1061

Чистосердечное признание

Казалось, что более скандального признания в организации 7 апреля, чем речь Гимпу в литовском сейме, быть не может. Но нет. Правда, озвученная спикером парламента, на этой неделе приобрела вполне конкретные очертания. Обиженные на Тэнасе за отказ от регистрации представители «Новых правых» рассказали о том, как ЛДПМ и легионеры совместно готовили акции 6–7 апреля.



По всему Кишинёву развешены огромные плакаты. На них — силуэт Молдовы, подозрительно зелёного, «филатовского» цвета и надписи, посвящённые 7 апреля. Одна из них гласит: «7 апреля мы начали писать историю Молдовы». Текст на втором билборде заставляет включить абстрактное мышление, но также достаточно прозрачен: «Молдова. Ро? Молдова. Ру? Молдова. Еу! 7 апреля». Из этих текстов, авторство которых пока не установлено, становится ясной одна принципиальная вещь: заказчики данной наружной социальной рекламы относятся к событиям 7 апреля с огромным пиететом. Они не считают произошедшее без малого год назад в центре Кишинёва массовыми беспорядками с элементами вандализма и мародёрства. Напротив! Именно с них, с этих кошмарных событий, как убеждают нас анонимные авторы плакатов, началась история Молдовы, да не простая, а европейская.

В подобном агитпропе, с которого, безусловно, началась массовая коррекция общественного мнения в преддверии первой годовщины 7 апреля, не стоит искать элементов исторической правды (для государства с 650-летней историей утверждения, будто история страны началась год назад, довольно обидны). Зато, если спокойно и внимательно проанализировать его содержание, можно обнаружить правду в юридическом, если угодно — уголовном смысле этого слова. От заказчиков плакатов совершенно очевидным образом тянется ниточка к организаторам беспорядков. А, впрочем, надо ли идти по столь сложному пути? В последнее время они сами довольно откровенно в этом признаются. Воистину, как бы чёрт ни прятал рога, его узнают по копытам.

Во весь голос

По большому счёту заявление Михая Гимпу перед литовским сеймом окончательно закрывает общественную дискуссию о том, что в Молдове происходило 7 апреля и кто за этим стоял. А заявил он буквально следующее: «К сожалению, Молдова не пошла по балтийскому пути, а скиталась почти 20 лет между коммунизмом и демократией. Революция 7 апреля и жертвы среди молодых людей потребовались для того, чтобы прекратить эти блуждания и вернуть Молдову в семью демократических стран». Конец цитаты. И эта эмоциональная фраза исполняющего обязанности президента Молдовы вполне может расцениваться в качестве чистосердечного признания. Ведь из заявления Михая Гимпу следует, что в Молдове 7 апреля происходила антикоммунистическая революция. Таким образом, вопрос, а кто за ней стоял, отпадает сам собой: раз революция была антикоммунистической, стало быть, стояли за ней антикоммунисты. В качестве справки: управляющий страной «Альянс за евроинтеграцию», состоящий из четырёх партий, является антикоммунистическим.
И это хорошо, что Михай Гимпу признался в этом именно сегодня, накануне первой годовщины тех ужасных, драматических событий. Теперь продолжать спор на тему, а что это было, представляется достаточно бессмысленным. Бессмысленным, поскольку Гимпу на этот вопрос ответил.

Ещё более бессмысленной выглядит предыдущая, наспех сколоченная партиями нынешней правящей коалиции версия о том, что события 7 апреля, мол, были организованы предыдущей властью в лице Партии коммунистов. Эту изначально крайне неправдоподобную версию всё ещё пытаются поддержать на плаву некоторые пролиберальные аналитики. Как обычно — безапелляционно и бездоказательно. Сегодня всем надлежит внимательно слушать, что говорит лидер правящего альянса Михай Гимпу. А он говорит, что это была антикоммунистическая революция. И раз так, то коммунисты не могли её организовать по определению. Коммунисты обычно не организовывают антикоммунистических революций. Антикоммунистические революции обычно организовывают антикоммунисты.

Папук, Ботнарь и Гимпу

В свете чистосердечного признания Михая Гимпу выглядит совершенно бессмысленным уголовное преследование бывшего руководства Министерства внутренних дел, которое, напомню, обвиняется в служебной халатности именно в связи с событиями 7 апреля. Если перевести с юридического на общечеловеческий язык, то обвиняют Георгия Папука и Владимира Ботнаря в недостаточном рвении при разгоне того бардака и бедлама, который творился вокруг и внутри зданий парламента и администрации президента. Исходя из признательной логики Михая Гимпу, их нужно не судить, а награждать орденами и медалями. Причём ровным счётом за то же самое, в чём их сегодня обвиняют. И приписываемую им сейчас служебную халатность, видимо, следует трактовать как непротивление антикоммунистической революции, произошедшей 7 апреля под руководством политиков-антикоммунистов. Включая, очевидно, и самого Михая Гимпу.

