4414

Старообрядцы Бессарабии XIX – XX вв.: особенности культурных традиций


 
  Возникновение старообрядчества относится к середине XVII века – ко времени Церковной реформы. Сначала раскольниками, а с 1782 года старообрядцами [Абакумова-Забунова Н. В. Русское население городов Бессарабии XIX века. Кишинёв. 2006. С. 105] стали называть приверженцев «старой веры», не принявших религиозных нововведений патриарха Никона. Из-за гонений царского правительства и преследований официальной православной церкви эти люди были вынуждены бежать на окраины и за пределы Российской империи.
На территорию Пруто-Днестровского междуречья первые старообрядцы проникли в начале XVIII века. По данным Зеленчука, одним из первых старообрядческих поселений на этой территории стало село Куничное (Кунича) [Зелен­чук В. С. Расселение и численность русского населения в Бессарабии XVIII— XIX вв.  Проблемы географии Молдавии. Кишинев, 1969. Вып. 4. С. 115—127].. А в 1915 году в Бессарабии уже насчитывалось 24 русских села [Там же. С. 125]. И по сегодняшний день потомки старообрядцев, переселившихся на территорию Бессарабии, проживают в ряде поселений современной Молдовы (Кунича, Покровка, Новая Грубна, Егоровка, Сакаровка, Старая Добруджа, Троицкое, Семёновка и др.) и Одесской области Украины (Старая Некрасовка, Новая Некрасовка, Муравлёвка, Коса, Мирное, Жебрияны (Приморское), городах Вилково, Измаил, Килия и др.).
Большинство старообрядцев Бессарабии – это выходцы из южных и центральных губерний Российской империи. Однако Л. Н. Чижикова говорит о том, что материалы её экспедиции позволяют высказать предположение о переселении в Бессарабию русских-старообрядцев из более северных регионов России [Чижикова Л. Н. Этнографические особенности русского населения Молдавии  Советская этнография. Москва. 1973. №3. С.28-42]..  
За старообрядцами Бессарабии закрепилось название «липоване». Происхождению этого названия посвящён целый ряд научных работ [Липинская В.А. Этнонимы и конфессионимы русского населения в Румынии.  ЭО. - 1998, № 5. - С.44 – 55.; Горбунов Ю.Е. К вопросу о происхождении названия “липоване”  Археологія та етнологія Східної Європи: матеріали і дослідження. - Одеса, 2000. – С.135-144; Пригарин А. А. «Пилипони» в Подунав’ї наприкінці ХVIII – на початку ХІХ ст.  Записки історичного факультету ОНУ ім. І.І.Мечникова. – Вип.14. – Одеса, 2003. – С.67-78; Пригарин А. А. Народная этимология «некрасовцы» и «липоване» в контексте устной истории группы Липоване: история и культура русских старообрядцев. Одесса. Вып. II. С. 110-116; Абакумова-Забунова Н. В. Ещё раз к вопросу о названии «липоване» (в контекст дискуссии). Липоване: история и культура русских старообрядцев. Одесса. 2008. Вып. V. С. 17-22]. Наиболее устоявшаяся в историографии точка зрения по вопросу о происхождении этого термина заключается в том, что первоначально «пилипоны», а позже «липоване» – это приверженцы филипповского толка («филиппоны» - «пилипоны» - «липоване»). Позднее название «липоване» распространилось на всех старообрядцев Бессарабии, в том числе и не принадлежавших к последователям филипповского толка [Субботин Н. История так называемого австрийского, или белокриницкого, священства. Вып.1. Москва. 1895. С. 7].
В силу того, что им постоянно приходилось прятаться от преследований, старообрядцы вели замкнутый образ жизни. Это во многом способствовало сохранению  ими большинства культурных традиций исторической родины.
