533

Виталий ТРЕТЬЯКОВ: «Сложно предсказать оптимальную внешнюю политику для Молдовы»

Основоположник независимой российской журналистики, известный политэксперт, побывав в Кишинёве в рамках медиа-клуба «Формат-А3», дал «Комсомолке» эксклюзивное интервью. Наш коллега рассказал, что общего, по его мнению, между молдавским кумовством и английской аристократией, чем могут обернуться для страны информационные войны и что его заставило быть одним из самых ярых апологетов Владимира Путина.


«Молдова нуждается в России, а не наоборот!»


- Однажды у великого Конфуция спросили: «Кто твой лучший друг?». Он ответил: «Мой лучший друг тот, кто является лучшим другом моего народа». Так получилось, что в Молдове сегодня одна часть общества уверена, что таковым может быть только Румыния, другая в этом качестве видит исключительно Россию…
- Все отделившиеся от Советского Союза нации и народы имеют возможность выбирать свою судьбу. В том числе и русские, живущие на территориях, отделившихся от советских республик. Они имеют право на то, чтобы их интересы, начиная с самых элементарных языковых, учитывались не в меньшей степени, чем интересы титульного населения. Ведь парад суверенитетов проходил под демократическими лозунгами! Что касается того, с кем быть Молдове? По-настоящему независимых государств в мире очень мало – это Китай, США, Индия, Россия, в меньшей степени Европейский cоюз.


Я не политик, поэтому лицо безответственное в этом смысле, не стесняюсь тех своих оценок, которые считаю правильными, даже если они теоретически кого-то могут обидеть. Россия не заинтересована в том, чтобы поработить Молдову, ваша страна не настолько серьёзный игрок. Для России выгодно, чтобы Молдова оставалась независимым государством, чтобы её русскоязычные жители не были ни в чём ущемлены.


- Не за горами так называемые президентские выборы в Приднестровье. Насколько вероятная смена лидера региона может изменить вектор отношений Москвы и Тирасполя?


- В ходе распада Советского Союза ряд народов был насильственно оторван от России, этих людей затягивали в какие-то непонятные им националистические котлы. Таких замороженных конфликтов на территории бывшего СССР четыре, один из них  - Приднестровье. Надо сегодня признать, что есть историческая и геополитическая реальность, несмотря на то, что она не всем нравится. Приднестровье - это регион, где живут преимущественно русскоговорящие, которые объединены цивилизационно не на основе румынско-молдавской, а именно славянской культуры. И, конечно, у Москвы всегда будет особое отношение к этой территории, к этим людям, которые являются истинными союзниками России. И вряд ли это будет зависеть от того, кто будет находиться во власти Приднестровья.


«Клановость уже не проблема, а данность!»


- Недавно на саммите «Восточного партнёрства» в Варшаве вице- премьер Великобритании назвал Молдову «страной победившего кумэтризма». На ваш взгляд, на фоне этой национальной особенности можем ли мы заявлять о том, что строим сегодня подлинную демократию?


- Это социальное явление типично для многих стран постсоветского пространства — для той же бывшей Юго-славии, кавказских республик.Оно неизменно в относительно небольших государствах, с ограниченными ресурсами, где все друг друга знают, особенно в узком кругу элит.Кумовство, клановость - это такая архаичная модель демократии. Пусть англичане вспомнят, как создавалась их аристократия, разве не по такому принципу? Известные фамилии путём так называемых семейно-корпоративных связей, по протекции закреплялись через Палату пэров и попадали в состав элиты. То, что мы привыкли называть демократией, находится сегодня в гигантском институциональном кризисе, многие демократические нормы уже не отрабатываются. Многие эксперты признают и критикуют это. Европейская цивилизация, помимо того, что она распадается,она ещё и меняется. Какой будет западная демократия через 150 лет, очень сложно сказать, возможно, она превратится в неоавторитаризм. Клановость, семейственность как таковая не исчезнет, просто она будет проявляться в других, несколько облагороженных, формах.


«Третья мировая…информационная!»


- Не секрет, что сегодня СМИ - мощная общественная сила, сильнейшее орудие в руках политиков. Почти вся молдавская пресса негласно позиционирует себя либо как пророссийская, либо как прорумынская. Два года назад в нашей стране появилось сразу несколько телеканалов, открыто финансируемых из источников соседнего государства. По вашему мнению, чем могут закончиться эти информационные войны?


