Цены на бензин пока держатся
«У Молдовы своей нефти нет, так что мы полностью зависим от экспорта..." Фото: izvestia.ru
Каждое утро автомобилисты с замиранием сердца смотрят на табло у автозаправочных станций. К счастью, пока негативные прогнозы не оправдываются. Февраль перевалил уже за середину, а цены на горюче-смазочные материалы все еще остаются на прежнем уровне.
Между тем эксперты в один голос уверяют, что повышение стоимости топлива неминуемо. Вопрос только в сроках. Сколько же времени еще осталось в запасе?
Для роста цен на ГСМ есть несколько оснований. В первую очередь – это повышение акцизов, предусмотренное налогово-бюджетной политикой Молдовы на 2012 год. Минфин объясняет введение данной меры необходимостью приведения акцизов на бензин и дизтопливо в соответствие с прогнозируемой инфляцией. В итоге с 1 января 2012 г. акцизы на нефтепродукты были увеличены на 6,9%.
Таким образом, акциз на бензин увеличился с 2700 до 2885 леев за тонну, на дизтопливо - с 1125 леев до 1200 леев. К тому же впервые в республике в этом году был введен акциз на сжиженный газ. Он составляет 1,8 тыс. леев за тонну. Ну, а поскольку акцизы в стоимости бензина составляют более 30%, а в цене на дизтопливо – порядка 25%, понятно, что цены на горючее неизбежно поползут вверх. По предварительным расчетам, в итоге роста акцизов стоимость бензина и дизтоплива повысится примерно на 30-50 банов за литр. Еще более существенно вырастет цена на сжиженный газ - на 1,2 лея за литр.
В 2011 году цены на бензин в Молдове повышались четыре раза, на дизтопливо - пять раз, а на сжиженный газ – семь раз. Согласно отчету Национального агентства по регулированию в энергетике (НАРЭ) о состоянии рынка нефтепродуктов за девять месяцев 2011 года, средняя розничная цена на бензин по сравнению с аналогичным периодом 2010 года выросла на 17,2% и составила 15,63 лея за литр. Дизельное топливо подорожало на 24,7% (до 14,66 леев за литр), а сжиженный газ на 15,4% (до 7,5 леев за литр).
НАРЭ уверяет, что рост розничных цен на бензин и дизтопливо был вызван исключительно повышением котировок цен на нефть на международных рынках. Между тем в представленном в конце прошлого года отчете аналитического центра Expert-Grup отмечается, что в ходе анализа ситуации с нефтепродуктами в Молдове было выявлено, что одной из причин роста цен является неэффективное регулирование ценообразования. Так, специалисты центра установили, что на самом деле компании позволяют себе включать в цену многие расходы, которые не имеют ничего общего с их основной деятельностью.
По словам автора исследования Адриана Лупушора, из-за попустительства НАРЭ автовладельцы оплачивают такие траты, как например, расходы на консультирование, на представительство, на уплату процентов по банковским кредитам. Свой негативный вклад вносит и несовершенство законодательства, затрудняющее вхождение на этот рынок новых игроков, и соответственно, поддерживающее слабую конкурентную обстановку. Все это позволило экспертам сделать вывод, что цены на горючее в Молдове формируются искусственным образом. Но операторы рынка нефтепродуктов настаивают на том, что четко следуют за ситуацией на внешних рынках.
Кстати говоря, в этом году ожидается, что нестабильности на международных биржах станет еще больше. Как рассказал председатель Ассоциации импортеров нефти РМ Валентин Бодиштяну, уже сейчас рост цен на международных биржах на нефть составил 2-3%. А тонна дизельного топлива стоит уже 1200-1300 долл., в то время как в конце года его цена составляла 980 долл. за тонну.
«Пока мы никак не реагируем на эти скачки, но это не может длиться долго, - сказал Бодиштяну. – Запасы горючего, оставшегося с прошлого года, подходят к концу. А это значит, что мы вынуждены будем учитывать повышение акциза, и соответственно, поднимать цены».
При этом Бодиштяну опроверг появившуюся недавно в СМИ информацию о том, что импортеры нефтепродуктов уже отправили в НАРЭ уведомление о своем намерении повысить цены. «Пока еще никаких уведомлений мы не отсылали, но думаю через неделю, может немногим больше, мы вынуждены будем это сделать. Поскольку, как я уже говорил, прошлогодние запасы на исходе», - подчеркнул он.
Что касается долгосрочных прогнозов по ценам на нефтепродукты, то здесь все будет зависеть от внешних факторов. К тому же любой прогноз имеет лишь 50% вероятности реализации. «У Молдовы своей нефти нет, так что мы полностью зависим от экспорта, – отметил Бодиштяну. - На ситуацию на международных биржах оказывают влияние очень многие показатели. В частности свою лепту могут внести неблагоприятные метеоусловия нынешней зимы; ожидаемое замедление экономического развития в различных регионах мира; введение эмбарго на экспорт иранской нефти и т.д. Часть из этих факторов будет работать на понижение цен, часть на повышение. Что перевесит, покажет время».
