1012

Молдаване засудят Россию за керосин в колодцах


Почти все колодцы в Лунга крепко заколочены. Фото: Леонид Рябков Корреспондент «Комсомолки» направился во Флорештский район, в село Лунга, где, о чудо!, в местных колодцах плещется не вода, а... керосин.
И зачем это наше государство все время прибедняется, жалуется на отсутствие в молдавских недрах нефти, газа, залежей всяких там никелей-кобальтов, золота и урана?! Есть в наших недрах полезные ископаемые, есть! Кроме щедрого молдавского гостеприимства и трудолюбия, конечно... Об этом думалось, когда я направлялся в село Лунга, что во Флорештском районе. Здесь местные качают из колодцев не обычную воду, которой в республике - хоть залейся, а самый настоящий, чистый керосин! Вот за этим самым чудом и направился я в Лунга, поглядеть, как живет тамошний народ: не сравнялся ли он по уровню и качеству жизни с арабскими шейхами, не ездит ли на «ламборджини» и «бугатти», не скупает ли английские футбольные клубы в розницу, а звезд мирового футбола - оптом...
Керосин в колодцах обнаружили более тридцати лет назад
Лунга оказалось обычным молдавским селом. С обязательными для нашей местности ужасными дорогами, гимназией в центре села, кладбищем, скромным зданием примэрии и таким же непритязательным клубом. У входа в примэрию разговорился с веселым участковым.
- Да, керосина у нас полно! - улыбается полицейский и показывает вдаль рукой. -Вот по этой дороге в колодцах одно горючее плещется!
Нас встречает примар Галина Бурдужа, которая разбивает все наши надежды на чудо и скорое экономическое процветание отдельно взятой молдавской местности.
- В советское время военная база у нас тут по соседству располагалась, военный аэродром в километре отсюда, - рассказывает Галина Семеновна. -А чуть дальше - железнодорожная ветка, по которой возили на базу горюче-смазочные материалы. Склад ГСМ располагался, нефтебаза... Керосина в то время для армии не жалели, и видно, цистерны протекали или в землю их закапывали - вот керосин-то и появился в наших колодцах...
Примар рассказывает, что впервые керосин обнаружили в колодцах еще в 1977 году. Потом стали его доставать ведрами из других колодцев, но это было еще единичным явлением. Затем Советский Союз распался, зато у жителей Лунга керосина в колодцах прибавилось. С одной точки в день доставали по 200-300 литров чистейшего керосина!
- Анализы показали, что это авиационный керосин, - продолжает Галина Семеновна. - И в колодцах он находится в больших количествах. Правительство в восьмидесятых годах решило построить в селе водопровод из асбестовых труб по краю дороги, и он очень быстро вышел из строя. Все потому, что по трассе часто ездили большегрузные машины... Сегодня пользоваться этим водопроводом абсолютно невозможно! Нужно строить новый. А у людей в колодцах до сих пор керосин...
- А где сельчане чистую воду берут?
- Кто где. Часть села, это примерно 60 домов, подключена к централизованному водопроводу. На окраине села водопровод имеется, но его надо протянуть вглубь. А на протяжении полутора километров в селе есть два колодца, где вода - более-менее, и ее можно пить, керосин там не накапливается. Зимой запаха керосина нет, а летом он очень чувствуется. Люди пьют воду из этих колодцев. Я стала примаром в 2007 году и продлила этот водопровод, хоть он из асбеста и людям нельзя пить из такого водопровода. Других вариантов просто не было, люди требовали подключения к водопроводу. Всего два чистых колодца - в радиусе полутора километ-ров! Людям, особенно пожилым, тяжело приходилось. Еще тридцать домов подключили к водопроводу. Раз в неделю-две трубы лопаются, и большие потери воды происходят.
- А люди болеют из-за некачественной воды?
- Действительно, многие заболевают раком. Но я не специалист и не могу подтвердить, что люди заболевают именно из-за керосина в колодезной воде. Но то, что вода некачественная и из-за этого люди могут заболевать и гепатитом, и прочими инфекционными заболеваниями, это да. Но никто еще не исследовал, как влияет качество этой воды на здоровье людей. Этим никто не занимался...
И мы направились в сельский медпункт.
Число заболевших раком выше, чем в среднем по стране
Нас встретила семейный врач Мирела Оноприенко.
- Эта вода очень отрицательно влияет на здоровье людей! - подтверждает Мирела Михайловна. - В воде - повышенное содержание нитратов, фтора, солей, а также токсинов и ядов. Керосин, естественно, содержит и токсины, и яды. Это негативно влияет на все органы человека: центральную нервную систему, печень, а главное - на почки! Поражаются почки, печень, желудок, желудочно-кишечный тракт. У людей - хронический гепатит, хронические колиты, нарушения центральной нервной системы, периферической нервной системы, нарушения движений... Но человек ведь не пьет керосин в чистом виде, он ест ту же картошку, помидоры, которые растут в земле. А земля где берет воду? Из источников, которые располагаются на глубине! А если эти воды содержат яды, которые накапливаются постепенно?!
- И ваши односельчане страдают онкологическими заболеваниями?
- Я не проводила обследования в других селах. Но цифра заболевших раком у нас немного выше, чем в среднем по республике. У нас страдают онкологическими заболеваниями больше людей, чем, допустим, в соседних Маркулештах. Вы поймите, что плохая вода отражается на иммунитете человека, который становится ослабленным, не может противостоять болезням.
Всего в селе 91 колодец и, по словам примара Галины Бурдужи, около 60% из них - «керосинные».
- Я просила выделить нам денег на водопровод, но коммунальщики отказались, - объясняет Галина Семеновна. - Нам выделили грант, и мы хотели трубы меньшего диаметра протянуть, а коммунальщики требуют для строительства водопровода трубы только одного диаметра - 160 миллиметров. Грант оплачивает три четверти работ, из-за него мы даже подняли стоимость кубометра воды с 9 до 14,59 лея, но коммунальщики уперлись. А если мы с ними согласимся, то денег нам не хватит на водопровод...
Откуда все-таки такой «подарок» свалился на головы бедных лунговцев? Галина Семеновна говорит, что, возможно, когда приходил очередной состав с ГСМ, старую горючку просто сливали из емкостей на землю, заполняя новой. А у местного жителя Михаила Ротару другая версия:
- Трубы, по которым на военной базе тек керосин, постоянно воровали. Вот горючее-то и вытекало в землю!
Как бы то ни было, но эксперты из Агентства по развитию Чехии, которые помогают жителям Лунги и построили здесь две станции по очистке воды, подсчитали, взяв пробы грунта, что в местных недрах таится еще по крайней мере 200 тонн керосина! И необходимо еще минимум 5-7 лет для того, чтобы очистить землю вокруг села от керосина.
- Нет, понадобится намного больше времени для этого! - качает головой примар.
Керосин из колодцев идет на продажу
Мы напросились в гости к местной жительнице Елене Нямцу. Не просто так, у доамны Елены во дворе стоит колодец, который исправно снабжает семью Нямцу чистейшим керосином. Ион, муж Елены, ведет нас к длинному желобу, вросшему в землю. Это и есть колодец, его глубина 16 метров.
- Сейчас я покажу вам, как горит керосин, - улыбается Ион.
Он опускает ведро, стравливая веревку, наполняет емкость и осторожно поднимает наверх. Достает небольшое ведерко, от которого бьет резкий сильный запах. Внутри ведра плавает желтоватая жидкость.
- Полная керосина! - говорит Ион и просит внучку принести спички. Затем льет жидкость из колодца на ветошь и поджигает.  Горит ярким пламенем! Долго, несмотря на усилившийся дождь.  Становится жарко, можно руки погреть озябшие, что Ион и делает.
- Керосин в хозяйстве используем, для отопления печи, - откровенничает хозяин. - И продаем соседям, у которых или колодца нет, или керосина в нем. Раньше на зиму собирал по четыре тонны керосина! Сегодня уже не то. По 10-20 килограммов всего в день набираю...
- Так вы могли бы нефтяным шейхом заделаться!
- Я в тракторную бригаду керосин отдавал, монастырю тонну пожертвовал, - улыбается Ион. - На трактор - ведро солярки и три - керосина и бегает, как ошпаренный! Деньги можно заколачивать, если керосин продавать подальше отсюда, в другом районе. А здесь, считай, у каждого есть свой керосин, этого добра здесь навалом...
Как нам признались односельчане Иона, литр керосина в Лунге стоит 15 леев.
- Керосина в колодцах стало меньше, - рассуждает пенсионерка Людмила Харламова. Мы сидим с ней на завалинке. - У меня своего колодца нет, так хожу брать керосин для хозяйственных нужд из общего.
Оказывается, те, у кого нет своего колодца с керосином, организуют очередь к общему. В течение дня этим колодцем могут пользоваться жители только одного дома. Вообще-то, общие колодцы забиты досками, чтобы никто из несведущих и не пробовал набрать оттуда воды и испить ее.
- Раньше по 200-300 литров газа набирали, - вспоминает Сергей, мужик лет пятидесяти. Почему-то все местные называют керосин газом. - А сегодня по 7-10 литров всего выходит.
А Михаил Ротару горделиво произносит:
- У меня вода в колодце чистая, без газа! Пьем ее - и все нормально. - И продолжает, загибая пальцы: - У соседа - керосин в колодце, у одного брата - тоже, у другого...
- Не жалеете, что в вашем колодце нет керосина?
- Не жалею! Наоборот, радуюсь. Без воды человек жить не может, а без керосина вполне обойдется. Керосин ведь купить можно без проблем!

