20 лет, которые потрясли Молдову
Независимость Молдовы глазами корреспондентов «Комсомольской правды»: четыре «пятилетки», давшие стране целое поколение
1991-1996 годы: И пошел брат на брата…
По мнению многих, это были самые сложные годы в истории становления независимости страны. Вне всякого сомнения, личность «пятилетки» - первый президент Молдовы Мирча Снегур. Фигура неоднозначная, поскольку именно при нем начался приднестровский конфликт, разъединивший страну (дошло до того, что Снегур объявил, что страна находится в состоянии войны с Россией)… Хотя поначалу он категорически не поддержал идею Народного Фронта о немедленном объединении с Румынией, а нынешний лидер Приднестровья Игорь Смирнов спокойно ездил в Кишинев на работу в Верховный Совет...
За время президентского правления Мирчи Снегура независимость Молдавии в короткий срок признали более 130 стран. Молдавия стала членом ООН и более 40 других международных структур. Однако в стране в это время начался спад производства, усилилась эмиграция из страны.
Независимость Молдовы в короткий срок признали более 130 стран. Фото: Из архива "КП"
Говоря о первых годах независимости, нельзя не вспомнить министра МВД и чуть позже обороны Иона Косташа, который, в общем, по приказу Верховного главнокомандующего повел молдавские силы в Бендеры…
Летом 1992 года в Тирасполь для прекращения вооружённого конфликта в регионе прибыл российский генерал Александр Лебедь. Благодаря этой неординарной личности (и боевой технике, - прим. ред.) война в Приднестровье была остановлена. Запомнился генерал Лебедь, помимо прочего, своими афоризмами. Вот один из них: «Задача государства не в создании рая, а в предотвращении ада».
Вне всякого сомнения, первая «пятилетка» Молдовы запомнилась экстравагантным политиком в юбке – поэтессой и депутатом парламента Леонидой Лари. Это именно она устроила в центре Кишинева обручение с памятником молдавскому господарю Штефану чел Маре, предварительно разведясь с русскоязычным мужем. Бракосочетание состоялось при огромном стечении народа, госпожа Лари была в подвенечном платье… Некоторые политологи утвреждают, что именно с этого момента волна национализма в Молдове пошла на спад: под руководством подобных лидеров национальные распри превратились в балаган. Может, и к лучшему.
Но было и хорошее в те годы. К примеру, в 1992 году в Барселоне тяжелоатлет Тудор Касапу стал первым (и пока единственным – прим. редакции) олимпийским чемпионом из Молдовы. Мы помним слезы гордости и радости на его глазах, когда под гимн страны поднимали наш флаг!
1996-2000: изменение Конституции и «черный вторник» 1998-го
Петр Лучинский — тяжеловес молдавской политики, в 1996 году стал вторым президентом Молдовы, сменив на этом посту Мирчу Снегура. Страной руководил с декабря 1996 года до апреля 2001 года.
Вообще-то, это был период некоторого спокойствия в стране, когда национальный вопрос ушел далеко в тень, потому что жителям Молдовы надо было элементарно выживать.
Осуществление реформ, начатых при Снегуре, продолжились под давлением международных финансовых структур. Продолжился и процесс приватизации государственной собственности (помните печально известные боны?). Во внешней политике был взят курс на интеграцию Молдовы в европейское сообщество и отдаление от стран СНГ.
Петр Лучинский — тяжеловес молдавской политики.
Фото: Из архива "КП"
Уровень жизни большинства населения снижался, что вызвало недовольство и сказалось на результатах парламентских выборов 1998 года, когда за Партию коммунистов проголосовало 30% избирателей. Следующие два года правления Лучинского ознаменовались жёсткой борьбой в парламенте. На парламентских выборах 25 февраля 2001 года Партия коммунистов получила уже 50,07% голосов.
Серафим Урекян, еще один монстр молдавского политического Олимпа. В 1994 году указом президента был назначен мэром Кишинева, коим бессменно руководил до 2005 года. В годы своего мэрства показал себя крепким хозяйственником: несмотря ни на что, дороги как-то латались, общественный транспорт ходил, свет горел, газ был, отопление стоило приемлемых денег.
Нынешний почетный председатель Демпартии Дмитрий Дьяков — один из патриархов отечественного политического истеблишмента. В политику шагнул из журналистики, долгое время работал как раз в «Комсомолке». Именно Дмитрий Дьяков ратовал за изменение Конституции в 2000-м и превращение Молдовы из полупарламентской в чисто парламентскую республику. Как заявил сам Дьяков, «я убежден, что у нас должна быть парламентская система правления. Нам нужен «мягкий» президент, президент-миротворец, и нам нужно иметь парламентское большинство, которое формирует правительство, а правительство – подотчетно парламенту. И все. А когда президент избирается всеобщим голосованием, тогда президент тоже получается сильной фигурой. И тогда сталкиваются три ветви власти – президент, парламент и правительство – неизбежно между ними возрастают противоречия».
