8237

Коллекторские фирмы: шакалы «бизнеса» или спасители?


В Молдове растет спрос на легальную продажу и покупку долгов. В 90-х годах прошлого столетия проблемы с взысканием долгов, как правило, решались на «досудебном уровне» посредством криминала. И зачастую заканчивалось это плачевно даже для самих кредиторов. 
 
 
Несколько лет назад у нас (а в Европе — 30 лет назад) появились так называемые коллекторы – это сотрудники коллекторского агентства, занимающегося возвращением задолженностей с населения и организаций. Если вы пропустили очередной взнос по кредиту или, к примеру, задолжали за услуги оператору мобильной связи, или даже не вернули книжку в библиотеку, у вас есть шанс познакомиться с ними лично.
 


Нет, это не лихие ребята в спортивных костюмах, применяющие силу и угрозы. Происходит все весьма серьезно и убедительно, но достаточно цивилизованно. Отметим, что взыскание долгов отличается от рэкета тем, что коллекторы работают в рамках правового поля. Конкретнее - должнику всячески «портят нервы»: пишут письма, звонят на все телефоны, напоминая о долге, затем встречаются с клиентом и проводят разъяснительную работу. Для начала специалисты коллекторских агентств собирают доступную информацию о должнике, о его имущественном и финансовом состоянии, проверяют его данные, предоставленные кредитором. 


 
- Мы стараемся быть очень корректными с должниками. Сначала высылаем им письма, рассказывая, кто мы, зачем пишем, информируем получателя о размере его долга (зачастую они даже и не знают о существовании такового), просим связаться с кредитором или приглашаем на встречу с нами, - рассказывает директор коллекторской фирмы Вячеслав Мырза. 

По словам Мырза, бывает и так, что должник просто не получает писем-уведомлений: либо он не получает почту, либо он переехал. Тогда коллекторы начинают его искать. В интересах должника скорее «найтись», потому что, когда процесс выбивания долгов уже запущен, время действительно становится деньгами. 


При этом ни один из клиентов не приходит в коллекторскую фирму сразу. Вначале, конечно, кредиторы самостоятельно пытаются найти должника и решение проблемы его задолженности. И это правильно. 



Работа на костях? 


- Одно дело работать с клиентом, другое - тупо трясти! - говорит Сергей, знающий о выбивании долгов не понаслышке. - Да, бывает, когда действительно есть кто-то, кто просто не платит по долгам, т. е. злостные неплательщики, но ведь есть и те, кто просто «попал»! Кто действительно не смог выплатить долг! Тогда им надо помочь, кредитор должен стараться найти решение вместе с должником, например, пойти на реструктуризацию. Ведь клиент может потом и на ноги встать, и тогда он точно не обратится к кредитору, который не помог ему, не дал шанса, - считает Сергей. 
Он считает, что коллекторским фирмам «плевать на обстоятельства» или на бизнес, если речь идет о бизнесе. 



- Это работа на костях, - заявил Сергей. 
По его словам, коллекторы часто переступают через какие-то рамки (не через законы, но через рамки), например, могут давить через ребенка - пытаться отобрать у него компьютер на продажу, к примеру. 


- Сам принцип бизнеса такой, но, конечно, зависит от людей, занимающихся этим делом, - подытожил Сергей. 
В то же время, по словам Вячеслава Мырза, беря долг, дебитор принимает и риск дискомфорта в случае просрочки его возврата. 



- Наша задача – рассказать о том, какие юридические последствия влечет неуплата долга, ведь коллекторы, по сути, работают в интересах не только кредитора, но и должника. 
А если проведенные мероприятия не производят должного воздействия, коллекторские агентства переходят к следующей ступени своей работы – судебному взысканию, - отметил Вячеслав Мырза.  



По его словам, часто приходится сталкиваться с мошенническими схемами, когда многие дебиторы умышленно не возвращают долги.  К примеру, одолжат несколько тысяч евро за границей и живут припеваючи на родине. 


Отдельный вид коллекторских услуг – покупка долгов 


В Молдове эту услугу оказывает пока лишь одно агентство. К следующему году компания готовит коммерческое предложение о покупке долгов. Причем речь идет не только о микрофинансовых компаниях, но и о простых гражданах, поставщиках коммунальных, телекоммуникационных услуг и так далее. 

Молдавские коммунальщики традиционно жалуются на сотни миллионов леев долгов по счетам. Продав их на 30-40% дешевле, они получают живые деньги, перекладывая возврат задолженности на специальных сборщиков. Стремление избавиться от этой головной боли уже проявили крупнейшие предприятия страны. 



- Наша цель на следующий год — покрыть весь коммунальный сектор, - отметил директор агентства Вячеслав Мырза, добавив, что, к примеру, две трети рынка услуг мобильной связи Молдовы этими услугами уже пользуются. 

Интересно, что в Молдове услугами коллекторов начали пользоваться и библиотеки, в частности, юридическая библиотека. У нас, к сожалению, еще со времен СССР осталось некое безалаберное отношение к книгам, тогда как сейчас цена на книги достигает 300-400 леев. Встречаются и совсем нечестные граждане, которые например, выезжая за границу на ПМЖ или на работу, прихватывают с собой пару-тройку библиотечных словарей. Поэтому появилась необходимость в дополнительном принуждении возврата литературы. К примеру, если студент не возвращает книгу в течение 7 дней, библиотека ищет связи с ним в течение 30 дней, и если это безуспешно, обращается в долговую фирму. 


 
– Очень многие готовы продать свои долги, – рассказывает Вячеслав Мырза. – Однако далеко не все готовы уступить их по предлагаемой нами цене. В среднем мы берем 30-15% от суммы основной задолженности. Но многое зависит от размера долга, его давности, категории должника и других факторов. Нужно учитывать, что вместе с долгами коллектор покупает и риск того, что часть их вернуть не удастся. Клиент же сразу пускает деньги в оборот, а разница между полученной суммой и полной стоимостью долга списывается как потеря, - отметил Вячеслав Мырза. 

В Молдове зарегистрировано несколько фирм, специализирующихся на легальном возврате долгов, из них около 5 - крупные. Среди них есть и представительства крупных европейских компаний. Одна из них, из Эстонии, на днях делегировала нам своего представителя, чтобы поделиться тонкостями взыскания долгов и рассказать о практике купли-продажи долгов. 
 
 
point

0