Главное, что удалось сохранить старообрядцам, – это свою духовность, в основе которой лежат их религиозные воззрения. Неотъемлемой чертой старообрядческой культуры является соблюдение церковных обрядов в их дониконовском варианте. Более того, религиозность пронизывает все сферы жизни старообрядца. К примеру, в старообрядческой среде не принято говорить «Спасибо!»: «Бо» - это языческий Бог. Поэтому используется формула благодарности «Спаси Христос!». Без освящения церковью не является действительным ни один брак. Обряд венчания играет самую важную роль в свадебном ритуале старообрядцев. Существуют даже правила, согласно которым по средам, пятницам и под праздники венчание не происходит. Разрешается играть свадьбу только в воскресенье после обеда [Друмя Л. Х. Элементы свадебного ритуала старообрядцев Молдовы (предсвадебный сговор, канун свадьбы)Русские Молдовы: история, язык, культура. Материалы международной научно-практической конференции. Кишинёв. 1994. С. 165-168]. Н. Ф. Кучерявенко приводит информацию о том, что на Рождество у липован не принято колядовать: они славят Христа. Люди приглашают священника и церковный причет в дома, где они служат Христославие – часть церковной Рождественской службы [Кучерявенко Н. Ф. Культура и духовные традиции старообрядцев Придугавья Липоване: история и культура русских старообрядцев. Одесса. 2004. Вып. I. С. 125-128]. Главными праздниками для старообрядцев являются праздники религиозные (Рождество, Троица, Пасха, Введение, дни святых), а для старообрядцев Придунавья – ещё и День Рыбака [Рыболовство издавна является одним из основных занятий старообрядцев на Дунае].
Экспедиционные материалы, собранные в старообрядческих сёлах [В этом году автору статьи удалось побывать в экспедиции в старообрядческих сёлах современной Одесской области: Новая Некрасовка, Старая Некрасовка, Приморское (Жебрияны), показывают, что религиозная составляющая является определяющей и в домашней жизни липован. Так, ни один старообрядец не начнёт обустраиваться в новом доме, пока не будет совершён обряд «посвящения»: освящения жилища священником. Первый предмет, который затем вносится в новый дом, – это икона. Абсолютно все респонденты отмечали защитную функцию иконы в доме, которая служит своеобразным оберегом в липованском жилище. При этом важно, чтобы иконы были непременно старообрядческими. Традиционное место расположения иконы в доме – передний угол – является сакральным центром в жилище старообрядца. Кроме этого, среди липован бытует обычай вешать иконку или крестик над входной дверью: так осуществляется защита внутреннего пространство дома и его обитателей. То же самое делается и в помещениях для домашних животных.
С религиозными представлениями связано и большинство запретов в жизни старообрядцев. Например, запрет работать в религиозные праздники. Одна из жительниц села Старая Некрасовка Измаильского района (Одесская область, Украина) рассказала такую историю: «Вы знаете ведь, что в праздники нельзя строить, белить, мазать – работать в доме, одним словом. Так у нас один человек под праздник Петра и Павла делал лампачи. Ночью дождь пошёл, и весь лампач размок. Это произошло из-за праздника: нельзя было работать» (записано со слов Казаковой Прасковьи Никоновны, 1926 г. р., липованка, село Старая Некрасовка, Измаильский район, Украина). Или другой запрет: ни в переднем углу, ни напротив икон нельзя ставить телевизор. Телевизор у липован считается «бесовским» проявлением. Показателен случай: «Бабушка подарила молодым икону, когда они в новый дом переезжали. Икону они взяли, жили мирно. А когда дети за телевизором в город поехали, бабушка пришла и икону забрала» (записано со слов Матвеевой Евдокии Фёдоровны, 1952 года рождения, липованка, село Новая Некрасовка, Измаильский район, Украина). Кроме этого, в старообрядческой среде категорически запрещается забивать иконы гвоздями.
После иконы второй по важности предмет в доме старообрядца – это книга. И в первую очередь, книга духовного содержания. Особенно знаменито своими «книжными богатствами» село Кунича. Каждому жителю села известна фигура Константина Иустиновича Донцова – человека, который за свою жизнь собрал библиотеку в более чем 500 томов. Есть в Куниче и современный писатель, Семён Васильевич Придорожнов. В настоящее время он является членом союза писателей «Нистру». Семен Васильевич в течение долгого времени собирает материалы по истории Куничи с целью создания монографии, пишет исторический роман «Архиепископ Аркадий», ему принадлежит сборник рассказов и стихов под названием «Кунича, до востребования…». В этой книге даются зарисовки быта старообрядцев, на её страницах вскрываются характер и ценности липован. Приведём небольшой отрывок из рассказа «Тень ворона»: “За долгие годы самоутверждения, унижения и скитания эти не совратившие себя люди в основу характера закладывали подозрительность, немногословность, крайнюю осторожность и неистребимую волю в любви к Богу. Они не искали ответа, даже не ставили вопроса истинности их пути и Веры. Червь сомнения не точил их души и не смущал разума. Духовность раз навсегда избранной стези состояла в силе Веры и в силе протеста против поползновений на их Веру. Разве можно подвергать сомнению силу животворящего креста или очищение души молитвой”?. [Придорожнов С. В. Тень ворона  Кунича, до востребования… Кишинёв. 2007. С. 5-41].
