1030

Дипломатическое безведомство



 
О том, что внутри Министерства иностранных дел и евроинтеграции давно зреет недовольство руководством ведомства, людям, интересующимся дипломатической кухней, известно. Но недавно в руки корреспондента «МВ» попало документальное подтверждение этого факта. «Размышления по завершении деятельности в Нью-Йорке» - так назвал свое послание, адресованное руководству МИДЕИ и бывшим коллегам, экс-постоянный представитель РМ в ООН Александр Кужбэ. Довольно жесткое письмо обличает неэффективность деятельности министерства на ооновском направлении, а также содержит критические замечания о работе МИДЕИ в целом. 
 
Заявления МИДЕИ так же безупречны, как всегда тщательно начищенные ботинки министра Лянкэ. Но если верить профессиональным оценкам экс-посла Кужбэ, то выясняется, что многие из них далеки от действительности. Например, те, которые касаются приоритетного характераотношений с ООН.
 
Из пяти бывших послов РМ в ООН (Нью-Йорк) на сегодняшний день в МИДЕИ работает ноль, напоминает коллегам Александр Кужбэ. Нет среди штатных сотрудников МИДЕИ и послов, представлявших ранее нашу страну в женевских структурах ООН. А их было трое. Из бывших молдавских дипломатов, работавших в миссии ООН в Женеве, в МИДЕИ трудится только один.
 
Но оказывается, не только из ООН послы не возвращаются в МИДЕИ. На сегодняшний день в составе министерства всего четыре бывших посла. Это замминистра Наталья Герман и еще три начальника управлений. Учитывая, сколько было послов за 20 лет существования молдавской дипломатии, вывод напрашивается печальный. Это значит, что в МИДЕИ не существует преемственности поколений, а опыт, наработанный из государственных, кстати, средств, исчезает бесследно. По крайней мере, для министерства.
 
«Работающие в МИДЕИ дипломаты, занимающиеся проблематикой ООН, ни разу не бывали в Нью-Йорке, чтобы ознакомиться напрямую с ООН, чтобы представлять Республику Молдова, вести переговоры, голосовать и т.д., - пишет А. Кужбэ. – Но в то же время с них ежедневно спрашивают различную информацию, тезисы, инструкции для дипломатических миссий РМ…».
 
Далее экс-посол предлагает руководителю МИДЕИ тему для полезного размышления: «Деятельность в ООН приносит исключительно лишь политические дивиденды для страны, и те не всегда сиюминутные или исчисляемые в конкретных суммах. Многочисленные выступления, проблемы, инициативы, голосования, которые выходят далеко за пределы интересов РМ, возможно, и не стоили бы нашего внимания. Однако, исключая самих себя из этих процессов, как можем мы привлечь внимание других к нашим интересам и проблемам, кто станет поддерживать Молдову в ситуации полного нашего абсентеизма по отношению к глобальным, региональным (внеевропейским) проблемам…».
 
На последних трех сессиях Генеральной ассамблеи ООН (2009–2011 гг.) лишь Республика Молдова была представлена на уровне посла. И это притом, что трибуна Генассамблеи – уникальная возможность представить миру успехи страны, получить поддержку, наработать авторитет.
 
Византийцы в Молдове
 
Нынешнее руководство МИДЕИ на заре своей управленческой работы заверяло, что способно поднять уровень деятельности министерства на качественно новый профессиональный уровень. Многие тогда поверили в такие посулы. Юрий Лянкэ, за плечами которого подготовка в МГИМО, а также более чем 10-летний опыт работы на дипломатическом поприще, в том числе в первом составе посольства РМ в США, тогда, почти три года назад, вызывал доверие.
 
«С первых дней на посту министра он заявил о необходимости радикального переустройства ведомства, пересмотра внешнеполитических ориентиров, а также выдал множество хороших идей, - рассказывает один из сотрудников МИДЕИ. - Он пообещал покончить с подковерными играми в процессе назначения на дипломатические должности в посольствах. Уверял, что все будет происходить максимально прозрачно и справедливо, в соответствии с принципами меритократии. Это одно из его любимых словечек. Однако выстроить систему управления, при которой руководящие посты занимают наиболее способные люди, независимо от партийной принадлежности, степени родства с шефом и финансового достатка, не удалось».
 
