Кого готовят современные молдавские учебники по истории?
Прежде чем однозначно ответить на этот вопрос, следует напомнить одну простую истину. Большую часть своей независимости государство Республика Молдова обучало и обучает своих граждан дисциплине под названием «история румын». Счастливчиками стали ученики и студенты, получившие образование в промежутке четырех лет – с 2006 по 2009 годы. Именно в 2006 году власти официально отказались от «истории румын» и внедрили дисциплину «интегрированной истории». Кстати говоря, строго следуя рекомендациям Совета Европы.
Поскольку у нас в последнее время любую инициативу бездоказательно выдают за рекомендацию европейских структур, то считаю необходимым напомнить всем нам, в чем, собственно, состоят реальные рекомендации Совета Европы по вопросу преподавания истории в 21 веке. Свод таких рекомендаций был принят Комитетом министров (то есть министрами иностранных дел всех стран-членов СЕ) еще в октябре 2001 года.
Так вот, приведу из этого официального европейского документа несколько важных, на мой взгляд, выдержек. «Идеологические фальсификации и манипуляции не совместимы с основными принципами Совета Европы, закрепленными в его Уставе». «Призывы к разжиганию вражды» определяются Советом Европы как любая форма выражения идей, пропагандирующих, побуждающих, поощряющих или оправдывающих вражду на этнической почве, ксенофобию или антисемитизм, а также СЕ отмечает, что они могут иметь более серьезные последствия в случае распространения через СМИ». «Преподавание истории не должно превращаться в инструмент идеологических манипуляций, пропаганды или распространения националистических, ксенофобских, расистских, антисемитских взглядов или нетерпимости».
При преподавании истории недопустимы, по мнению Совета Европы, следующие методы: «фальсификация исторических фактов, подтасовка статистики, выделение одного события для оправдания или замалчивания другого, изменение событий прошлого в пропагандистских целях, придание националистической окраски прошлому, способной создать барьеры между «нами» и «ими», манипуляции с историческими источниками, отрицание исторических фактов, предвзятое обращение с историческими фактами».
Содержание программы, по мнению все того же Совета Европы, должно включать «ознакомление с историческими событиями и вехами Европы на местном, национальном, европейском и мировом уровнях через призму значимых периодов и фактов». Также, программа обучения должны в обязательном порядке включать в себя «изучение спорных вопросов путем учета фактов, мнений, различных точек зрения, а также поиском правды».
Отдельным абзацем Совет Европы указывает, что «следует принять меры в области образования, позволяющие предотвратить повторение или отрицание разрушительных событий, ознаменовавших 20 век, а именно, Холокоста, геноцида, и других преступлений против человечества, этнических чисток, массовых нарушений прав человека».
Теперь возвращаемся к молдавской действительности и к внедрению европейских рекомендаций в молдавских учебниках по истории. Правда, термин «молдавский» вряд ли подходит к тому, что сейчас преподают в школах. Но обо всем по порядку.
Как уже указывалось, с 2006 по 2009 годы в учебных заведениях нашей страны велось преподавание дисциплины «История», которая предполагала освещение событий местного, национального, европейского и мирового уровней, так, как советуют господа из Совета Европы. Кто-то может мне возразить – что, мол, решение о переименовании дисциплины «История» в «Историю румын и всемирную историю» было принято не в 2009 году, а совсем недавно, в марте 2012 года, вызвав ажиотаж в обществе.
Так вот, со всей ответственностью говорю – ажиотаж этот запоздалый. Потому как все заинтересованные лица прекрасно знают, что преподавание «истории румын» возобновилось сразу же после смены власти в стране, в 2009 году. Доказательства можно найти в любом доуниверситетском учреждении с преподаванием на молдавском языке. Попросите у тамошних школьников новые учебники по истории, обратите внимание на название учебника, год выпуска, и вам многое станет ясно.
