336

«РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА БЫЛА И ОСТАНЕТСЯ РУМЫНСКОЙ ЗЕМЛЕЙ», – ИНТЕРВЬЮ С ПРЕЗИДЕНТОМ РУМЫНИИ ТРАЯНОМ БЭСЕСКУ

 Президент Румынии Траян Бэсеску рассказал о причине охлаждения отношений между Бухарестом и Москвой, а также о развитии сотрудничества с США. Вернувшись после визита в Белый Дом, президент Румынии объявил о развитии партнерских отношений с США помимо военного сотрудничества. По словам Бэсеску, администрация президента Барака Обамы выразила пожелание, чтобы Румыния развивалась в экономическом и социальном планах. Глава румынского государства по-прежнему рассчитывает на поддержку Соединенных Штатов и отмечает, что его публичное заявление по этому поводу в начале первого срока президентства не было ошибкой. Что же касается Российской Федерации, Бэсеску считает, что поддержка, оказываемая Бухарестом Кишиневу на пути евроинтеграции, вызывает раздражение Кремля. Но президент Румынии утверждает, что не может переделать историю и откровенно заявляет то, что приятно слышать бессарабцам, и то, что раздражает русофилов: румынская идентичность Бессарабии не может быть оспорена.
-В декабре 2009 года вы говорили, что «русские играют без правил. Партнерство с Западом подчиняется правилам». Существует ли еще риск того, что Румыния попадет под влияние Москвы?
-После подписания соглашения о размещении антиракетной установки, для Румынии этого риска больше не существует. Теперь не только Румыния самостоятельно отвечает за свою безопасность, но и США. Установки, которыми будут владеть Штаты на территории Румынии, чрезвычайно важны.
Думаю, что для Румынии больше не существует опасности отката в прошлое. Я не говорю, что отношения с Россией – это шаг назад. Но надо признать, что в отношениях между Бухарестом и Москвой очень высок уровень недоверия. И это взаимно. Не только у нас есть вопросы по поводу намерений Российской Федерации в отношении данного региона. Москва также, в свою очередь, сомневается в добрых намерениях Румынии по отношению к себе. И нам стоит быть внимательнее с ними.
Наше доброе отношение к Республике Молдова, то, как мы ее защищаем – все это серьезно разозлило Москву. По этому вопросу стоит расставить точки над i и объяснить, что Румыния не намерена аннексировать Молдову. У нас добрые намерения – вступление Республики Молдова в Европейский союз.
-Учитывая все нюансы Румынии и России, по вопросам, связанным с Республикой Молдова, можем ли мы рассчитывать на благоприятное развитие экономических отношений?
-Я бы очень хотел этого и придется найти способ построить доверительные отношения. Нельзя сказать, что с экономической точки зрения Румыния не хочет ничего слышать о российских инвестициях. В Румынии большое количество инвестиций из России и им никогда не препятствовали. Но есть предел, за который нельзя заходить.
Мы не можем не замечать нарушения Стамбульского договора, в котором Россия обязалась вывести свои войска и военную технику с территории Приднестровья. Также мы не можем не замечать то, что произошло в Грузии с Осетией и Абхазией. Доверительные отношения не означают, что мы не змечаем того, что делают другие.
-В Москве отдельные личности из окружения Кремля противятся возвращению территорий между Прутом и Днестром в состав Румынии. Возможно ли это в нынешнем политическом контексте?
-Думаю, что при нынешних политических, а также экономических условиях поднимать этот вопрос не реально. Но есть и другие темы для обсуждения. Насколько законно было пересечение румынской армией Прута? С какого момента действия Румынии стали незаконными? Конечно же, после пересечения Днестра. Есть множество вещей, о которых важно помнить будучи главой государства. Особенно когда твой партнер говорит тебе как все было на самом деле. Давайте лучше я вам расскажу, как все было на самом деле!
-Россия очень резко отреагировала на ваши последние заявления по этому поводу. Каких же заявлений ждет Москва от Румынии, чтобы «все было хорошо»?
-Наверное, мы должны объявить себя агрессорами, как нас назвали после Второй мировой войны, из-за того, что мы перешли Прут. Однако, румыны не могут этого сделать. Переход Днестра и я считаю ошибкой, как с военной, так и с политической точки зрения. Тем более, что у Румынии не было никакого договора о военном сотрудничестве с Германией, - только лишь экономический договор, который она и соблюдала. Румыния продала немецкой армии нефть и получила за нее деньги, - все до последнего лея.
