497

Руководителей населенных пунктов заставляют попрошайничать

 

Примар населенного пункта порой должен совмещать функции бухгалтера, снабженца и адвоката. По каким причинам примары должны за свой счет оплачивать мобильную связь, осуществляемую в рамках рабочей деятельности? Почему количество бензина, которое они могут использовать, рассчитано по минимуму?
Как объяснить тот факт, что примар населенного пункта порой должен совмещать функции бухгалтера, снабженца и адвоката? 

В таких условиях, сетуют руководители местных администраций, остаются работать либо энтузиасты, либо беспомощные управленцы. Журналист «Панорамы» разбиралась в том, как же разжать тиски существующей дискриминационной системы местного управления. 

Не у руля 

Во-первых, примары возмущаются жесткими ограничениями на использование бензина в служебных целях, которые были установлены в 2005 году постановлением правительства «О порядке использования органами публичного управления служебного легкового автотранспорта». Согласно положению, только примары населенных пунктов в 5000 жителей вправе нанять шофера. Но при этом ...машина должна быть его личной, а не предоставленной государством. 

– Согласно Конституции и действующему законодательству, для местных властей такие нормы недопустимы. Они также бессмысленны с практической точки зрения. Если их соблюдать, то нужно остановить деятельность всей местной администрации, –  считает Виорел Фурдуй, исполнительный директор Конгресса местных властей Молдовы (CALM). 

По его мнению, все нормативные акты и постановления правительства крайне далеки от реальности, с которой приходится работать примарам. 

– Километраж должен устанавливать местный совет, а не правительство, разрешающее примарам потратить в год бензина лишь на 24 тыс. км.  У меня под управлением  пять сел, расстояние между ними 8-10 км. А если учесть школы, детские сады, все объекты, которые находятся в ведении примэрии, выходит, что бензина, предоставленного государством, катастрофически не хватает, – рассказывает Штефан Влас, примар села Сэрата Галбенэ Хынчештского района, председатель территориальной Ассоциации примаров.  

Его коллега из села Молешты Яловенского района Михаил Катан возмущен тем, что на примэрию с населением в 1000 человек и на город, насчитывающий 23 тыс. жителей, отводится одинаковое количество бензина – 200 литров в месяц. И одна машина на всю примэрию.  

– Правительство вынуждает примаров ходить с протянутой рукой по заправкам, выпрашивать бензин. Что это за примар? Какое к нему будет уважение? – негодует Михаил Катан. 

Местным органам однозначно дают намного меньше средств, чем необходимо для выполнения своих рабочих обязательств. В расчет не берутся реальные расходы. Часто бывают случаи, когда по нуждам примэрии было израсходовано больше бензина, чем предусмотрено нормативными актами. И примэрия возмещала расходы Министерству финансов. На жалобы примаров никто не реагирует, а ответы Минфина поражают своей отстраненностью и безучастием.  

На нашу попытку выяснить критерии расчета трат на бензин, министерские чиновники сообщили, что нормативы были разработаны «на основе данных о расстоянии между городами», а также на основе «рационального использования бюджетных средств». Вы что-то поняли из этих формулировок? Автор статьи – ничего.  

Полный дисконнект 

Хуже ситуация с наличием телефонных аппаратов стационарной связи и оплатой переговоров с мобильных телефонов. В настоящее время в министерствах – один номер на двух чиновников. А в примэриях сел и коммун – один номер на 4-5 служащих и один факс. Служебных мобильных телефонов у примаров сел и коммун вообще не должно быть.  

– Такая «щедрость» для работников местной власти –  отражение некомпетентности людей, вырабатывающих такие нормы. Многие в правительстве даже не знают, что предусматривает Закон о местном публичном управлении и понятия не имеют о Конституции, Европейской хартии о местном самоуправлении, о том, как должны функционировать и взаимодействовать местная и центральная власти. Единственное, чему они научились –  контролировать и давать указания, причем часто абсолютно бессмысленные и оторванные от реальности, – сокрушается Ион Бескиеру, эксперт Конгресса местных властей Молдовы. 

В условиях, когда в примэриях нет специалистов и практически вся ответственность ложится на примаров, они должны сами оплачивать еще и мобильную связь. А если нужно срочно решить какую-то проблему? Как объяснять людям, ждущим помощи, что Министерство финансов выработало такие правила и не разрешает перерасход средств даже на несколько звонков? 