Для мировоззрения старообрядца характерно противоречие, уже отмечавшееся исследователями, в частности, Т. Дроновой: «Согласно христианскому правилу, считалось большим грехом закрыть дверь перед странником. При этом не оговаривалась конфессиональная или этническая принадлежность последнего. (…) В то же время строгие старообрядческие предписания категорически воспрещали общение с посторонними людьми» [Т. И. Дронова «Старообрядчество на Нижней Печоре»  «Этнографическое обозрение» №6, 2001]. Сегодняшним старообрядцам нашего региона по-прежнему свойственно такое  парадоксальное отношение к «чужому». Всё ещё бытуют рассказы об отношении старообрядцев к представителям других этносов. Так, в липованских сёлах Измаильского района Одесской области (Украина) старожилы вспоминают, что ещё в начале XX века липоване не давали воды украинцам из соседних сёл: кружка бы стала «поганой» и её непременно нужно было бы выбросить. Однако, как показывают полевые материалы, традиция хранения в доме так называемой «поганой посуды» - отдельной посуды для чужих [О «поганой посуде» см. «Русские» под ред. В. А. Александрова, И. В. Власовой, Н. С. Полищук. Москва, 2005. стр. 716 – 717] - уже уходит в прошлое.
Нельзя не упомянуть об отношении старообрядцев к нововведениям. Старожилы абсолютно отрицательно высказываются о внедрении каких-либо новшеств в той или иной сфере жизни: будь то пластиковые окна, телевизоры или даже распространение джинсовой одежды среди молодёжи. Однако, к примеру, в Приморском (Жебрияны,  Килийский район, Одесская область) налицо достаточно широкое использование современных спутниковых антенн, пластиковых окон.
Другая сторона жизни старообрядцев – повсеместное бытование суеверий. К примеру, широко распространено суеверие: «Нельзя оставлять ведро с водой на бассейне без плавающей в нём камышинки или не перекрестить его верёвкой. Говорили, что шишман [Так у липован Измаильского района называют черта] придёть, в воде покупается и солью оботрётся. Мы ещё соль на столе оставляли. Говорят, что соль не стоит разиня рот, есть и у неё предназначение [Раньше соль была на вес золота, её были вынуждены экономить, покупать за очень высокую цену. Со временем было сложено множество поговорок, появились приметы, связанные с солью]» (записано со слов Арешкиной Хавронии Сафроновны, 1929 года рождения, липованка, село Новая Некрасовка, Измаильский район, Одесская область, Украина). Часто упоминалось о том, что ни в коем случае нельзя передавать через порог или через окно ребёнка. И вместе с этим, практически каждый респондент во время интервью говорил о том, что липоване не верят в нечистую силу. Этим старообрядцы объясняют и отсутствие разработанных представлений о домовых, банниках и других сверхъестественных обитателях жилого пространства.
Таким образом, старообрядцы Бессарабии являют собой уникальный культурный феномен. В силу законсервированности сознания старообрядцам удалось сохранить традиционные культурные черты. С другой стороны, со временем их культура приобретает новые черты, которые позволяют ей выживать в современных условиях. И всё же стержнем старообрядческого мировоззрения остаётся духовность, сквозь призму которой осуществляется сохранение традиционных и приобретение новых культурных черт.
Наталья С. Душакова.
16.01.2011.
 Выходные данные статьи: Душакова Н. Старообрядцы Бессарабии XIX-XX вв.: особенности культурных традиций В: Материалы международной научной конференции «Пруто-Днестровский регион. Диалог культур», посвященной 650-летию молдавской государственности и 300-летию со дня рождения Антиоха Кантемира. Санкт-Петербург, 2010. С. 93-99.  
 

0