800

Молдавия подыскала «врага»


В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.
Неформат
Десять дней нового года ситуация на молдавско-приднестровской границе — это атмосфера жизни после смерти. Марши протеста, пикетирование, агрессивная риторика. И все против российского присутствия. И хотя кажется, что до 1 января ничто не предвещало здесь трагедии, даже спустя время после нее ощущение такое, что она кому-то явно пришлась ко двору.
Во всяком случае, молдавские радикалы оживились так, словно именно этого рокового выстрела им и не хватало. Между тем, российский миротворец на посту №9, что на молдавско-приднестровской границе, долго терпел прежде чем выполнить свой долг. Дважды, нарушая все, между прочим, обоюдно согласованные сторонами конфликта условия пересечения зоны безопасности, его на полной скорости атаковали «Жигули» с двумя жителями близлежащего села Пырыты.
Ни шлагбаум, ни сигналы караульных, ни предупредительный огонь — не подействовало ничего. Только потом была та самая последняя, пущенная вдогонку, пуля. Восемнадцатилетний сорванец теперь никогда не скажет, кой черт послал его на эту галеру. Конечно, никто не говорит, что его кто-то сознательно натравил на миротворческий пост, чтобы потом поднять волну против российского присутствия.
Скорее, науськивали не только его. Всю страну. Ей сознательно навязывали негатив по отношению к миротворцам. А в атмосфере официальной нетерпимости что еще надо, чтобы почувствовать себя героем? Только алкоголь и неокрепший разум. 18 лет, Новый год. Все совпало. А миротворец поступил в строгом соответствии с уставом. Не сделай он так, было бы совсем непонятно, зачем он здесь.
В любой другой ситуации его действия посчитались бы логичными и закономерными. Пьяный водитель за рулем чужого автомобиля, без прав, нарушающий нормы пересечения границы — это безусловный криминал. Везде. Здесь получилась политика. Причем слишком много политики. И речь идет совсем не только о молдавских националистах и отъявленных реинтеграторах. Разактивничался Запад. ЕС изо всех столиц выражает недоумение поведением российского солдата. Вашингтон сотрясает политику угрозами во что бы то ни стало обезоружить Приднестровье.
Это из серии «чья бы корова мычала». Это ведь не американский часовой на авиабазе «Манас» в Бишкеке просто так, без слов и перевода, застрелил киргизского водителя только за то, что тот хотел доставить груз. Причем это не зона конфликта, не особые условия. Застрелил потому, что у него есть своя инструкция и неприкасаемость.
Это ведь не натовские солдаты чуть ли не ежедневно конвейером кладут мирных граждан в Афганистане и Ираке. Случайно. Но безнаказанно. Ведут отстрел только потому, что пользуются правом сильного. Вот этой силы они теперь и хотят лишить российское присутствие в зоне приднестровского конфликта. Хотя эта сдерживающая сила, по всем оценкам, самая эффективная миротворческая миссия в принципе.
Может быть, потому и требует Запад вместе с Кишиневом замены миротворцев на неких международных гражданских наблюдателей, что для этой территории это неформат. Один раз он уже заканчивался войной. Запад подключается так, как не делал этого с тех пор, как откровенно спровоцировал Грузию на штурм Цхинвала в августе 2008 года.
Ведь и Тбилиси перед тем как стрелять миротворцам в спину, методично и целенаправленно пытался дискредитировать их. Чем все закончилось, в Кишиневе, видимо, забыли. Это потому, что в Молдавии, чья элита не может выбрать президента и все еще не доказала свое право называться властью, лучший способ сплотить нацию — подыскать ей врага. Это тоже путь Саакашвили. Разница лишь в том, что в этой стране этот Саакашвили коллективный.
Это, конечно, тоже случайность, что обострение совпало с первыми шагами нового лидера Приднестровья Евгения Шевчука. Но для него это, по сути, боевое крещение. Антироссийской истерией Кишинев испытывает его на прочность — вдруг даст слабину и, желая выглядеть в глазах Запада лучше Игоря Смирнова, поддержит изгнание миротворцев.
Но Тирасполь уже дал понять, что для него есть принципы, которые не меняются со сменой президентов. Прежде всего это безопасность граждан. А она обеспечивается именно российским присутствием. И сейчас оно тем более актуально, что риторика Кишинева — это явное свидетельство того, что здесь активизировалась партия войны.
Напомним, Шевчук первым своим президентским заявлением предложил соседям облегчить пограничный режим. Меры доверия обсуждаются и в возобновленном формате «пять плюс два». Тот, кто сейчас «раскручивает» инцидент, работает на срыв этого процесса. В общем, стрельба на посту, наверное, частный случай. Но именно так провоцируется общее настроение. По большому счету, действия Кишинева по отношению к Приднестровью — это попытка сделать то же самое, что сотворил этот несчастный сорвиголова. Пойти на абордаж. Без прав и шансов.
Тему продолжит генеральный директор информационного агентства «НИКА-пресс» Владимир Цеслюк.
 — Приднестровское урегулирование находится в том состоянии, которое я бы назвал тревожным ожиданием, поскольку практически ничего не происходит. Формат «пять плюс два» работает в не очень внятном режиме, стороны по-прежнему находятся на категорически разных позициях. Поэтому любые события в зоне безопасности могут обернуться либо продолжением трагедии, которая случилась на посту №9, либо могут быть призваны те силы, которые неожиданно для многих будут способны приблизиться к решению этой проблемы.
Новогодний случай демонстрирует, что стороны оказались в огромном тупике и, в общем-то, не особо понимают, что делать. На этом фоне общественность Кишинева, возможно, подогреваемая какими-то политическими партиями, организациями, устраивает пикеты, требует вывода миротворцев, что явно невозможно за две недели (а они требуют именно того, чтобы за неделю миротворцы из зоны безопасности были выведены). Требуют каких-то решительных действий.
Как я понимаю, на сегодняшний день ситуация очень напряженная, и она может иметь развитие, причем даже трагическое, потому что ни Тирасполь, ни Кишинев не готовы ни к реальным оценкам ситуаций, ни к тому, чтобы каким-то образом погасить агрессивные действия одних и желание уйти от проблем у других.
Новость на сайте «Голос России»

0