Чтобы ни у кого не возникало сомнений в том, что нынешняя власть Молдовы в течение трех лет своего правления преподает «историю румын», приведу в пример официальный ответ министерства образования на мой депутатский запрос относительно рекомендуемых этим министерством учебников по истории для лицеев страны. Так вот, мне прислали этот список учебников. В большей части из рекомендуемых министерством учебников фигурирует название «история румын», годы издания – от 2009 и новее. Замечу поразительный факт. Исходя из данных министерства, летом 2011 года, при финансовой поддержке правительства Румынии были выпущены новые учебники по истории для всех классов, начиная с 4-го и по 12-й классы. И у этих новых учебников одно название – «Всемирная история. История румын». Отличаются лишь исторические периоды.
Остается лишь удивляться – каким образом в 2011 году страна-член Евросоюза Румыния позволила себе наплевать на рекомендации Совета Европы и на законодательство Республики Молдова, и профинансировать учебники по «истории румын» для соседней страны, официально никем на тот момент не санкционированные? Ведь официально решение о возобновлении преподавания «истории румын» в молдавских учебных заведениях, повторюсь, было принято не в 2009, не в 2010, и не в 2011 годах. А 7 марта 2012 года. Выходит, что это недавнее решение Министерства образования просто лишь узаконило статус кво в деле преподавания «истории румын». А заодно, власть имущие, заметив повышенное внимание общественности и оппозиционной ПКРМ к этой теме, решили отвести от удара дружественное им румынское правительство. Ну не подставлять же главного спонсора учебников, которые официально не действительны?!
Теперь – о самом главном. О содержании этих учебников и их соответствии вышеперечисленным рекомендациям Совета Европы. Вкратце проанализируем учебник по «всемирной истории и истории румын. Период новейшей истории» для 12 класса, 2011 года издания, автор – Николае Енчиу, спонсора мы уже указали. Интересующий нас период – 1940 по 1945 годы, ищем, что же говорится о Молдове. А поскольку название «Молдова» упоминается в учебнике раз – два и обчелся раз, то ищем упоминания о Бессарабии.
Отдельная глава посвящена тому, как «румынская территория Бессарабии и северной Буковины были оккупированы СССР». Соответственно, авторы учебника не забыли упомянуть, о «массовом терроре советской власти против местного населения Бессарабии». Так, например, указывается, что 14 июня 1941 года из «МССР в ряд русских регионов были сосланы в ссылку более 22 тысяч человек. …А еще к августу 1940 года советская власть мобилизовала и послала на насильственные работы около 53 тысяч молодых людей из сел Бессарабии».
Отдельная глава кратко повествует об участии Румынии во Второй мировой войне. Указано, что знаменитый призыв Антонеску солдатам перейти Прут был встречен жителями Бухареста «с надеждой, с желанием стереть унижение, которому они подверглись летом 1940 года». И как итог первого этапа участия в войне на стороне Германии, «румынские войска освободили Бессарабию и Северную Буковину, восстановив тем самым границу, существовавшую на 1 января 1940 года». Описание каждой значимой битвы авторы учебника сопровождают данными о потерях румынских войск. Есть даже таблица общих потерь румын с 1941 по 1944 годы. И с сожалением констатируется, что с марта 1944 года перед румынским руководством встала проблема: «советские войска вошли на национальную румынскую территорию». И далее, автор с не меньшим сожалением, рассказывает, как в «результате государственного переворота 23 августа 1944 года» Румыния перешла на сторону союзников. И при этом в учебнике признается, что «эта военная румынская акция привела к разгрому всего фронта Вермахта в юго-восточной Европе. Также, акт госпереворота ускорил поражение Рейха на 6 месяцев».
Вот что гласит отдельная вставка этой главы об отношении румынских властей к евреям и цыганам. «После начала войны против СССР, учитывая, что еврейское население Бессарабии и Северной Буковины было в основном благосклонно к советским оккупантам и с их стороны имели место криминальные действия против румынской армии, Антонеску принял решение депортировать все еврейское население из Бессарабии и Буковины по другую сторону Днестра. К ним были добавлены, без объяснения, некоторые группы евреев из остальной части страны и значительное число – которое до сих пор толком не выяснено – цыган, в общей сложности эта массовая депортация насчитывала около 150 тысяч человек (из Бессарабии – прим.автора учебника), которые были буквально брошены в пустыне, без предусмотренных структур приема. Будучи зоной войны и зная жестокое обращение немецкой армии при ее продвижении, окончательная оценка количества умерших и пропавших без вести невозможна…Необходимо добавить, что в последующие годы маршал изменил свое отношение к еврейскому меньшинству, в 1942-43, несмотря на повторные требования немецкого правительства передать им наших евреев, он постоянно отказывал немцам, даже более того, он способствовал спасению евреев с Запада и из Северной Трансильвании, оккупированной венграми». Эта цитата приведена из книги Неагу Джувары «Краткая история румын, рассказанная молодым».