- Последние три года я являюсь деканом Высшей школы телевидения при МГУ. И как журналист много занимаюсь историческим, теоретическим аспектом этого средства массовой информации. В результате я пришёл к однозначному выводу. Для любого государства, которое претендует на максимальный суверенитет и независимость от любых соседей, необходимо несколько крепких институтов. Среди них - национальные вооружённые силы, национальная валюта и… национальное телевидение. Если в стране нет хорошего национального телевидения, на национальном языке, исповедующего национальную психологию народов, живущих на этой территории, эту страну нельзя назвать независимой. Эта проблема актуальна и для России. У нас есть ТВ-кнопки, которые буквально забиты «американизмами», сознание человека, потребляющего этот телепродукт, постепенно становится американским. Если говорить о наших музыкальных каналах, то они целиком построены на англо-саксонской культуре. Этот факт постепенно снижает ментальную независимость России.


- Сегодня МИДы наших стран не могут решить ещё одну проблему, имя которой - «Багиров». По вашему мнению, может какой-то малоизвестный писатель стать разменной монетой чьих-то политических интересов?


- Я не так хорошо знаком с деталями этой политической коллизии. Но могу сказать, что и малоизвестный писатель, и малоизвестный журналист, и даже малоизвестный водопроводчик может попасть под колесо истории. То есть, если ты не интересуешься политикой, необязательно, что политика не будет интересоваться тобой. В данном случае, может, в силу личного невезения или других неведомых нам причин, Багиров стал заложником межгосударственных противоречий.
«В России есть два лидера нации - Патриарх Кирилл и Владимир Путин!»
- Ваш визит совпал с историческим для нашей страны событием – посещением Молдовы Патриархом Кириллом. Сегодня церковь играет всё более весомую роль в обществе и уже не скрывает своего влияния на политическую ситуацию…


- Как человек, абсолютно неверующий, могу констатировать: церковь, этот архаичный, консервативный, ретроградский институт, на сегодняшний день является единственным хранителем основных человеческих ценностей и ограничений, без существования которых люди просто бы перерезали друг друга. Я вижу, что в Молдове воздействие русской православной церкви просто огромно. Это значит, что ваше общество, как и наше, не видит моральных опор в других институтах. Школа себя деморализовала, телевидение тоже, да и современную культуру сложно назвать образцом для подражания. Церковь имеет колоссальное влияние на всё, в том числе и на политическую мораль. Вряд ли в странах СНГ есть ещё человек, способный собрать на центральных площадях городов такие большие аудитории, как удаётся это Патриарху Кириллу. Что, собственно, можно было наблюдать недавно и в вашей  стране.


- В журналистской среде о вас часто говорят как о приверженце Путина...


- Меня нисколько не коробят и не обижают такие суждения моих коллег. Я выступал за третий срок Путина и в 2007 году даже выпустил книгу «Нужен ли нам Путин после 2008-го?» Я утверждал, что нужен, ВВП должен вернуться в Кремль в качестве президента России и завершить начатые реформы. Вряд ли кто-то не согласится с тем, что в последние 10 лет именно Путин является самым влиятельным и популярным политиком России, не только внутри нашей страны, но и за её пределами. Это самый несговорчивый политик, который никогда не отдаст на откуп западных партнёров национальные интересы своей страны. Конечно, Путин - не идеальная кандидатура, у него масса недостатков, и даже не оптимальная, но из всех претендентов я не могу назвать кого-то лучше него. Разве что Патриарх, но он, в силу объективных причин, не может баллотироваться на пост президента.


- Вас называют зрелым экспертом, человеком, который обладает серьёзными прогностическими способностями. Скажите, что ждёт Молдову в ближайшем будущем?


- Весь европейский континент сегодня переживает  так называемый период турбулентности. В этой связи ЕС вряд ли будет расширяться. В конце концов, это геополитическое образование кончит так же, как и Советский Союз. Молдова в данной ситуации по-прежнему будет колебаться между Румынией и Россией. В случае присоединения к соседнему государству, что я не исключаю, может произойти ещё один вооружённый конфликт. Вообще, я не завидую вашему будущему президенту, потому что это должен быть очень гибкий человек. Лично мне достаточно сложно предсказать оптимальную внешнюю политику Молдовы.


ДОСЬЕ «КП»
Виталий Третьяков (род. в 1953 году)- выпускник журфака МГУ, политолог. Основатель первой в России «Назависимой газеты», за что в 2000 году был удостоен звания «Человек десятилетия». В настоящее время — декан Высшей школы телевидения МГУ. Лауреат премий «ТЭФИ» и «Золотое перо».


kp.md

0