Не абсурд ли то, что примар, которого люди избрали и доверили решение своих проблем, не может самостоятельно разобраться с обеспечением органов местного управления бензином и телефонной связью. За него это делает Министерство финансов!   

– Министры имеют право использовать мобильную связь, а примары — нет! Но 80-90% затрат на оплату мобильной телефонной связи мы оплачиваем из собственного кармана. И это при том, что заработная плата у примаров ниже, чем у директоров школ. Директор, под ответственностью которого числятся 400 детей, получает 6 тыс. леев, а примар, в ведении которого может насчитываться 4000 жителей, получает не больше 5 тыс. леев, – сетует Штефан Влас.  

Чиновники Министерства финансов комментируют проблему телефонных переговоров заученными фразами, что постановление «об утверждении Нормативов количества абонентов служебных телефонов, факсов и мобильных телефонов для сотрудников органов публичного управления (за исключением правительственной телефонной связи)  было разработано, исходя из данных о количестве людей, проживающих в населенном пункте, и многих других показателей». 

Кроме того, как пояснили в Минфине, упомянутые нормативы действуют «на основании конкретных бизнес-функций и полномочий органов государственной власти». В министерстве пообещали, что вскоре все-таки разработают новое постановление, приближенное к реальным затратам примэрий. Но затруднились уточнить, когда новшества вступят в силу.  

Нет зарплаты – нет штата! Нет штата – нет результата! 

На первый взгляд, центральная власть увеличивает зарплаты работникам примэрий, но оставляет необоснованную разницу между уровнями управления. Основной аргумент Минфина – нехватка денег.  Однако, согласно Закону о местном публичном управлении, Европейской хартии о местном самоуправлении, примэрия вправе сама определять свой штат работников и устанавливать им заработную плату. И если руководителю села удается привлечь инвестиции, увеличить доход местного бюджета, он вправе стимулировать своих сослуживцев. 

По словам Виорела Фурдуй, посредством нормативных актов можно что-то корректировать в системе управления, но не использовать вместо закона. В Молдове же рекомендательные нормативные акты и письма министерств в адрес публичной администрации обладают законодательной силой.  

– У нас необязательные нормы становятся обязательными, ставятся выше закона, даже если ему противоречат. И в случае, если примар все же делает что-то разумное, но противоречащее политическим указаниям, правительство блокирует трансферты в неугодные населенные пункты. Если из министерских кабинетов пишут письма, чтобы на 20% уменьшать расходы на содержание штата, местные власти вольно-невольно должны выполнять навязанные указания из Кишинева, – комментирует эксперт CALM Ион Бескиеру.  

Согласно постановлению «О структуре и штатном расписании примэрий сел (коммун), городов (муниципиев)», принятому в 2003 году, штат сотрудников примэрии села в 1500 человек должен состоять из: примара, секретаря совета, главного бухгалтера,  а также работающих на полставки специалистов по землеустройству и по сбору налогов. Ни адвоката, ни архитектора, ни IT-менеджера. Любопытно, как при таких ограничениях правительство собирается переходить на электронный документооборот? 

Секретарь совета примэрии отвечает за легальность принятых решений и выполнение очень многих обязанностей. Но во многих селах и коммунах секретари не обладают юридическим образованием, несмотря на то, что закон требует наличие образования в области юриспруденции или публичной администрации. Однако юристы не согласны работать за мизерную зарплату. Разумеется, примэрия не может привлечь или удержать профессиональных кадров. 

– В нашем селе на 5700 человек работают восемь примэрийских сотрудников. В то время как на такое же количество людей в селах Румынии трудятся 17-20 специалистов. Мы сами должны писать проекты, потому что нанять профессионалов нам не по карману, – говорит Штефан Влас.  

Примар города Хынчешты Александр Ботнарь  возмущен тем фактом, что в районном совете работают 62 человека, но результата не видно. А ему приходится совмещать функции управления, завхоза, снабжения. 

– Почему, когда наша примэрия наняла еще трех специалистов, нам сразу же из Минфина сделали замечание по поводу лишних расходов? Хотя мы оплачиваем услуги необходимых нам работников из собственных средств. Однако известны случаи, когда примэрии нанимают больше людей и никто к ним не придирается, потому что там — «свои», – говорит примар Хынчешт. 
Кандалы на ногах и руках примаров – давняя политика центральной власти. Но можно ли строить свободную страну в кандалах?

pan.md

0