Как я не пыталась найти в этом учебнике альтернативную точку зрения, которая общеизвестна большинству специалистов, о том, что на территории Молдавии и Транснистрии во время Второй мировой войны румынами были убиты от 350 тысяч до полумиллиона человек, я так этого и не нашла.
Зато в этом учебнике мне повстречалось важное доказательство того, что советский режим был как минимум в 10 раз хуже и страшнее нацизма. В таблице «Жертвы тоталитарного коммунистического режима СССР 1924-1975 гг.» итого таких жертв начиталось 60 млн человек. И чуть ниже – жертвы концлагерей нацизма, всего таковых, по данным Нюрнбергского процесса – 6 млн человек. Комментарии излишни. Разве что стоит добавить, что в таблице нацистских лагерей указаны существовавшие в Германии, Польше, Австрии, Франции, Чехии. Ничего о лагерях Прибалтики, Румынии в границах с 1941 по 1944 годы не сказано.
А значит, их не было. Бессарабия времен Антонеску практически цвела и пахла, вот только советский режим всячески этому мешал. Так должен думать любой молдавский ученик, обучающийся по такому вот учебнику, рекомендованному Министерством образования.
И чтобы совсем уж довершить картину, приведу описание режима Антонеску, по версии авторов данного опуса. «Ион Антонеску установил авторитарный режим, сконцентрировал власть государства в собственных руках, сохранил традиционные ценности в тех непростых условиях, через которые проходило румынское общество и государство. Его руководство было патерналистским, традиционалистским, защищало частную собственность и рыночные механизмы. Репрессивный аппарат функционировал – по сравнению с нацистским и советским – на очень умеренном уровне».
Рядом с этим эффектным описанием режима Антонеску как раз кстати приставлена фотография отряда легионеров, на которой их предводитель вскидывает руку в нацистском приветствии.
Вот такая вот история румын. На деньги румынского правительства. Думается, что даже этой малой толики проанализированного из одного конкретного учебника достаточно, чтобы сделать самый главный вывод.
Учебники по истории румын целенаправленно делают из подрастающего поколения граждан Молдовы …граждан другого государства. Тех, для кого все, что связано с Молдовой, молдавским языком, историей, традициями, является выдумкой «страшного коммунистического режима», а не естественным продолжением 650-летней истории. Тех, кто на прямой вопрос с видеопанно в центре столицы «А кто твой герой – Солтыс или Антонеску?» ответит однозначно в пользу статного румынского маршала. Тех, для кого 9 мая – это бессодержательный День Европы, а не памятный День Победы, без которой не было бы современной Европы.
Один из поворотных моментов в деле «перевоспитания» молдавских школьников наступит скоро, в июне. В этом году экзамен по истории, решением министерства, был объявлен обязательным для выпускных 9-х и 12-х классов. Уже есть сигналы недовольства из ряда учебных заведений об очередных рекомендациях министерства образования.
Нетрудно догадаться, что они рекомендуют школьникам написать в своих ответах для получения положительной оценки.
Нетрудно догадаться, что они рекомендуют проигнорировать решения Нюрнбергского международного трибунала.
Нетрудно догадаться, что они рекомендуют проигнорировать решения Парижского мирного договора 1947 года.
Нетрудно догадаться, что они рекомендуют проигнорировать рекомендации столь любимых ими европейских структур вроде Совета Европы.
