Секретный код многонационального молдавского народа
Исторический обзор
Еще в 19 веке, когда Молдова встала на путь своего национального, экономического и политического возрождения, в “тайных канцеляриях” западных держав было принято решение выявить, а затем и уничтожить, главную “болевую точку” многонационального молдавского народа. “Болевая точка” народа – это главный краеугольный камень в фундаменте народа, на котором строится здание его государственности. Краеугольный камень – это концентрированная суть народа, его, своеобразный, структурный код, набор знаний, ситуаций и задач, которые даются народу и являются его “идентификационным номером” в шкале вечных ценностей.
Следует отметить, что этот своеобразный код определяет задачи народа, формирует его судьбу, его движение и развитие в содружестве народов близких с ним, по сути, и по смыслу. Испокон веков народ эти знания проявляет в своём творчестве, в виде легенд и песен, сказок, традиций и поверий. Он изображает свою духовную суть в своей суверенной символике, в народном духе, в вере, в повседневной жизни и в быту. Согласно тайному коду и выстраивается развитие народа, формируется его самобытность.
Тайный код является мерилом смысла. Всё, что не соответствует этому мерилу, все искусственное и чуждое народу не может существовать в пределах этого кода, не дает корней и не приносит никаких “плодов”. Поэтому в народе, даже на уровне чувств и ощущений присутствует четкое устойчивое понимание: свой – чужой, добрый – злой, друг – враг.
Если проследить исторический путь молдавского народа, то можно заметить, что у него не было постоянных “друзей” ни на западе, ни на севере, ни на юге. Они были только на востоке. Именно с Россией молдаване создавали успешные мощные коалиции и сообщества не только во времена лихолетья, но и во времена благоденствия. Они совместно отражали натиск врагов, строили культовые сооружения, печатали книги и украшали храмы. Есть множество доказательств сотрудничества молдаван и россиян, и главное в этом сотрудничестве – это развитие основ единой веры и духовности.
Достояние народа
Все, что прожито и достигнуто в совместной борьбе и строительстве, является достоянием народа, его бесценным кладом, глубинной памятью и жизненным опытом. Достаточно проследить судьбу только одного молдавского духовного центра, чтобы понять, насколько глубоки и многогранны духовные и культурные связи молдаван и россиян. Именно по этим бесценным связям и по нашим историческим ценностям сейчас наносят главные удары наши непримиримые недоброжелатели. Они пытаются всяческими методами запачкать, обесславить и уничтожить духовную память молдавского народа.
Обратимся к истории. Еще при молдавском господаре Штефане чел Маре Молдова начала грандиозное строительство православных храмов и монастырей, которые были близки с российскими монастырями и храмами общими византийскими православными корнями. Как на боевом знамени Штефана Великого, так и на гербе Российских императоров центральной и главной деталью был и остается святой великомученик Георгий Победоносец.
Этот образ не случайно стал главной деталью в политической и духовной жизни, как и у молдаван, так и у россиян. Великомученик Георгий Победоносец является символом византийских императоров. После предательства западной коалицией Византии и разграбления крестоносцами (во время четвертого крестового похода) Константинополя – центра православного мира (а в последствии и предательства римской католической церковью единоверцев во время захвата Константинополя турками-османами), именно молдавский господарь Штефан Великий стал тем воином светлых сил, который сумел сохранить знамя с изображением Георгия Победоносца и спасти от затухания основу православной веры, которая, как следует из исторических документов, в последствии укоренилась в Российской империи.
Молдавское княжество, стоящее на страже православия в центре Европы, всегда было основным раздражителем для значимого числа западных сил и явно напоминало Римской католической церкви об ее бесславных крестовых походах. По этой причине Молдова, став исторической целью для мести, подвергалась множественным нападкам западноевропейских крестоносцев разных мастей и орденов, желавших её уничтожить и “стереть с лица Земли“. Следует отметить, что все попытки терпели неудачу. Молдова всякий раз возрождалась к жизни. Жива она и сегодня, как жива и истинная вера предков, находящаяся под защитой великой России.