Но, думаю, подобные заявления могут просто взорвать наше интервью. Моя позиция также в первую очередь связана с реальным фактом: Республика Молдова была румынской землей и ею остается. Никто не может отнять у нее идентичность бывшей румынской территории, населенной румынами. Хочу, чтобы было понятно: я приветствую, поддерживаю независимость Республики Молдова, но это не дает мне права как главе государства, фальсифицировать историю.
-Что именно сказал вам Обама во время вашей встречи?
-Думаю, стоит прояснить тему встречи с Обамой. Визит был назначен заранее. Так что я знал об этой встрече перед поездкой.  Говорю это для того, чтобы не было никаких подозрений или сомнений. Только вот приглашение пришло от вице-президента США Джо Байдена, который, как я предполагаю, хотел закончить то, что он начал в Бухаресте. Именно с ним я обсуждал проблему установки ПРО в Румынии. За решение вопросов безопасности ответственен Байден.
Но я знал, что будет и личная встреча с президентом Обамой. Разговор с ним не выходил за рамки тем, поднятых при этом визите: мы обсудили проблемы безопасности, экономического развития, вопросы и проблемы глобального кризиса и его обеспокоенность по поводу экономического роста Европейского союза, в зоне евро. Кроме того, Обама заявил, что США видит в Румынии  не только честного партнера, но и страну, нуждающуюся в экономическом развитии во всех направлениях. Это объясняется и в Стратегическом партнерстве XXI века.
-На чем настаивал глава Белого Дома?
     Обама неоднократно подчеркивал, что Соединенные Штаты хотели бы, чтобы Румыния, их верный партнер в НАТО, была сильной страной, не только в военном плане. Они хотят, чтобы Румыния развивалась в экономическом и социальном планах. Могу сказать, что в определенный момент, обсуждая новые детали в декларации о стратегическом партнерстве - обмен научно-исследовательскими работами – я спросил Обаму: "Хорошо, есть так много вещей, которые вы готовы сделать для Румынии. Что же может сделать Румыния для вас?" И ответ его был такой: "Сделайте так, чтобы правосудие заработало. Потому что все жалобы, которые мы слышим от американских фирм, так ими иначе связаны с вашей системой правосудия ”. Я согласился, что есть судебные споры, но они заканчиватся в течение трех месяцев, потому что у них есть бизнес-планы. Если споры длятся уже пять лет, или даже 12 лет, то американские фирмы не заставляют приезжать к нам.
-На решении этого вопроса настаивал и посол США, добавив, что если бы некоторые американские инвесторы предложили взятку ...
Честно скажу, что никто не поднимал вопрос коррупции во время моего визита в США. Я думаю, что это исключено, так как американские фирмы категорически против какого-либо вовлечения в подобную деятельность. Если в европейских фирмах еще встречается такой феномен, то в американских вы не встретите ничего подобного. Единственное, что отметил Обама в своей речи: "Как можно быстрее наладьте работу правосудия! Мы не требуем определенных решений проблемы, это уже на ваш выбор!"
Это именно то, что и я сам постоянно требую от нашей системы правосудия. В этом была суть переговоров с президентом Обамой. Могу сказать, больше всего меня порадовал на этой встрече факт, что американцы поняли, что недостаточно только военного партнерства. Например, они хорошо осведомлены о реформах в сфере образования, которые мы пытаемся провести. "Вам нужны технологии для развития образовательной системы и для реформы здравоохранения ...", - это их слова, не мои. В США реформы продвигаются решениями на самом высоком уровне властных структур.
Что мы ответим на эти "решения"?
На следующей неделе я организую дискуссию с правительством по поводу Стратегического партнерства XXI века. Хочу сказать, что назвать так договор решили американцы. "Господин Бэсеску, - сказали они, - это партнерство, а не игра в «Афганистан». Мы хотим, чтобы Румыния стала нашим партнером  XXI века".
Все это становится чрезвычайно важным, когда об этом задумываются заокеанские политики. Я рад, что они заметили дисбаланс между военным, экономическим, научным аспектами сотрудничества и т.д.. Мне понравилось и то, что благодаря американскому государственному аппарату, Румыния серьезно сблизилась с США.