Ведь обо всем этом действительно нетрудно догадаться. Поэтому нам всем, молдавской общественности, гражданскому обществу, необходимо в этом случае не действовать разобщено и постфактум, а идти сообща на опережение, бороться за торжество исторической правды. И всеми возможными мирными способами вместе необходимо остановить эту ползучую коричневую чуму в Молдове. Для того, чтобы помня о прошлом, мы стремились в будущее.
Инна ШУПАК,
депутат парламента
Поскольку у нас в последнее время любую инициативу бездоказательно выдают за рекомендацию европейских структур, то считаю необходимым напомнить всем нам, в чем, собственно, состоят реальные рекомендации Совета Европы по вопросу преподавания истории в 21 веке. Свод таких рекомендаций был принят Комитетом министров (то есть министрами иностранных дел всех стран-членов СЕ) еще в октябре 2001 года.
Так вот, приведу из этого официального европейского документа несколько важных, на мой взгляд, выдержек. «Идеологические фальсификации и манипуляции не совместимы с основными принципами Совета Европы, закрепленными в его Уставе». «Призывы к разжиганию вражды» определяются Советом Европы как любая форма выражения идей, пропагандирующих, побуждающих, поощряющих или оправдывающих вражду на этнической почве, ксенофобию или антисемитизм, а также СЕ отмечает, что они могут иметь более серьезные последствия в случае распространения через СМИ». «Преподавание истории не должно превращаться в инструмент идеологических манипуляций, пропаганды или распространения националистических, ксенофобских, расистских, антисемитских взглядов или нетерпимости».
При преподавании истории недопустимы, по мнению Совета Европы, следующие методы: «фальсификация исторических фактов, подтасовка статистики, выделение одного события для оправдания или замалчивания другого, изменение событий прошлого в пропагандистских целях, придание националистической окраски прошлому, способной создать барьеры между «нами» и «ими», манипуляции с историческими источниками, отрицание исторических фактов, предвзятое обращение с историческими фактами».
Содержание программы, по мнению все того же Совета Европы, должно включать «ознакомление с историческими событиями и вехами Европы на местном, национальном, европейском и мировом уровнях через призму значимых периодов и фактов». Также, программа обучения должны в обязательном порядке включать в себя «изучение спорных вопросов путем учета фактов, мнений, различных точек зрения, а также поиском правды».
Отдельным абзацем Совет Европы указывает, что «следует принять меры в области образования, позволяющие предотвратить повторение или отрицание разрушительных событий, ознаменовавших 20 век, а именно, Холокоста, геноцида, и других преступлений против человечества, этнических чисток, массовых нарушений прав человека».
Теперь возвращаемся к молдавской действительности и к внедрению европейских рекомендаций в молдавских учебниках по истории. Правда, термин «молдавский» вряд ли подходит к тому, что сейчас преподают в школах. Но обо всем по порядку.
Как уже указывалось, с 2006 по 2009 годы в учебных заведениях нашей страны велось преподавание дисциплины «История», которая предполагала освещение событий местного, национального, европейского и мирового уровней, так, как советуют господа из Совета Европы. Кто-то может мне возразить – что, мол, решение о переименовании дисциплины «История» в «Историю румын и всемирную историю» было принято не в 2009 году, а совсем недавно, в марте 2012 года, вызвав ажиотаж в обществе.
Так вот, со всей ответственностью говорю – ажиотаж этот запоздалый. Потому как все заинтересованные лица прекрасно знают, что преподавание «истории румын» возобновилось сразу же после смены власти в стране, в 2009 году. Доказательства можно найти в любом доуниверситетском учреждении с преподаванием на молдавском языке. Попросите у тамошних школьников новые учебники по истории, обратите внимание на название учебника, год выпуска, и вам многое станет ясно.
Чтобы ни у кого не возникало сомнений в том, что нынешняя власть Молдовы в течение трех лет своего правления преподает «историю румын», приведу в пример официальный ответ министерства образования на мой депутатский запрос относительно рекомендуемых этим министерством учебников по истории для лицеев страны. Так вот, мне прислали этот список учебников. В большей части из рекомендуемых министерством учебников фигурирует название «история румын», годы издания – от 2009 и новее. Замечу поразительный факт. Исходя из данных министерства, летом 2011 года, при финансовой поддержке правительства Румынии были выпущены новые учебники по истории для всех классов, начиная с 4-го и по 12-й классы. И у этих новых учебников одно название – «Всемирная история. История румын». Отличаются лишь исторические периоды.
