667

Фантастическое тестирование

Впервые после семилетнего перерыва дисциплина «История» вернулась в экзаменационный список выпускников гимназий и лицеев. Новая программа преподавания теперь уже экзаменационного предмета была в спешке разработана Минобразованием к середине осени прошлого года. 
 
 
Спустя всего пару месяцев чиновники обкатали ее на учащихся – в виде предварительного тестирования выпускников. Гимназисты сдавали контрольную работу в декабре, лицеисты – на прошлой неделе. Результаты небольшой образовательной реформы более чем посредственные. В министерстве даже не стали оценивать работы учащихся. 

 
«Всеобщая история» и «История румын» пробыли в списке экзаменационных дисциплин до 2005 года. Затем предмет несколько раз модифицировали: то объединяли обе истории друг с другом, то определялись с долей румынской истории в истории всеобщей. Перемены делались с оглядкой на политические взгляды действующей на тот момент власти. «Мы свою, мы новую историю разработаем», - решило в очередной раз подправить больную для нашей страны тему Минобразования. 
 
 
Новая программа, по заверениям министра Шляхтицкого, состоит наполовину из всемирной истории и истории румын. Региональная история (то есть, собственно история государства Молдовы) занимает порядка 5% от всего курса. При утверждении истории в качестве экзаменационной дисциплины власти обещали гимназиям и лицеям не только новую программу обучения, но и, соответственно, новые учебники. Свое обещание Министерство просвещения выполнило наполовину: программа новая, а вот учебники остались только старые.  «Готовимся по тем учебникам, что есть. Часто недостающие материалы приходится искать и в более старых учебниках. 
 
 
Или в других источниках», - делится директор одного из районных лицеев. На нехватку дидактических материалов и жаловались в первую очередь учащиеся. Преподаватели выпускников поддержали: «У нас нет ни образцов тестов, ни брошюр, над которыми можно было бы работать». Также наблюдатели отмечали нехватку времени, с которой столкнулись в процессе подготовки к экзамену по истории как учащиеся и педагоги, так и сами чиновники. «Новая программа предусматривает усвоение значительного объема информации. 
 
 
Учащимся на освоение всего необходимого материала может попросту не хватить времени», - утверждают эксперты. Не обеспечив учащихся учебниками, министерство «помогло» только предварительными тестированиями. Через них прошли в середине декабря выпускники гимназий, а на прошлой неделе – лицеисты. Качество и уровень тестовых заданий оставляют желать лучшего. 
 
 
Вот, к примеру, первое же задание из контрольной работы для выпускника 9-го класса. В тесте приводится соглашение европейских стран… по вводу немецких войск в демилитаризованную Рейнскую область. Даты ремилитаризации региона, указанные в тексте – октябрь 1939 года. Этот документ чиновники Минобразования почему-то окрестили «Мюнхенским договором». Налицо путаница в умах авторов задания, которые перепутали договор о передаче Германии Судетской области (1939 год) и события ремилитаризации Рейнской зоны (1936 год), проводившиеся, впрочем, без всякого соглашения. Мало того, что историки министерства ошиблись с датой вторжения Германии в Рейнскую область на три года. 
 
 
Так они еще из двух исторических событий сотворили гибрид, анализа которого ждут от учащихся. Кроме того, никаких соглашений по вводу немецких войск в Рейнскую область не было. В итоге учащемуся в контрольной работе по истории нужно проанализировать событие, которого в действительности не было, да еще и по соглашению, которого никто никогда не составлял. Это уже контрольная работа по фэнтези, а не по истории получается. 
 
 
Чего ждали от анализа «альтернативной истории» чиновники Министерства образования – наши источники умалчивают. По словам преподавателей, учащиеся все-таки справились с «мудреным» тестом. Но не меньше претензий у педагогов и выпускников к заданиям теста для лицеистов. «Абсолютно расплывчатые формулировки в вопросах, грамматические ошибки, расхождение данных в тесте с теми, которые в учебниках», - жалуется директор одного из районных лицеев. По данным источника, на этих тестах лицеисты показали такие низкие результаты, что министерство даже не стало проводить стандартное оценивание. 
 
 
Этот косвенно подтверждают и чиновники Минобразования, которые отказываются называть конкретные результаты предварительного тестирования. Лишь твердят заученную мантру: «Все прошло без проблем!». Тем временем выяснилось, что в недрах министерства готовится еще одно предварительное тестирование. Как заметили в одном из районных управлений образования: «Официальное предварительное тестирование по истории грядет в конце марта – начале апреля. 
 
 
А на прошлой неделе был всего лишь эксперимент, чтобы настроить детей на правильное выполнение заданий теста». По всей видимости, чиновники решили, что если заранее надрессировать выпускников тестированиями, то они с легкостью пройдут через кошмар любого экзамена, даже плохо организованного и подготовленного. Сторонние наблюдатели на этот счет придерживаются другого мнения. По словам экспертов, глупо было вообще вводить историю в качестве экзаменационной дисциплины, не подготовив предварительно дотошную концепцию исторического воспитания учащихся. 
 
 
Нынешняя программа преподавания истории вызывает претензии как со стороны русскоязычных преподавателей, так и румыноязычных. Спешные меры, которыми Минобразования пытается облегчить положение, вроде упрощения экзамена, как полагают специалисты, только вносят больше путаницы в нынешнюю ситуацию. Между тем, учащиеся готовятся к очередному «фантастическому тестированию». 
 
 
Руководители учебных заведений пытаются сохранить хорошую мину: «Мы справимся. Раньше дети сдавали историю в виде двух предметов, теперь – как один. Когда в министерстве историю сменили на географию – тоже сдавали».  Ну конечно, дети сдадут и такой экзамен. А разве у них есть выбор?
 
point.md
0