Храм Трех Святителей
Ярким примером взаимодействия молдавского и российского народа в духовной сфере является совместная деятельность по развитию храма Трех Святителей, возведённого в Яссах в период княжества Василия Лупу (1634-1653г.). Храм “Трех Святителей” построен в традиционном молдавском стиле и посвящен Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. В храме находятся мощи св. Параскевы Пятницы, привезённые из Константинополя господарем Василием Лупу. Освятил монастырь митрополит Молдавский -Варлаам.
Храм “Трех Святителей” г. Яссы
Храм Трех Святителей. Краткая история
1639 год – начало строительства храма «Трех Святителей».
В 1637 – 43 годах Василий Лупу открывает в Яссах первую молдавскую типографию при участии митрополита Варлаама и с помощью специалистов из Москвы, Киева и Львова, откуда были завезены так же оборудование для книгопечатания и бумага. В типографии было напечатано 8 книг, среди которых «Казания Варлаама» (1643) и первый молдавский сборник законов — «Уложение В. Лупу» (1646). Политические неурядицы привели к закрытию типографии в 1653 году. Восстановление типографии произошло только в 1681 году при митрополите Дософтее.
При соборе открывается школа по образцу Киевской коллегии. Сначала ею руководит Сороний Почацкий, бывший воспитанник и ректор Киево-могилянской коллегии, прибывший по приглашению господаря в Яссы с группой преподавателей и запасом учебной литературы.
1641 год – Петру Мовилэ основывает при монастыре «Трех Святителей» школу.
1641 – 1642 года – В росписи и декорировании монастыря принимают участие русские художники, специально вызванные Василием Лупу из Москвы: Сидор Поспеев, Яков Гаврилов, Дэйко Яковлев, Пронка Никитин.
1646 год – монастырь освящается греческим монахом со Священной горы Атос.
В 1653 году при церкви Трёх Святителей Василий Лупу открывает Певческую школу.
1647, 1653, 1659г. – Монастырь посетили и вели его историческое описание Маркус Бандинус, Паул из Алепы, Евлия Целеби.
Вторая половина 17 века. – Татарские орды и польские армады многократно подвергали монастырь сожжению и разрушению.
1711 год – монастырь посещает с официальным визитом русский царь Петр Великий. Визит состоялся по приглашению молдавского Господаря – воеводы Дмитрия Кантемира.
Первая половина 19 века. – Монастырь сильно пострадал от землетрясения 1802 года и пожара 1827 года.
1824 год – В монастыре, стараниями Виниамина Постаки и Георгия Асаки, возобновляет работу школа с преподаванием на молдавском языке. Школа стала настоящей “кузницей” национальных культурных деятелей – Ион Крянгэ, Богдан Петричейку Хашдеу, Титу Майореску и др.
1863 год – Монастырь закрывается.
1882 – 1904г. – Проводится реставрация монастыря.
1935 год – В монастыре погребены останки воеводы Дмитрия Кантемира – Господаря Молдовы (1693); (1710-1711)
1958 – 1960 – Реставрирован готический зал.
Молдавская Духовная символика в храме “Трех Святителей” г. Яссы, Румыния
Петру Мовилэ
Значительную роль в создании школы при монастыре «Трех Святителей» сыграл Петру Мовилэ. Об этом сыне молдавского народа хотелось бы рассказать подробнее.
21 декабря 1596 года, в благочестивом семействе молдавских бояр Мовилэ родился мальчик. Надежда знаменитого рода, третий сын, на которого годы спустя будут смотреть как на достойного наследника Молдавского престола. Его назвали Петром (Петру) — в честь Московского митрополита Петра, поскольку день рождения первого совпал с днем памяти второго. Вряд ли тогда кто-то подозревал, что новокрещенный младенец и сам станет впоследствии митрополитом Киевским.
И в этом же году фамилия Мовилэ официально вступила на молдавский престол, на котором она пребывала, с перерывами, более 15 лет.