Остается лишь удивляться – каким образом в 2011 году страна-член Евросоюза Румыния позволила себе наплевать на рекомендации Совета Европы и на законодательство Республики Молдова, и профинансировать учебники по «истории румын» для соседней страны, официально никем на тот момент не санкционированные? Ведь официально решение о возобновлении преподавания «истории румын» в молдавских учебных заведениях, повторюсь, было принято не в 2009, не в 2010, и не в 2011 годах. А 7 марта 2012 года. Выходит, что это недавнее решение Министерства образования просто лишь узаконило статус кво в деле преподавания «истории румын». А заодно, власть имущие, заметив повышенное внимание общественности и оппозиционной ПКРМ к этой теме, решили отвести от удара дружественное им румынское правительство. Ну не подставлять же главного спонсора учебников, которые официально не действительны?!
Теперь – о самом главном. О содержании этих учебников и их соответствии вышеперечисленным рекомендациям Совета Европы. Вкратце проанализируем учебник по «всемирной истории и истории румын. Период новейшей истории» для 12 класса, 2011 года издания, автор – Николае Енчиу, спонсора мы уже указали. Интересующий нас период – 1940 по 1945 годы, ищем, что же говорится о Молдове. А поскольку название «Молдова» упоминается в учебнике раз – два и обчелся раз, то ищем упоминания о Бессарабии.
Отдельная глава посвящена тому, как «румынская территория Бессарабии и северной Буковины были оккупированы СССР». Соответственно, авторы учебника не забыли упомянуть, о «массовом терроре советской власти против местного населения Бессарабии». Так, например, указывается, что 14 июня 1941 года из «МССР в ряд русских регионов были сосланы в ссылку более 22 тысяч человек. …А еще к августу 1940 года советская власть мобилизовала и послала на насильственные работы около 53 тысяч молодых людей из сел Бессарабии».
Отдельная глава кратко повествует об участии Румынии во Второй мировой войне. Указано, что знаменитый призыв Антонеску солдатам перейти Прут был встречен жителями Бухареста «с надеждой, с желанием стереть унижение, которому они подверглись летом 1940 года». И как итог первого этапа участия в войне на стороне Германии, «румынские войска освободили Бессарабию и Северную Буковину, восстановив тем самым границу, существовавшую на 1 января 1940 года». Описание каждой значимой битвы авторы учебника сопровождают данными о потерях румынских войск. Есть даже таблица общих потерь румын с 1941 по 1944 годы. И с сожалением констатируется, что с марта 1944 года перед румынским руководством встала проблема: «советские войска вошли на национальную румынскую территорию». И далее, автор с не меньшим сожалением, рассказывает, как в «результате государственного переворота 23 августа 1944 года» Румыния перешла на сторону союзников. И при этом в учебнике признается, что «эта военная румынская акция привела к разгрому всего фронта Вермахта в юго-восточной Европе. Также, акт госпереворота ускорил поражение Рейха на 6 месяцев».
Вот что гласит отдельная вставка этой главы об отношении румынских властей к евреям и цыганам. «После начала войны против СССР, учитывая, что еврейское население Бессарабии и Северной Буковины было в основном благосклонно к советским оккупантам и с их стороны имели место криминальные действия против румынской армии, Антонеску принял решение депортировать все еврейское население из Бессарабии и Буковины по другую сторону Днестра. К ним были добавлены, без объяснения, некоторые группы евреев из остальной части страны и значительное число – которое до сих пор толком не выяснено – цыган, в общей сложности эта массовая депортация насчитывала около 150 тысяч человек (из Бессарабии – прим.автора учебника), которые были буквально брошены в пустыне, без предусмотренных структур приема. Будучи зоной войны и зная жестокое обращение немецкой армии при ее продвижении, окончательная оценка количества умерших и пропавших без вести невозможна…Необходимо добавить, что в последующие годы маршал изменил свое отношение к еврейскому меньшинству, в 1942-43, несмотря на повторные требования немецкого правительства передать им наших евреев, он постоянно отказывал немцам, даже более того, он способствовал спасению евреев с Запада и из Северной Трансильвании, оккупированной венграми». Эта цитата приведена из книги Неагу Джувары «Краткая история румын, рассказанная молодым».