Селяне из Лунги собираются подать в суд на Россию
На прощание вновь беседую с Галиной Бурдужа.
- Не знаю, что делать! - разводит руками Галина Семеновна. - Я - не политик, но ни при коммунистах наша проблема не решалась, ни при нынешней власти не решается... Одна надежда на грант, но эти деньги надо использовать до 2013 года, а никто не может нам помочь решить вопрос с районными коммунальщиками...
- И как вы будете решать проблему?
- Односельчане давно требуют от меня подать иск в суд на российское государство. Ведь военную базу строил Советский Союз, халатность и утечка керосина произошли именно в советское время, а Россия - правопреемница СССР, поэтому и должна отвечать за то, что произошло в нашем селе. Если проблема не решится, обязательно вчиним иск Российской Федерации от села Лунга!
Уезжая, мы завернули к маркулештскому аэродрому. Благо до него от Лунги - рукой подать. Сквозь мелкий и нудный дождь одинокий КПП со шлагбаумом навевал грустные мысли. То же минорное настроение создавали пустынное поле, некогда бывшее или взлетной полосой, или складом ГСМ, а также гигантские шпалы и блоки, разбросанные по необозримому пространству, как памятник нашей бесхозяйственности, неважно, как она называется - советская или современная, национальная. На сегодняшнем аэродроме, кстати, ни самолетов не видно, ни керосина в бочках. Наверное, потому что керосин нынче - дорог, не по карману он государству...



0