Сохранилось целый ряд легенд о том, как возникла фамилия Мовилэ.
Согласно одной из них, сохранившейся в молдавских хрониках, возвышение фамилии относится к XV веку — ко времени княжения Штефана IV, которого современники и потомки назвали Великим, как основателя
Молдавского княжества.
Великий господарь был не высокого роста. Во время одной из битв с венгерцами (по другой версии с турками) в 1486 году была убита лошадь Штефана. Воин Герольд Пуриг, находившийся рядом со своим воеводой, отдал ему своего коня и, опустившись на колено, сказал: «Позвольте, господарь, служить мне вам вместо горки». Господарь с помощью Пурига вскочил на его коня и ответил: «Из горки я сделаю тебя холмом (по-молдавски Мовилэ)». Так по легенде возникла знаменитая молдавская фамилия.
Не удивительно, что личность видного церковного деятеля первой половины XVII века, митрополита Киевского и Галицкого свт. Петра Мовилэ привлекает к себе внимание на протяжении вот уже трех с половиной веков. С его именем связывается появление этапных для славянского православия Катехизиса («Православного исповедания веры») (1643, 1649, 1662, 1696), «Требника» (1646) и «Служебника» (1629, 1639). Факсимильное переиздание в нескольких томах «Требника», осуществленное Киево-Печерской лаврой в 1999 году, предназначалось вовсе не для историков-медиевистов и археографов, а для служащих священников, что говорит об истинной нетленности духовно-писательской работы Петра Могилы. Основанная им Киевская коллегия, преобразованная в начале XVIII века в Киево-Могилянскую академию (первое высшее учебное заведение на восточнославянских землях!), позволили социально легализовать Православие, ввести его в общеевропейский культурный контекст, бороться за него на культурном языке своих конфессиональных противников (униатов и католиков).
Святитель Петр благоговел перед Киево-Печерской Лаврой. Он считал ее избранным сосудом Божественной благодати, местом особенного присутствия Божьего, находящимся, к тому же, под особенным покровительством Царицы Небесной. Владыка именовался ее Великим Архимандритом и сполна оправдал этот высокий титул. Лавра при нем была не только благоустроена внешне и внутренне. По его благословению и все Божественные службы стали совершаться особо торжественно и благолепно. Была введена и новая традиция — в каждом Великом посту совершать Пассии, с чтением Евангелия о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и Акафиста Страстям Христовым, что исполняется в Церкви и доныне.
Когда Петр Мовилэ стал Киевским митрополитом, был составлен Канон Преподобным Печерским (около 1643 г.), автором которого считается константинопольский иеромонах и патриарший экзарх грек Мелетий Сириг. Канон существовал в двух вариантах — на церковнославянском и греческом языках. Впервые был опубликован в Лаврском изданий Следованной Псалтири в 1643–1644 годах. Позднее Святитель заказал на Афоне «Синаксарий» («Месяцеслов») преп. Симеона Метафраста, в котором помещались краткие Жития Святых и толкования праздников. Свт. Петр хотел перевести его, дополнить Житиями Русских и Печерских Святых и издать на церковно-славянском языке, но не успел. Этот титанический труд впоследствии осуществил воспитанник Киево-Могилянской академии, святитель Димитрий Ростовский.
Московский митрополит Макарий Булгаков в «Истории Русской Церкви» писал: «Имя Петра Мовилэ – одно из лучших украшений нашей церковной истории. Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской, но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной, — превосходил своим просвещением, еще более — своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу просвещения и Церкви. Для своей Малорусской Церкви он оказал величайшую услугу тем, что отстоял перед королем Владиславом IV главнейшие ее права, поруганные латинянами и униатами и мужественно защищал ее в продолжение всего архипастырского служения; восстановил в ней многое, прежде ниспровергнутое или разрушенное врагами и положил в ней начало для лучшего порядка вещей. Всей Русской Церкви оказал великую услугу основанием и обеспечением своей коллегии, послужившей первым рассадником и образцом для духовно-учебных заведений в России. Всей православной Восточной Церкви — тем, что заботился составить «Православное Исповедание», принятое и одобренное всеми ее первосвятителями и доселе остающееся ее символическою книгою».
