970

Оккупирую Stefan-Street


Фото: ko.md Вчера постоянная парламентская комиссия по экономике бюджету и финансам должна была рассмотреть проект закона о рынке капитала. Однако, в последний момент слушания были отменены – и это уже второй раз. Что-то депутаты не решаются приступить к этому эпохальному документу.


Законопроект ставит в тупик уже самим фактом своего появления не только членов парламента, но и тех, кто ходит в здание по Штефан чел Маре, 73, как на работу – профучастников рынка. Действующий закон о рынке ценных бумаг совершенствовался на протяжении двенадцати лет, впитывая поправки по мере их поступления. И хотя закон так и не достиг совершенства, на него никто особо не жаловался – все понимали, что подлинные проблемы рынка лежат в другой, макроэкономической плоскости. Решение этих проблем требовало времени, терпения и усердных трудов. Революция в законодательстве не подразумевалась. Однако мода на европейский блеск и здесь взяла свое: в плане сотрудничества Молдова-Европейский Союз одним из пунктов значилась подготовка и принятие закона о рынке капитала. На это было выделено полмиллиона евро дармовых денег, отказаться от которых ни у кого не поднялась рука.


Специальная рабочая группа взяла за основу аналогичный закон соседки – Румынии, в преамбуле проекта поместила директивы ЕС, и проект покатился по своим бюрократическим рельсам. Свернуть с них будет невозможно – большая часть пути уже пройдена, деньги потрачены, а самое главное, на конечной станции его уже ждут. Формально автором документа является Национальная комиссия по финансовому рынку. Затем промежуточное авторство берет на себя правительство и по демократической эстафете проект переходит в Парламент – сначала в постоянную комиссию, потом и на общепарламентские слушания.
Последнюю подпись, при промульгации готового закона, поставит президент. Авторов, как видите, много, а кому конкретно нужен этот закон и зачем, непонятно. Но пока тянется процедура, пока депутаты увлеченно вчитываются в малопонятный текст, практики готовятся жить по новым правилам. Уже занято ключевое место на будущем рынке капитала: регистрация прав собственности.


С момента окончания массовой приватизации и до сегодняшнего дня эту функцию осуществляли независимые регистраторы. Сначала их было около трех десятков, сегодня их число сократилось втрое, но осталась материя, проверенная в корпоративных гвардиях. У них случались проколы, их обвиняли, особенно на раннем этапе перераспределения собственности, в утечках корпоративной информации, но крупных скандалов, которые бы ставили под сомнение само существование этого института рынка, не было ни разу.
Однако в новом законе о них упоминается лишь один раз: в заключительных и переходных положениях. А именно по поводу обязательной передачи реестров акционеров одной единственной организации, призванной в соответствии с законопроектом регистрировать права собственности на ЦД – Центральному депозитарию (Depozitarul central) в течение года со дня вступления закона в силу. Центральный депозитарий как структура существует и сейчас. Она предусмотрена действующим законом, а на рынке фигурирует под названием "Национальный депозитарий" (Depozitarul Naţional), выполняет свои функции и прекрасно уживается с регистраторами, не претендуя на их бизнес.


Но весной этого года была зарегистрирована еще одна организация, которая без лишней скромности, точно как в проекте нового закона, назвалась "Центральный депозитарий". Пока она не соответствует некоторым требованиям действующего законодательства и собственно как депозитарий на фондовой бирже себя не проявила. Но лицензия на деятельность регистратора у нее есть, и, демпингуя на рынке регистраторских услуг, "Центральный депозитарий" переманивает к себе эмитентов. Учредителем ее с 93% акций выступает еще одна относительно новая структура - "Bursa BVC" (Bursa de valori Chisinau), зарегистрированная ровно год назад в виде SRL, позже перешедшая в ранг акционерного общества.
Среди учредителей депозитария можно найти единственного действующего профучастника рынка – брокерскую компанию "Брокер МД" (7%). Расширять спектр учредителей, чтобы удовлетворить требования ст. 41 закона о рынке ценных бумаг (у биржи не более 75%, у брокеров не более 5%) и получить лицензию, "Центральный депозитарий" не торопится.


Новый закон о рынке капитала не требует диверсификации акционеров, и после вступления его в силу все базы данных от независимых регистраторов автоматически будут переданы ЦД. Если, конечно, он сможет удовлетворить требования к собственному капиталу, заложенные в новом законе. А он, скорее всего, сможет это сделать - игра стоит свеч. Кроме того, не случайно же эта организация появилась практически одновременно с проектом закона, но чуть-чуть позже.
Однако хочется обратить внимание создателей этой организации на то, что в проекте закона слово "центральный депозитарий" обозначает не название, а функцию и совершенно не обязательно их "Depozitarul central" станет тем, который имеют в виду авторы законопроекта. Впрочем все может быть, и тогда ситуация прояснится окончательно.


Насколько опасна эта игра с регистрацией права собственности, показали недавние скандалы вокруг "рейдерских захватов банков" – так это теперь называется. Никто не обратил внимания на то, что независимый регистратор "Молдова Агроиндбанка" (как и "Универсалбанка") был перекуплен у своего создателя и многолетнего владельца всего за несколько месяцев до того, как на банк была совершена атака. Смена хозяина во многом и определила ее успех: у регистратора есть три дня на внесение изменений в реестр, и при возникновении сомнений он может навести справки, выяснить туманные обстоятельства, в конце концов – подстраховаться звонком в Национальную комиссию по финансовому рынку.


Ничего этого не было сделано, изменения в реестре были произведены сказу после предъявления решения суда о передаче прав собственности на пакет акций. В случае, если конкуренция исчезнет с рынка регистраторских услуг и все реестры будут сконцентрированы в одном месте и в одних руках, ни один инвестор и не один эмитент не будет застрахован от подобной торопливости.
 
noi.md
0