уже переболели. Например, в Германии действует программа восстановления в Дунае запасов песка и гравия - путем его завоза в верховья реки. Европейские министры транспорта приняли декларацию об экологизации судоходства в бассейне Дуная. Этим документом они запретили безвозвратное изъятие седиментов из реки. Документ существует и на румынском языке. Понятно, что новых поступлений песка и гравия из верховий Днестра практически нет, поэтому их существующие запасы надо не добывать, а защищать. Ведь именно они гарантируют и самоочистку воды реки, и размножение многих видов рыб.
Нашим чиновникам, на словах тянущимся к европейским эталонам, еще только предстоит дорасти до такого уровня ответственности перед будущим своей страны. Понять, что Днестр – это не только рыба. Это целая экосистема (климат, урожаи, водоснабжение и т.п.), от которой жители Молдовы находятся в прямой зависимости. Осознать, что каждый год сокращает срок, в который еще можно остановить гибель Днестра.
***
Цена вопроса
Юрий Урсу, глава Госрыбинспекции РМ:
- В законе «О рыбном фонде, рыболовстве и рыбоводстве» написано, что все дноуглубительные работы в реках Молдовы должны проводиться по согласованию с органами природоохраны. Но никто этого правила не соблюдает. Зная, что в службе рыбоохраны малый штат сотрудников и практически все инспектора на виду, нарушители под прикрытием ночи роют и роют. Даже в запретный период. Последний пример: в период нереста одна известная фирма выгребла не меньше 500 т песка!
Мы, естественно, боремся с этим варварством. Сначала к нам приходили «дипломаты» с пачками денег и предлагали договориться. Но убедившись, что это не проходит, перешли на угрозы...
Ущерб, нанесенный природе и государству браконьерами и добытчиками песка в реках Днестр и Прут, давно перевалил за сотни миллионов леев.
Мы позвонили…
…в фирму Romidro, которая занималась незаконной добычей песка во время нереста. И, представившись покупателем, спросили, действительно ли песок речной и когда можно его купить.
- Конечно, песок речной. Но сейчас мы его не продаем, - ответил глава фирмы Юрий Шалопа. – Фирму проверяют контролирующие органы. Когда возобновим деятельность – неизвестно. Может, недели через две. А, может, уже никогда.
Vedomosti.md