Если же оставаться в рамках той правовой логики, по которой бывшее руководство МВД пытаются отправить под суд — за халатность, то рядом с ними должен теперь, наверное, оказаться и Михай Гимпу как один из организаторов апрельских погромов. Благо у прокуратуры есть теперь на руках его чистосердечное признание, прозвучавшее перед литовским сеймом.

Новый правый Филат

Дальше — больше! Грянула настоящая сенсация, которую старательно «не заметили» профилатовские СМИ. Скандал начался с того, что руководимый заместителем Филата по ЛДПМ Александром Тэнасе Минюст отказался регистрировать экстремистскую прорумынскую организацию «Ноуа дряпта» («Новые правые»). Именно как экстремистскую и прорумынскую. В сущности это было достаточно бессмысленным демаршем, поскольку некоторое время назад принадлежащее либерал-демократам Министерство юстиции совершенно официально внесло в реестр общест-венных организаций Молдовы клона «Новых правых», так называемое «Национал-христианское движение» во главе с одним из «героев» беспорядков 7 апреля Сергеем Лашко, по кличке «Сейф». Именно его бритая голова и очень похожая на свастику нарукавная нашивка то и дело мелькает в самые горячие моменты штурма парламента и президентской резиденции. Так что с точки зрения фактов и логики, отказав «Новым правым» в регистрации, либерально-демократический Минюст всего лишь попытался быть «наполовину беременным». Однако и этот слабенький, не понятно, на кого рассчитанный камуфлирующий маневр, очень не понравился «Новым правым». И они разразились подлинным разоблачением, на которое, повторимся, очень тщательно не обратили внимания средства массовой информации, поддерживающие партию Филата в частности и правящий альянс вообще. А обратить внимание явно было на что.

Письмо в адрес министра юстиции Александра Тэнасе, размещённое на одном из сайтов «Новых правых», в частности, гласило: «...Теперь хотел бы вас спросить, господин Тэнасе, если вы уж так не любите легионеров, почему вы ничего не сказали бессарабским легионерам тогда, перед 6 и 7 апреля. Когда они посещали ваш офис и беседовали с лидером ЛДПМ о том, какие действия должны последовать после «сфальсифицированных» апрельских выборов? Почему вы ничего не возразили легионерам тогда, когда они стояли перед толпой 6–7 апреля и кричали «Долой коммунистов!» и «Да здравствует демократия!»? Вы бы ещё 1000 лет не стали министром, если бы не было легионеров. Говорим это без преувеличения! Вы проявили трусость и отсутствие достоинства, отказывая в регистрации «Новым правым», выдвигая тем самым обвинения против легионеров…»

Слили, как рассол

Итак, обиженные Минюстом легионеры ещё более чистосердечно, чем Гимпу, признались в том, что принимали непосредственное и активное участие в апрельских погромах. Собственно, это и так было известно. Кадры, на которых крепкие бритоголовые парни в одежде, обильно украшенной унионистской символикой, швыряют камни в полицейских, здания парламента и президентской администрации, облетели весь мир.

Однако совсем недавно главный «герой» легионерского послания, министр юстиции Александру Тэнасе давал показания по поводу событий 7 апреля в прокуратуре. И он сообщил, что погромы, по его мнению, были хорошо организованы, а действия манифестантов чётко координировались. По его словам, в толпе находились люди, говорившие на русском (!) языке, из чего адвокат Тэнасе сделал «блестящий» вывод: беспорядки были организованы предыдущими властями в лице ПКРМ. Теперь, после того, как «Новые правые» обнародовали своё письмо, становится окончательно понятно: Тэнасе говорил только часть правды. Всё, что происходило в центре Кишинева 7 апреля, действительно было хорошо спланировано и неплохо координировалось. Однако, как следует из легионерского писания, планировалось это не в разгромленной впоследствии администрации президента, не в СИБе, не в МВД, а в штаб-квартире Либерально-демократической партии Влада Филата и Александру Тэнасе. Более того, именно с лидером ЛДПМ, Владом Филатом они обсуждали свои будущие действия. Причём, как следует из письма, и они сами, и Филат подо-шли к данному вопросу с предельным цинизмом: и прорумынские экстремисты, и Филат точно знали, что никаких фальсификаций не будет, и обсуждали «силовой» сценарий вне зависимости от этого. Недаром же слово «сфальсифицированные» выборы в письме возмущённых легионеров взято в аккуратные и недвусмысленные кавычки. Слили, как рассол, сдали, как стеклотару. Сделка с чёртом бесследно не проходит. Она оплаты требует.

