721

Молдова, которая никому не нужна

Евросоюз обещал «жениться» на Молдове, но не сказал когда

Молдова все больше превращается в страну, которая никому не нужна — ни Европейскому союзу, ни Евроазиатскому союзу, ни ее собственным гражданам и властям.

Неопределенность в отношении ее государственности, политический тупик, безответственность и некомпетентность элиты, стагнация в экономике, бедность населения — все это делает беспросветной депрессию, в которой Молдова находится все 20 лет своей независимости.

Молдаване, при всех их талантах в самых разных областях, в одной области — политического руководства, государственного управления –  оказались совершенно неспособными произвести хоть что-то мало-мальски приличное. В 90-е годы Молдовой руководили колхозники и поэты, в нулевые годы — коммунисты и олигархи, сейчас «рулит» абсолютно бестолковый альянс, который даже не может объяснить, чего он хочет и что он собирается для этого делать.

Молдаване не ждут ничего хорошего от будущего. Они не уважают сами себя и свою страну. Они не верят, что когда-то здесь станет лучше. Будучи не способными наладить нормальную жизнь в собственном государстве, они надеются, что это сделают за них какие-нибудь иностранцы. Но становится все очевиднее, что и иностранцам Молдова не интересна и не нужна.


Евросоюз и Еврасоюз

В последние годы Молдову соблазнил Европейский союз, и она очаровалась этим гламурным «красавцем». На поверку «ухажеры» из Брюсселя оказались ветреными и жуликоватыми. Вроде бы обещали жениться, но когда — не сказали, предпочитая легкий флирт серьезным отношениям. Молдавская «невеста» рискует навсегда остаться «старой девой», продолжая наивно верить в то, что циничные еврочиновники должны быть «в ответе за тех, кого приручили».

Европейская интеграция в смысле вступления в Европейский союз из «общенациональной идеи» превратилась в общенародную галлюцинацию. Власти сознательно подпитывают этот фантом, манипулируя с его помощью электоратом. Но чем быстрее Молдова избавится от евроинтеграционистских иллюзий, чем скорее она протрезвеет, тем больше вероятность того, что удастся самим сформулировать и осуществить план реального развития страны.

К Востоку от Молдовы глава российского правительства Владимир Путин объявил о создании рядом бывших советских республик нового Евразийского союза. Инициатива, уже названная планом Путина на его предстоящее 12-летнее президентство, породила дискуссии и среди молдавских политиков. 

Председатель Партии коммунистов Владимир Воронин поспешил поприветствовать инициативу Путина и призвал Молдову вступить в Еврасоюз. Непонятно только, почему Воронин не сделал этого во время своего президентства, когда он с точностью до наоборот выступал за присоединение Молдовы к Евросоюзу и не выполнил данных Москве обещаний вступить в Союз России и Белоруссии, сделать русский язык вторым государственным, решить приднестровскую проблему через федерализацию Молдовы по плану Козака и не регистрировать Бессарабскую Митрополию Румынского Патриархата. Понятно, что сегодняшние заявления Воронина рассчитаны на небольшую группу московских чиновников, которые давно воспринимают подобные декларации как стёб со стороны лидера ПКРМ, но, тем не менее,  докладывают руководству, что «Воронин, конечно, сукин сын, но он наш сукин сын». 

Лидеры Альянса за европейскую интеграцию, со своей стороны, четко заявили, что их стратегическая цель — европейская, а не евразийская интеграция.

Но горькая для Молдовы правда заключается в том, что она не интересна ни Евросоюзу, ни Еврасоюзу.

В мире есть нации — их совсем немного, –  которые обладают имперским инстинктом. Могут меняться общественные формации и системы государственного устройства, возникать и исчезать страны, но этот инстинкт ищет возможность реализовать себя в любых обстоятельствах. 