В декабре 1996 года священный Синод Украинской Православной Церкви причислил Киевского митрополита Петра Могилу к лику местночтимых святых. (Источник: Мгарский Спасо-Преображенский монастырь.)
Молдавская Духовная символика в храме “Трех Святителей” г. Яссы, Румыния
В этой статье мы упоминаем только об одном молдавском монастыре и об его богатой истории. Таких прекрасных храмов в Молдове сотни и каждый из них самобытен и в истории каждого, как в бесценном кладе, покоится истинная духовная суть многонационального молдавского народа, и его концентрированная вера предков.
Тайный ключ
Но вернемся к секретному коду многонационального молдавского народа.
Когда мы говорим о секретном коде, мы подразумеваем, что существует и тайный ключ к его пониманию. Этот тайный ключ был хорошо известен и понятен нашему народу на протяжении многих веков развития страны. Он известен и сегодня тем, кто чтит законы предков, молдавскую государственность, историю и культуру. А ключом этим является суть единения русского и молдавского народа выражающаяся в прекрасных кириллическом узорах наших письменностей. Молдаване и россияне пользовались одной и той же графикой – кириллицей.
Русский язык, как и язык молдавский, всегда присутствовал в культурном пространстве молдаван. Даже на печати Штефана Великого и на его боевом знамени мы читаем надписи, написанные на кириллице, на русском языке. Язык, символика, графика, искусство и культура молдаван и русских всегда переплетались в прекрасном общенациональном узоре, взаимно обогащаясь.
Следует отметить, что именно по этой особенности и взаимосвязи наши враги сегодня наносят свои подлые удары, пытаясь разрушить основы Молдавского государства. Взаимная общественная и духовная интеграция Молдовы и России, молдавской письменности и кириллицы, молдаван и русских, и является тем краеугольным камнем и основой государственного развития Молдавского народа.
Как говорилось ранее, всё, что не соответствует этому мерилу, всё что искусственно и чуждо народу не может существовать в пределах этого кода, не даёт корней и не приносит никаких плодов.
Что мы видим сегодня? Сложилась интересная ситуация, молдаване, которые вынуждены были уехать за пределы Родины с целью заработков, славятся своим трудолюбием, честностью и ответственностью. Известны факты, когда наши соседи, румыны, пытаясь устроиться на работу в странах Шенген зоны, выдают себя за молдаван. Они заявляют, что воспитаны с учётом устоев и традиций Великой Молдовы, пытаются присвоить себе святость, историю, культуру, традиции и самобытность молдавского народа. Ранее у них это получалось. Сейчас уже нет. Работодатели научились распознавать истинных молдаван от “надуманных”. Они просто предлагают соискателю сказать что-нибудь по-русски и, конечно, все сразу же становится на свои места. Ложь и лицемерие никогда не смогут стать качеством духовного народа.
Молдаване, обладая единым с Россией духовным пространством, легко осваивают русскую речь и русскую культуру. Это сложилось исторически и принимается всей сутью молдавского народа.
Главная битва
Сегодня на территории исторической Молдовы разворачивается главная битва между Западом и Востоком. Опять, как и во времена Штефана Великого, “полчища крестоносцев” несут на своих мечах на нашу землю культуру обмана, разврата и потребления. Им нужны наши земли и наши сердца. Под молдавскими названиями на территории Молдовы и Украины орудует румынская церковь, пытаясь внести раскол в нашу традиционную веру. Местные и румынские провокаторы пытаются зачеркнуть, очернить, уничтожить духовный код многонационального молдавского народа. Им кажется, что победа у них уже в кармане. Видимо история ничему их так и не научила. И Россия, и Молдова твердо знают, на чьей стороне будет победа и правда.
Святослав Мазур