930

Блогер: Я румын!

94 года назад произошло одно из немногих хороших событий в истории территории, сегодня зовущейся Республика Молдова.
Я не буду говорить с патриотическим пафосом, не стану восхвалять тех, кто маршировал в воскресенье 25 марта, также не буду осуждать тех, кто зовет себя «Патриотами Молдовы» и вышел навстречу марширующим для того, чтобы устроить провокацию. Вместо этого я расскажу вам пару историй, которые мне рассказывал мой дедушка, да простит его Господь.
Мой дед был простым крестьянином, который во времена Советского союза работал на сельской ферме, где разводили коров. Вместе с бабушкой они зарабатывали 250 рублей в месяц. Более чем достаточно, по тем временам. Настолько достаточно, что в 1992 году у них на «книжке» было около 40 тысяч рублей. Для тех, кто не знает, «книжка» - это своего рода депозит. После развала СССР от этих денег ничего не осталось, но им было все равно. Самой большой трагедией был крах Советского союза.
Он ненавидел румын. Говорил, что румыны были агрессивными, постоянно издевались над молдаванами. Для ненависти у него были серьезные причины, и он о них мне рассказал. Одним из аргументов было то, что его били в школе. Якобы, приезжал злой учитель на белом коне, из Ясс, и ставил в угол на кукурузу тех, кто не желал учиться или не слушался. В конце концов, «агрессивность» учителя сослужила моему деду хорошую службу – он выучил латинский алфавит и даже мог читать.
Также мой дедушка люто ненавидел жандармов. Говорил, что они были грубыми и невоспитанными. Они издевались над теми, кто не убирался в своем дворе. Те, кто не здоровался уважительно со старшими, тоже получали нагоняй от злых жандармов. Возделывание огорода, уход за домашними животными – ничто не могло укрыться от бдительного ока «грубых» жандармов с дубинками. Когда пришли русские, стало гораздо лучше, - говорил мой дедушка… Никто больше тебя не ругал за то, что коровы убежали с колхозной территории, а огороды сами перешли в собственность колхоза.
Других аргументов против румын у моего дедушки не было. Более того, он признавал, что во времена «оккупантов» он научился читать, вести себя вежливо, быть хозяйственным и работящим. После 1945 года он научился только одному – быть послушным.
Я румын, но не принимаю участия в маршах. Я уверен, что Объединение можно осуществить не при помощи маршей и пламенных заявлений. Объединение возможно благодаря воспитанию – мы должны в школах узнавать кто мы, а выходя из них быть готовыми к жизни. Объединение возможно благодаря уважению – нам надо научиться уважать, в первую очередь себя, а потом нас начнут уважать и меньшинства (не по закону кулака, а по закону примера). Объединение станет возможно благодаря большому труду – мы должны научиться быть хозяевами, убираться в собственном дворе и вокруг него, должны построить здоровую и сильную экономику, страну, в которой закон будет уважаться всеми, а коррупция исчезнет.
Объединение станет реальностью только тогда, когда мы станем настоящими румынами и настоящими европейцами. И тогда Объединение не будет означать обязательно исчезновение Республики Молдова – исчезнут политические границы и барьеры менталитета.
Я румын, и горжусь этим!
 
Алекс КОЗЕР
Перевела с румынского Вера БАЛАХНОВА
Источник: http://www.alexcozer.com/2012/03/sunt-roman.html



0