Дмитрий Дьяков — один из патриархов отечественного политического истеблишмента.
Фото: Из архива "КП"
Но после того, как Конституция была изменена, именно Дмитрий Дьяков не попал в депутаты следующего созыва парламента, а то изменение Основного закона нам аукается до сих пор...
Леонид Талмач — «человек с ружьем», бдительно охранявший финансовую казну страны.
Руководил Нацбанком в течение 18 лет. Благодаря его руководству у страны есть финансовый рынок, который работает и развивается. Талмач сумел четко определить цели и задачи коммерческих банков и разграничить полномочия финансовых учреждений и Нацбанка. Порой Нацбанк вмешивался, и достаточно жестко: отнимал лицензии или временно приостанавливал их срок. Однако банковская система работала и справлялась со своими задачами.
Валютный рынок страны время от времени «качало», лею предрекали обвал, однако Национальному банку удавалось контролировать ситуацию, а сам президент неоднократно призывал население не поддаваться панике.
Дефолт 1998 года пошатнул экономику нашей республики: удерживать стабильность лея было трудно, пришлось пустить «молдавского Штефана» в свободное плавание. Кризис вызвал девальвацию лея и рост уровня инфляции почти на 45 процентов. Критики ругали Талмача за столь опрометчивый шаг, однако время показало, что именно эти действия были правильными.
И Молдова не так сильно пострадала от кризиса, как другие страны СНГ.
2001-2006 годы: Расцвет коммунизма и акции протеста
Владимир Воронин до сих влиятельная фигура в молдавской политике.
В 2001 году к власти в Молдове пришли коммунисты. Надолго – на 8 лет. Имея в парламенте конституционное большинство, они без проблем выбрали президентом Молдовы своего лидера Владимира Воронина. В силу объективных и субъективных причин коммунисты не смогли выполнить главные предвыборные обещания… Неподписание Меморандума Козака в 2003 году, поставившее в неудобное положение тогдашнего президента России Владимира Путина, надолго подпортило российско-молдавские отношения.
Следует признать, что с приходом к власти коммунистов зарплаты перестали выдавать продуктами и промышленными товарами, Молдова забыла о «веерных» отключениях света, пенсионерам регулярно повышали пенсии, но из страны массово схлынули те, кого сейчас принято называть гастарбайтерами.
Юрий Рошка почти на три месяца погрузил столицу в антикоммунистические акции.
Буйным цветом расцвел в эту «пятилетку» талант массового организатора масс и пропагандиста, лидера ХДНП Юрия Рошка. Весной 2002 года под его руководством многотысячная армия молодежи установила в Кишиневе на бульваре Штефана чел Маре палаточный городок, почти на три месяца погрузив столицу в антикоммунистические акции (поводом для акций послужила попытка введения обязательного изучения русского языка со 2-го класса в молдавских школах)… После таинственного исчезновения и не менее таинственного появления второго на тот момент человека в ХДНП Влада Кубрякова акции пошли на спад.
Знаменателен этот период тем, что миллионы жителей планеты узнали о Молдове благодаря представителям шоу-бизнеса. Сначала группа O-Zone в 2004 году «выстрелила» с песней «Драгостя дин тэй» - она долгое время занимала первые места в мировых хит-парадах, а затем, в 2005 году, группа «Здоб ши Здуб» принесла Молдове 6-е место на «Евровидении» (этот результат до сих пор никто из наших исполнителей не превзошел).
2007-2011 годы: В стране появился новый политический класс
Любое выступление Михая Гимпу расходится на цитаты.
Фото: Из архива "КП"
Пожалуй, первым звонком, который прозвучал для коммунистов, с посылом «что-то не так» должна была стать победа Дорина Киртоакэ в 2007 году на выборах мэра Кишинева. После протестного голосования (по принципу «за кого угодно, только бы не за коммунистов») молодой либерал, которому тогда еще и тридцати не стукнуло, возглавил молдавскую столицу. И начались его «исторические дела» - исторические в том плане, что как назло, слишком часто он влипал в сомнительные истории: то новогоднюю елку не мог с центральной, тогда еще коммунистической властью, поделить, то горшок с молдавской землей умудрился президенту Румынии вручить, то едва водительского удостоверения не лишился, нарушив правила дорожного движения. Но все бы ничего, если бы в городе проблемы решались, однако на все его неудачи и промахи был один ответ:
- Во всем коммунисты виноваты! С таким «наследством», что мне досталось от ПКРМ, еще долго порядка не будет...
Игорь Додон вступил в жесткое противостояние с Дорином Киртоакэ и проиграл.
Апрельские событий 2009 года, случившиеся аккурат после парламентских выборов, какими бы неоднозначными ни были (напомним, что до сих пор виновные названы не были), все же обозначили наметившуюся ранее тенденцию появления в Молдове нового политического класса.