Как я не пыталась найти в этом учебнике альтернативную точку зрения, которая общеизвестна большинству специалистов, о том, что на территории Молдавии и Транснистрии во время Второй мировой войны румынами были убиты от 350 тысяч до полумиллиона человек, я так этого и не нашла.
Зато в этом учебнике мне повстречалось важное доказательство того, что советский режим был как минимум в 10 раз хуже и страшнее нацизма. В таблице «Жертвы тоталитарного коммунистического режима СССР 1924-1975 гг.» итого таких жертв начиталось 60 млн человек. И чуть ниже – жертвы концлагерей нацизма, всего таковых, по данным Нюрнбергского процесса – 6 млн человек. Комментарии излишни. Разве что стоит добавить, что в таблице нацистских лагерей указаны существовавшие в Германии, Польше, Австрии, Франции, Чехии. Ничего о лагерях Прибалтики, Румынии в границах с 1941 по 1944 годы не сказано.
А значит, их не было. Бессарабия времен Антонеску практически цвела и пахла, вот только советский режим всячески этому мешал. Так должен думать любой молдавский ученик, обучающийся по такому вот учебнику, рекомендованному Министерством образования.
И чтобы совсем уж довершить картину, приведу описание режима Антонеску, по версии авторов данного опуса. «Ион Антонеску установил авторитарный режим, сконцентрировал власть государства в собственных руках, сохранил традиционные ценности в тех непростых условиях, через которые проходило румынское общество и государство. Его руководство было патерналистским, традиционалистским, защищало частную собственность и рыночные механизмы. Репрессивный аппарат функционировал – по сравнению с нацистским и советским – на очень умеренном уровне».
Рядом с этим эффектным описанием режима Антонеску как раз кстати приставлена фотография отряда легионеров, на которой их предводитель вскидывает руку в нацистском приветствии.
Вот такая вот история румын. На деньги румынского правительства. Думается, что даже этой малой толики проанализированного из одного конкретного учебника достаточно, чтобы сделать самый главный вывод.
Учебники по истории румын целенаправленно делают из подрастающего поколения граждан Молдовы …граждан другого государства. Тех, для кого все, что связано с Молдовой, молдавским языком, историей, традициями, является выдумкой «страшного коммунистического режима», а не естественным продолжением 650-летней истории. Тех, кто на прямой вопрос с видеопанно в центре столицы «А кто твой герой – Солтыс или Антонеску?» ответит однозначно в пользу статного румынского маршала. Тех, для кого 9 мая – это бессодержательный День Европы, а не памятный День Победы, без которой не было бы современной Европы.
Один из поворотных моментов в деле «перевоспитания» молдавских школьников наступит скоро, в июне. В этом году экзамен по истории, решением министерства, был объявлен обязательным для выпускных 9-х и 12-х классов. Уже есть сигналы недовольства из ряда учебных заведений об очередных рекомендациях министерства образования.
Нетрудно догадаться, что они рекомендуют школьникам написать в своих ответах для получения положительной оценки.
Нетрудно догадаться, что они рекомендуют проигнорировать решения Нюрнбергского международного трибунала.
Нетрудно догадаться, что они рекомендуют проигнорировать решения Парижского мирного договора 1947 года.
Нетрудно догадаться, что они рекомендуют проигнорировать рекомендации столь любимых ими европейских структур вроде Совета Европы.
Ведь обо всем этом действительно нетрудно догадаться. Поэтому нам всем, молдавской общественности, гражданскому обществу, необходимо в этом случае не действовать разобщено и постфактум, а идти сообща на опережение, бороться за торжество исторической правды. И всеми возможными мирными способами вместе необходимо остановить эту ползучую коричневую чуму в Молдове. Для того, чтобы помня о прошлом, мы стремились в будущее.
Инна ШУПАК,
депутат парламента