Например, в определенный момент, вице-президент Байден сказал, что если бы Румыния имела современный военно-воздушный флот, то "безусловно, была бы с нами Ливии".
-Это очень интересная тема, особенно в контексте ожидаемого в Румынии приобретения истребителей...
Не обязательно. Американцы не принуждают нас к американским закупкам. Они просто нас спрашивают, когда мы исполним свои обязательства по созданию совместного воздушного флота. По этому вопросу мой ответ не изменился: «В настоящее время у нас нет денег. У нас будет возможность для закупок, если вы поможете нам получить долгосрочные кредиты, с выплатой около двухсот, трехсот миллионов долларов в год».
-Сегодня США так же сильны экономически и в плане вооружения как и десять лет назад?
Если обсуждать позицию евро в будущем, то я вам могу сказать точно, что доллар выживет. Не знаю никого, кто бы поставил под сомнение существование доллара в будущем. Поэтому не думаю, что стремление развивать партнерство с США, к чему мы стремились с начала моего первого мандата, неверно. Открытость Америки по отношению к Румынии первостепенна.
-Какой наихудший сценарий с экономической точки зрения ожидает Румынию, если кризис продолжится?
-Худший сценарий связан с нами самими. Возможно, это усталость нынешней коалиции, которая по-прежнему не принимает меры для финансовой консолидации Румынии с одной стороны и для создания рабочих мест с другой стороны. К примеру, несоблюдение условий, оговоренных с МВФ и Всемирным банком. Это был бы худший из возможных сценариев. В этом случае мы сразу же исчерпаем кредит доверия, а его потеря приведёт к отсутствию финансирования. Или же нас будут снабжать финансами, но под очень высокие проценты. Так что это худший внутренний сценарий, к которому прибавится замедление экономического роста на основных экспортных рынках Румынии, таких как Германия, Италия, Франция, Испания. 
Если произойдёт замедление в сочетании с несоблюдением обязательств по продолжению реформ, тогда Румыния окажется в очень сложной ситуации. Отсюда и проистекают моя тревога и призывы к осторожности и мудрости тогда, когда правительство поторопилось индексировать пенсии и выплачивать задолженности по зарплате. Даёшь им, а после этого всю страну вгоняешь в такой экономический кризис, что вообще больше не можешь выплачивать ни пенсии, ни зарплаты. Так что наихудший сценарий связан с нами самими.
-Значит, пруденциальные нормы.  Вне зависимости от ухудшения финансового положения Евросоюза?
Мы сможем это преодолеть. Независимо от того каким будет положение Европы, мы преодолеем кризис. Но только, если примем благоразумные меры, и не будем думать о том, что 2012 год является годом выборов и поэтому нам надо быстренько индексировать пенсии, вернуть деньги на зарплаты, только так мы преодолеем кризис.
Я знаю, что говорю вещи, за которые любой румын меня осудит, но в то же время я не хочу быть главой государства в ситуации, когда придется сказать румынскому народу: „Да, вам дали, но сейчас мы в бедственном положении и не можем вам больше давать”. Поэтому я выбираю меньшее из зол. Это моя обязанность – делать выбор.
-Можно ли избежать некоторых суровых мер, если сократить государственные расходы?
Государственные расходы значительно сократились, также материальные расходы, “знаменитые” материальные расходы. Проблема в том, что в бюджете в материальные расходы входят также затраты на медикаменты для больниц. А в этом году эта статья расходов была больше, чем в предыдущие.
Но ведь есть не только негативные  сценарии. Возможен и уравновешенный. Не хочу быть излишне оптимистичным, но сценарий равновесия, в котором Румыния выполняет свои обязательства по отношению к МВФ, приведёт к двум вещам: к продолжению структурных реформ, - которые мы должны провести, - а с другой стороны, к укреплению доверия к Румынии. В то же время, были созданы предпосылки, говорю это впервые, к более быстрому освоению  европейских фондов.  Кроме того, мы можем создать новые рабочие места в других районах, в которых на сегодняшний момент безработица. Это зоны добычи золота, серебра и меди.
Перевели с румынского Вера БАЛАХНОВА, Наталья МАЙМЕСКУ, Татьяна БУЛГАК

0