Причем в его рядах оказались как откровенные «скоморохи» (каждое выступление на публике Михая Гимпу разносится по цитатам, причем не всегда удачным), «перебезчики» из других партий. Речь идет в большей степени о ПКРМ. Напомним, что первым выразил свое несогласие с проводимой политикой коммунистов Мариан Лупу, который впоследствии возглавил Демпартию, потом ПКРМ покинули казалось бы, одни из самых преданных ее членов – Владимир Цуркан, Виктор Степанюк, Людмила Бельченкова… Однако к представителям нового политического класса можно отнести и личности, которые оказались способны в непростое для страны время взять на себя ответственность за происходящее в Молдове. И заслуга выхода из экономического кризиса, прокатившегося по всему миру, безусловно, принадлежит главе правительства – лидеру ЛДПМ Владимиру Филату.
Владимир Филат ситуацию с наводнением взял под личный контроль.
Это даже как-то и экс-президент Владимир Воронин признал:
- Да, он ошибается, но он единственный, кто что-то делает. У Филата не власть «ля-ля-ля», а исполнительная власть. И когда спрашивают, кто в Молдове премьер? Филат! Он за все и отвечает!
Вернемся к теме ответственности и решения конкретных задач. 2011 год, а точнее выборы в Кишиневе показали: не всегда дела являются определяющими в предпочтении граждан. После серьезного противостояния Игоря Додона и Дорина Киртоакэ кресло столичного градоначальника вновь занял второй. Такое, пожалуй, произошло в нашей истории впервые, чтобы мэром стал человек, который … ничего не делает.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Частые выборы - итог нашей независимости?
Фото: Из архива "КП"
Что будет дальше, как мы напишем эту историю современности, целиком зависит от умения наших правителей договариваться. Президента у страны нет, каких-то четких планов по его избранию тоже. Опять ввязываться в избирательную кампанию – уже восьмую за последние три года – не очень-то и хочется. Но если согласие не будет найдено, то, похоже, итогом 20-летней независимости Молдовы, станет… торжество демократии. А как иначе можно назвать выборы, которые проходят в нашей стране практически в режиме нон-стоп?
ДОСЛОВНО
«Нам неплохо бы научиться спрашивать с наших политиков за результаты их работы…»
Валерий Демидецкий.
Валерий ДЕМИДЕЦКИЙ, руководитель кишиневского Бюро ИТАР-ТАСС:
- Я с удивлением читаю грустные комментарии, которые дают в канун юбилея независимости некоторые молдавские политики! Как будто не под их “чутким” руководством за двадцать лет мы лишились некогда развитой науки, промышленности и сельского хозяйства, а из расколотой страны была изгнана почти половина трудоспособного населения! Уважение вызывает только запоздалое признание первого премьера Мирчи Друка который честно сказал – “нельзя требовать от человека того, на что он не способен”.
Наверное, для некоторых молдавских политиков это звучит обидно, но СССР все же развалили не они. Это сделали в Москве. И нынешнее бахвальство заслугами в борьбе с “империей зла” не стоит воспринимать всерьез. Ни у одного из депутатов первого парламента Молдавии в программе не было и намека на выход из Советского Союза или объединение с Румынией. Как и при советской власти, многие наши политики тогда говорили одно, подразумевали другое, делали третье. И, как это часто бывало прежде, перехитрили сами себя. Когда объявленный в ходе перестройки популярный лозунг “демократы объединяйтесь!”, заменили на “объединяйтесь румыны!”, интерес приходить на митинги в Кишиневе у людей пропал. К этому времени они уже были заняты борьбой за выживание.
Вызывает недоумение и то, что часто ссылаясь на народные интересы, наши политики не особо интересуются мнением народа. В отличие от наших соседей, они не провели референдумы по независимости, языку, приднестровскому урегулированию, другим судьбоносным проблемам страны. Да и к чему им знать мнение людей, когда для кормления приходится обивать пороги в зарубежных столицах. Раньше это были Стамбул, Будапешт, Варшава и Москва. Сейчас адреса другие – Брюссель, Вашингтон. Если так будет продолжаться, мы рискуем оказаться среди героев популярного в наши дни анекдота - “главу МВФ обвинили в изнасиловании. Иски подали американка, француженка и правительства семидесяти стран”.
Главный итог двадцати лет независимости, на мой взгляд, в том, что для начала нам неплохо бы научиться спрашивать с наших политиков за результаты их работы… И здесь трудно не согласиться с мудрым Ионом Друцэ, который раскритиковал нашу обезличенную избирательную систему, при которой молдаванам предлагают голосовать не за конкретного человека, а за “господина списку”. Если бы к классику прислушались, может страницы наших газет не пестрели сообщениями, что по некоторым народным избранникам плачет тюрьма. Но это уже другая история…
kp.md