Джин из бутылки

Вот теперь всё становится на свои места и выглядит крайне логичным. В частности, понятно, почему именно Филат подал официальную заявку на проведение митинга на 7 апреля: у него к тому моменту всё было обсуждено и подготовлено — и побудительный мотив, та самая, пресловутая «фальсификация» выборов, и основные лозунги, они указаны в легионерском письме «Да здравствует демократия», «Долой коммунистов», и главная движущая сила — легионеры, в чём они сами честно признаются. Получается, всё, что происходило позже, — панические попытки нынешнего премьера остановить беснующуюся толпу, его истерический выкрик: «Я не выводил своих людей!», спонтанные обвинения в адрес тогдашних властей — просто недорогая постановка, призванная скрыть собственное авторство. Или он по-настоящему испугался, увидев, что не в силах совладать с собственноручно выпущенным из бутылки джином? Не суть важно.

После того, как организация «Ноуа дряпта» обнародовала свои контакты с ЛДПМ для подготовки совместных выступлений 6–7 апреля, причинно-следственная связь между Владом Филатом, его партией и апрельскими погромами установлена  окончательно и, видимо, обжалованию не подлежит. Отсутствие комментариев со стороны премьера эту связь лишний раз подчеркивает и закрепляет. Равно как его суетливые действия после 7 апреля, когда он обратился в примэрию с просьбой аннулировать заявку на проведение акций протеста в центре Кишинёва, а примэрия в лице Дорина Киртоакэ эту просьбу Филата удовлетворила. Повторюсь: это было уже после того, как здания парламента и администрации президента были разгромлены, сожжены и разграблены.

Есть ещё у кого-то вопросы, а почему, собственно, один из руководителей ЛДПМ Виталий Нагачевский так рвался на непрестижный и не сулящий политических дивидендов пост главы парламентской комиссии по расследованию событий 7 апреля? Удивительно ли, что комиссия эта по сути дела не заседала и никаких свидетельств не рассматривала?

Интересно,  повернётся ли ещё хоть раз язык у Филата ли, у его однопартийцев ли, у его соратников по альянсу ли обвинить после легионерских-то откровений в организации апрельских погромов Партию коммунистов?

Славой — сочтёмся

Всё это время мы с изумлением наблюдали, как постепенно смещаются понятия. С одной стороны, партии альянса на каждом углу обвиняли в организации беспорядков прежнюю власть, прежние спецслужбы и лично Владимира Воронина, но с другой — придавали событиям 7 апреля историческое значение. Стараясь к ним примазаться. Именно отсюда шокировавшая подавляющее большинство молдавского общества инициатива нынешней власти об установке памятника «героям» 7 апреля, упоминавшиеся в начале статьи панно, указывающие, что именно 7 апреля началась европейская история Молдовы, внезапные откровения Гимпу о «революции» и ее «искупительных жертвах». Именно отсюда та, не поддающаяся разумному объяснению ситуация, при которой полицейские, стоявшие безоружными под градом камней, идут под суд, а провокатор Анатол Мэтасару провозглашен жертвой полицейского произвола, бритоголовый легионер по кличке «Сейф» является респектабельным лидером официально зарегистрированного в Молдове общественно-политического движения.

Это какой-то идеологический капкан, когда воспользоваться плодами «революции» очень хочется, а вот нести ответственность за погромы — нет. Данное противоречие наблюдалось ещё 7 апреля, когда часть манифестантов открыто обвинила политических лидеров в предательстве. Уже тогда прозвучало: они нас вывели, а потом бросили.
Год спустя, 7 апреля 2010 года, наверняка опять позовут — теперь уже праздновать годовщину «великой победы демократии», видео потом пригодится в предвыборных роликах Они будут произносить зажигательные речи, называть людей, громивших парламент и резиденцию президента, «героями», греться в лучах их сомнительной славы, но о роли своих личностей в этой, всё менее и менее — после легионерского письма — тёмной истории, говорить лишь намёками, чтобы не отпугнуть умеренных избирателей.

Скоро очередные внеочередные выборы, и вся правда о 7 апреля может смести правых с электорального поля. И, значит, из официальных источников мы её не дождёмся. А то получится по Достоевскому: «Я не старуху убил, я себя убил». Но из того же великого романа с говорящим названием «Преступление и наказание» мы знаем: правда, как её ни прячь, дорогу себе отыщет. Вот она и пробивается — то в виде фрейдистских оговорок Гимпу, то в виде легионерских посланий, и даже в образе откровенной, беспардонной, путанной и циничной лжи нынешних правителей. Всё меняется. Сегодня чем откровеннее ложь, тем очевиднее правда.
 
0