В 21-м веке германская и французская нации реализовали свой имперский инстинкт в форме Евросоюза, где они доминируют, а такие страны, как Греция, Болгария, Румыния, фактически являются  их колониями. Турки, у которых тоже есть имперский инстинкт, сегодня проводят так называемую политику неооттоманизма, направленную на превращение Турции в региональную сверхдержаву. Есть имперский инстинкт и у русского народа. Но Россия сегодня, действительно, ослаблена, она толком сама не знает, чего она хочет, куда ей двигаться. Инициатива Путина — пока лишь эскиз движения России к какому-то новому союзу. Может, он состоится, а может быть, и нет.

Евросоюз стагнирует и, как минимум, лет 20-30 будет заниматься борьбой с экономическими кризисами и перевариванием оставшихся кандидатов в члены ЕС, рискуя при этом перейти границы управляемости самим собой. За это время на Востоке может появиться Еврасоюз, который будет постоянно повышать цены на энергоресурсы для Молдовы и защищать свой внутренний рынок от ее товаров. При этом Молдову не возьмут ни в тот, ни в другой союз, потому что ко 
вступлению в Евросоюз не готовы ни Молдова, ни сам Евросоюз, а по поводу вступления в Еврасоюз никогда не будет достигнут консенсус всех политических сил внутри Молдовы. При такой перспективе наша страна рискует до бесконечности оставаться в раскоряченном, межеумочном положении, в политическом тупике, в бедности и территориальной раздробленности.


Безжалостная власть

Молдавский народ проявляет удивительные чудеса долготерпения и  смирения перед лицом тех издевательств, которые прямо-таки с садистским удовольствием творит в отношении него безжалостная власть. (Сюда следует отнести и Партию коммунистов, которая только формально находится в оппозиции, а реально имеет больше рычагов реальной власти, чем любая из партий АЕИ.)

Молдова действительно самая бедная страна Европы, и ее отставание от стоящей перед ней Албании лишь увеличивается. Даже Албания, население и территория которой меньше, чем у Молдовы, сегодня имеет номинальный ВВП и ВВП на душу населения, более чем в два раза превышающий молдавский. По этим показателям Молдова находится где-то в середине второй сотни государств мира.

С приходом к власти АЕИ в Молдове перестали повышать пенсию. Она лишь индексируется в соответствии с инфляцией. В ближайшие три года правительство также не планирует повышать пенсию, средний размер которой сегодня составляет 875 леев (55 евро). Как можно прожить на такие деньги, никто объяснить не может. Прожиточный минимум правительство установило на уровне 1500 леев в месяц, хотя и тут непонятно, как можно прожить на 50 леев в день. 

На выборах 2009 года все партии АЕИ обещали к концу своего четырехлетнего правления в 2013 году довести среднюю зарплату до 500 евро в месяц. В действительности, в 2011 году средняя зарплата составит 3300 леев (210 евро) и в последующие три года  будет увеличиваться на два евро в месяц, достигнув 4400 леев в месяц в 2014 году.

При тех вялотекущих темпах роста экономики, которые власти планируют на ближайшие годы, отставание Молдовы от других государств Европы будет только возрастать.  

При том, что в проекте госбюджета на 2012 год выделено всего 30 млн. леев на промышленность, непонятно, как власти намереваются развивать производство и экспорт. В 2014 году дефицит внешней торговли Молдовы возрастет до $3575 млн. с $2775 млн. в 2011 году. Размер внешнего долга Молдовы этим летом впервые превысил отметку в $5 млрд. Треть этой суммы — долг правительства и Центробанка.

Проект закона о бюджете на 2012 год подтверждает всю порочность сложившейся в Молдове социально-экономической модели: большую часть доходов должна дать таможня (НДС на импорт, акцизы, таможенные сборы), большая часть расходов пойдет на социальные нужды, чтобы не дать людям умереть, а также на содержание бюрократического аппарата и карательных органов, которые, в основном, занимаются политическим сыском и гнобят бизнес-конкурентов в интересах действующей власти.

При нищенских доходах населения постоянно повышаются тарифы на газ, тепло, электроэнергию, растут цены на товары первой необходимости. А впереди — зима.

На фоне стагнации и бедности не видно и выхода из политического тупика. ... продолжение на http://pan.md/news/Moldova-kotoraya-nikomu-ne-nujna
 

0