Методы управления МИДЕИ и назначения на диппосты за рубежом сотрудники ведомства сравнивают с византийскими. Возможно, именно поэтому собеседники «МВ» просили не называть их имен в публикации. «Последствия для нас могут быть плачевными», - объяснили они.
 
По их словам, никакой прозрачности решений не существует и в помине. Решения относительно назначения послов и сотрудников диппредставительств за рубежом принимают только три человека: министр Ю. Лянкэ, генсекретарь Михай Кэпэцинэ (он земляк министра – тоже родом из Чимишлии, а до этого верно служил Андрею Стратану) и начальник Департамента двустороннего сотрудничества Алла Белявски (давнишняя подруга нынешнего министра).
 
По каким принципам происходят назначения, никто объяснить не берется. «Одни сидят в МИДЕИ по три-четыре года, а то и по шесть-десять лет, а другие попадают в списки посольств, даже не отработав положенный по закону год в составе министерства. Ну разве что с дочерью министра внутренних дел все очевидно. Лянкэ и Ройбу получили министерские посты по квоте одной и той же партии. А своему – как отказать? Вот Марианна Ройбу и отбыла в Вену, несмотря на то, что после предыдущей ее миссии за рубежом еще не истек положенный по закону год», - приводят пример мои собеседники.
 
Эффект домино
 
В результате сложившейся системы, посольства Молдовы в Австрии, Бельгии, Чехии возглавляют люди, поработавшие до этого лишь в одной дипмиссии. Послы в США, Италии, Эстонии и Литве - вообще не имеют дипломатического опыта. А нынешние руководители молдавских посольств во Франции, Великобритании и при ООН (Нью-Йорк) успели лишь недолго поработать в структурах МИДЕИ, из которого давно ушли. Между тем, по мнению специалистов, для того, чтобы дипломат адекватно исполнял обязанности посла, у него должен быть опыт работы как минимум в трех посольствах и притом в разных должностях.
 
Подражательство византийцам не остается без последствий. Самая громкая история вышла с послом РМ в Румынии. Юрий Реницэ сделал ряд антигосударственных заявлений, в частности, сообщил в интервью, что выступает за объединение двух стран. Как для гражданина Румынии, каковым он является, подобные речи, возможно, естественны, но для посла суверенной Молдовы…
 
С назначением посла в Румынии наша страна вообще выделилась. Назначать послом в стране гражданина страны пребывания - очень редкая практика. Даже в Венской конвенции о дипломатических сношениях есть отдельная статья на этот счет. Ну, действительно, какой стране будет служить этот посол – той, что его назначила, или той, в которой он работает?
 
…Во всяком ведомстве любая весть, как бы ее не пытались скрыть от огласки, разносится невероятно быстро. Содержание письма Кужбэ руководству МИДЕИ также довольно быстро стало достоянием министерских кабинетов.
 
«Кужбэ все верно подметил, - заверяли меня сотрудники МИДЕИ. - Бывший министр Стратан также говорил о европейском векторе и также работал на этом направлении. И точно так же Европа приветствовала европейские устремления Молдовы и поддерживала усилия страны на этом пути. Но при коммунистах МИДЕИ мог рассчитывать только на доброжелательное похлопывание по плечу. При нынешней власти «беспрецедентная открытость» европейских партнеров к Молдове не дает результатов по другой причине – уж слишком слабое руководство у нашего дипкорпуса. Скорее всего, это и побудило господина Кужбэ поделиться своими «Размышлениями» с бывшими коллегами».
 
Впервые за долгие годы все руководство МИДЕИ является продуктом министерства. Все, кто в него входит, - выходцы из этой структуры. Тем не менее министерство стало неким безведомством, где в достатке только «свои люди».

0