Ну а пока из-за непогоды количество транспорта на дорогах значительно уменьшилось. Если снегопады продолжатся, тогда старых запасов бензина хватит и на более долгий срок. Как говорится, нет худа без добра.
vedomosti.md
Каждое утро автомобилисты с замиранием сердца смотрят на табло у автозаправочных станций. К счастью, пока негативные прогнозы не оправдываются. Февраль перевалил уже за середину, а цены на горюче-смазочные материалы все еще остаются на прежнем уровне.
Между тем эксперты в один голос уверяют, что повышение стоимости топлива неминуемо. Вопрос только в сроках. Сколько же времени еще осталось в запасе?
Для роста цен на ГСМ есть несколько оснований. В первую очередь – это повышение акцизов, предусмотренное налогово-бюджетной политикой Молдовы на 2012 год. Минфин объясняет введение данной меры необходимостью приведения акцизов на бензин и дизтопливо в соответствие с прогнозируемой инфляцией. В итоге с 1 января 2012 г. акцизы на нефтепродукты были увеличены на 6,9%.
Таким образом, акциз на бензин увеличился с 2700 до 2885 леев за тонну, на дизтопливо - с 1125 леев до 1200 леев. К тому же впервые в республике в этом году был введен акциз на сжиженный газ. Он составляет 1,8 тыс. леев за тонну. Ну, а поскольку акцизы в стоимости бензина составляют более 30%, а в цене на дизтопливо – порядка 25%, понятно, что цены на горючее неизбежно поползут вверх. По предварительным расчетам, в итоге роста акцизов стоимость бензина и дизтоплива повысится примерно на 30-50 банов за литр. Еще более существенно вырастет цена на сжиженный газ - на 1,2 лея за литр.
В 2011 году цены на бензин в Молдове повышались четыре раза, на дизтопливо - пять раз, а на сжиженный газ – семь раз. Согласно отчету Национального агентства по регулированию в энергетике (НАРЭ) о состоянии рынка нефтепродуктов за девять месяцев 2011 года, средняя розничная цена на бензин по сравнению с аналогичным периодом 2010 года выросла на 17,2% и составила 15,63 лея за литр. Дизельное топливо подорожало на 24,7% (до 14,66 леев за литр), а сжиженный газ на 15,4% (до 7,5 леев за литр).
НАРЭ уверяет, что рост розничных цен на бензин и дизтопливо был вызван исключительно повышением котировок цен на нефть на международных рынках. Между тем в представленном в конце прошлого года отчете аналитического центра Expert-Grup отмечается, что в ходе анализа ситуации с нефтепродуктами в Молдове было выявлено, что одной из причин роста цен является неэффективное регулирование ценообразования. Так, специалисты центра установили, что на самом деле компании позволяют себе включать в цену многие расходы, которые не имеют ничего общего с их основной деятельностью.
По словам автора исследования Адриана Лупушора, из-за попустительства НАРЭ автовладельцы оплачивают такие траты, как например, расходы на консультирование, на представительство, на уплату процентов по банковским кредитам. Свой негативный вклад вносит и несовершенство законодательства, затрудняющее вхождение на этот рынок новых игроков, и соответственно, поддерживающее слабую конкурентную обстановку. Все это позволило экспертам сделать вывод, что цены на горючее в Молдове формируются искусственным образом. Но операторы рынка нефтепродуктов настаивают на том, что четко следуют за ситуацией на внешних рынках.
Кстати говоря, в этом году ожидается, что нестабильности на международных биржах станет еще больше. Как рассказал председатель Ассоциации импортеров нефти РМ Валентин Бодиштяну, уже сейчас рост цен на международных биржах на нефть составил 2-3%. А тонна дизельного топлива стоит уже 1200-1300 долл., в то время как в конце года его цена составляла 980 долл. за тонну.
«Пока мы никак не реагируем на эти скачки, но это не может длиться долго, - сказал Бодиштяну. – Запасы горючего, оставшегося с прошлого года, подходят к концу. А это значит, что мы вынуждены будем учитывать повышение акциза, и соответственно, поднимать цены».
При этом Бодиштяну опроверг появившуюся недавно в СМИ информацию о том, что импортеры нефтепродуктов уже отправили в НАРЭ уведомление о своем намерении повысить цены. «Пока еще никаких уведомлений мы не отсылали, но думаю через неделю, может немногим больше, мы вынуждены будем это сделать. Поскольку, как я уже говорил, прошлогодние запасы на исходе», - подчеркнул он.
Что касается долгосрочных прогнозов по ценам на нефтепродукты, то здесь все будет зависеть от внешних факторов. К тому же любой прогноз имеет лишь 50% вероятности реализации. «У Молдовы своей нефти нет, так что мы полностью зависим от экспорта, – отметил Бодиштяну. - На ситуацию на международных биржах оказывают влияние очень многие показатели. В частности свою лепту могут внести неблагоприятные метеоусловия нынешней зимы; ожидаемое замедление экономического развития в различных регионах мира; введение эмбарго на экспорт иранской нефти и т.д. Часть из этих факторов будет работать на понижение цен, часть на повышение. Что перевесит, покажет время».
Ну а пока из-за непогоды количество транспорта на дорогах значительно уменьшилось. Если снегопады продолжатся, тогда старых запасов бензина хватит и на более долгий срок. Как говорится, нет худа без добра.
vedomosti.md