Политолог: От успеха переговоров по Приднестровью зависит престиж России
Москва заверила Запад, что встреча 22 сентября не будет «пустой»
Раунд переговоров по приднестровскому урегулированию, намеченный на 22 сентября, станет, помимо всего прочего, проверкой для России, престиж которой будет напрямую зависеть от успеха встречи. Это особенно актуально в свете провала предыдущего раунда, состоявшегося 21 июня в Москве.
Как сообщает «Новый Регион», об этом в статье, опубликованной на страницах киевского издания «Зеркало недели», пишет украинский политолог Виталий Кулик. В начале публикации он говорит, что до сих пор остается непонятным, что помешало разблокированию переговоров в Москве.
«То ли Тирасполю удалось выкрутиться из тисков российской дипломатии, то ли Москве не очень-то и хотелось чрезмерно давить на приднестровскую сторону в условиях, когда нынешняя правящая команда в Кишиневе не готова гарантировать российские «бонусы» в ответ на возможное восстановление территориальной целостности Республики Молдова», – утверждает Кулик.
«Есть еще третья, неофициальная, версия срыва тогдашней встречи формата 5+2 – диссонанс во властных структурах Российской Федерации в контексте приближения президентских выборов, – предполагает политолог. – «Силовики» и окружение Владимира Путина якобы выступают против инициативы Дмитрия Медведева способствовать реинтеграции Республики Молдова в обмен на позитивное решение других, более важных для Москвы, вопросов в ее диалоге с Европейским Союзом».
«Помимо этого, существует еще несколько конспирологических теорий относительно того, почему в июне, что называется, «не срослось», включая возможность работы «кротов» команды Владимира Путина в ведомствах, контролируемых действующим российским президентом», – продолжает автор публикации.
По мнению Кулика, «если для Евросоюза, США, Украины и ОБСЕ июньская страничка переговорного процесса уже перевернута (всех интересует лишь гарантия сентябрьского результата), то России за оставшиеся до переговоров несколько дней, очевидно, придется должным образом разобраться с причинами летнего провала». Политолог считает, что «от позитивного результата переговоров по приднестровскому урегулированию сейчас зависит престиж российской дипломатии».
Далее эксперт приводит некие «заслуживающие доверия дипломатические источники», которые заявили «Зеркалу недели», что представители России в Бад-Райхенхалле «практически со стопроцентной уверенностью заверили высоких европейских и американских чиновников, что их приезд в Москву 22 сентября для продолжения встречи формата «5+2» не окажется вновь напрасной тратой времени».
Кулик отмечает: «Сегодня все понимают: несмотря на то, что ответственность за достижение позитивного результата московской встречи (т.е. решение о возобновлении официальной работы формата «5+2») в значительной степени лежит на России, большим вопросом для всех международных игроков остается выведение переговорного процесса в конструктивное русло».
При этом политолог напоминает, что основа для переговоров на данном этапе отсутствует, а последним документом, официально рассматривавшимся в рамках формата 5+2 еще в 2005-2006 годах, был украинский план урегулирования. Появление новых документов на повестке дня формата «5+2» пока остается открытым вопросом – российский концепт объединения Молдовы является, говорят, не очень приемлемым для одной из сторон, а широкий консенсус международных посредников и наблюдателей относительно того, как решить приднестровскую проблему, все еще отсутствует.
«Отсутствует консенсус и относительно принципов ведения переговорного процесса: ключевые разногласия, естественно, существуют относительно территориальной целостности Республики Молдова. Безусловно, творец и бессменный лидер Приднестровья Игорь Смирнов вряд ли согласится подписаться под формулировкой о территориальной целостности Молдовы, особенно с учетом декабрьских президентских выборов, в которых он, очевидно, планирует не только принять участие, но и выиграть», – полагает Виталий Кулик.
Да и внутриполитическая ситуация в Молдове остается непростой – выход из конституционного кризиса так пока и не найден. В случае неудачной попытки избрать президентом страны сегодняшнего кандидата от правящего альянса – спикера парламента Республики Молдова Марианна Лупу, страну ожидают еще одни досрочные парламентские выборы весной следующего года либо переформатирование нынешней проевропейской коалиции и выдвижение в президенты альтернативного кандидата, возможно, действующего премьер-министра Влада Филата.
Буквально на днях Влад Филат и Мариан Лупу перед объективами телекамер «обменялись комплиментами» в духе «лучшего» украинского опыта времен Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. В этих условиях приднестровская карта является довольно чувствительным инструментом влияния на электоральные настроения в Молдове.
«Недостаточные», с точки зрения интересов внутренней политики, успехи молдавской делегации на переговорах по приднестровскому урегулированию в Москве вполне могут быть истолкованы как торг национальными интересами. Мариан Лупу, например, уже успел осудить факт встречи своего партнера по Альянсу Влада Филата с Игорем Смирновым в Германии, усмотрев в этом «промоушн» лидера непризнанного Приднестровья, пишет украинский политолог.
Он надеется на то, что молдавская сторона подойдет к московской встрече с учетом стратегического видения ситуации, т.е. понимая приоритетность самого факта возобновления официальной работы «5+2», а не очередного подтверждения именно в данный конкретный момент территориальной целостности своего государства в угоду сиюминутным внутриполитическим дивидендам.
Таким образом, московская встреча в формате 5+2 окажется «тест-кейсом» не только для Москвы, а и для Кишинева, которому главное в этой ситуации не поддаться на провокации и отделить национальные интересы от внутрипартийных.
Чем бы ни закончилась встреча формата 5+2 в Москве, большинство экспертов сходится во мнении, что прорывов в урегулировании конфликта сейчас ожидать не следует. Во-первых, по большому счету, сам термин «официальная работа консультативного формата» (каким является 5+2 в условиях отсутствия прямого диалога между руководством Кишинева и Тирасполя) даже звучит нелепо. Однако западные дипломаты почему-то до сих пор в это упорно не хотят верить.
Во-вторых, от самого факта возобновления «официальных консультаций» документ с магической формулой урегулирования приднестровского конфликта на столе переговоров не появится – его нужно разработать, причем желательно транспарентно и с учетом интересов всех задействованных сторон.
В-третьих, выборы в России, Приднестровье и, что очень возможно, в самой Молдове заморозят любой сколько-нибудь субстантивный диалог на тему приднестровского урегулирования как минимум до весны-лета 2012 года, уверен киевский эксперт.
Самое обидное то, что в этих условиях основными заложниками ситуации остаются простые люди, живущие в условиях перманентного стресса из-за неурегулированного статуса своей территории. Быть может, политики наконец-то вспомнят и о них, ведь около 90 тыс граждан Украины, 140 тыс граждан России и ориентировочно до 200 тыс граждан Молдовы, проживающие в непризнанном Приднестровье, так же, как и все мы, достойны лучшей жизни, пишет в заключение Виталий Кулик.
nr2