Реформа правосудия должна служить гражданам, а не минюсту и судьям
Считает министр юстиции Олег Ефрим
Реформа правосудия необходима гражданам РМ, которые нуждаются в справедливом правосудии, а не министерству юстиции или судьям, считает министр юстиции Олег Ефрим.
В интервью корреспонденту агентства "ИНФОТАГ" он сказал, что "правительство не задается целью провести реформу ради реформы или доклада о ней Евросоюзу и другим партнерам по развитию".
"В реформе нуждаются граждане, а правительство должно обеспечить им право на справедливое правосудие. При обращении в суд гражданин уверен, что нарушено его право, и он обращается за защитой. Однако в судебном разбирательстве участвуют, по крайней мере, две стороны, одна из которых проиграет. Следовательно, даже если эта сторона проиграет, она должна покинуть суд с ощущением свершения правосудия. Иными словами, можно будет сказать, что мы достигли цели реформирования системы только тогда, когда, даже проигравшие в суде граждане, не усомнятся в качестве правосудия", - считает министр.
Он сказал, что реформа судов требует обеспечения высокой степени прозрачности.
"Вместе с Высшим советом магистратуры мы разработали критерии допуска к профессии судьи, критерии периодической оценки судей, а также критерии их продвижения по карьерной лестнице. Нынешняя система не совсем справедлива. Нам также следует предложить решения проблем, связанных с условиями труда судей, исходя из проблемы рекомендаций для каждого судьи в судах и апелляционных палатах, а также вопроса оплаты труда судей и вспомогательного персонала", - сказал Ефрим.
Реформа предполагает и пересмотр карты размещения судов, что изначально предусматривает технико-экономическое обоснование необходимости смены местонахождения судов для повышения эффективности их работы и обеспечения гражданам комфорта.
По словам министра, другим важным пунктом реформы является внесение поправок и дополнений в законодательство для ускорения судебных процессов и сокращения сроков рассмотрения дел.
"Тем самым мы задаемся целью уменьшить количество обращений в суды. Я имею в виду, что если это простая тяжба, критерии которой четко прописаны в законе, то по ней на уровне Апелляционной палаты будут приняты решения, не подлежащие обжалованию, так что они уже не поступят в Высшую судебную палату. Это обеспечит более легкий доступ гражданина к правосудию, а также способствует упрощению работы судей по отдельным категориям дел", - считает министр.
По его словам, реформа юстиции - длительный и трудный процесс.
"В любой отрасли, подлежащей реформе, первыми, кто сопротивляются ее проведению, являются те, кто работает в ней. Соответственно, мы говорим об определенном сопротивлении внутри судебной системы. При попытке изменить положение дел это беспокоит людей, которые подпадают под реформу. Мы предлагаем преодолеть моменты сопротивления через открытое общение с теми, кто работает в судах", - сказал министр.
pan.md
Реформа правосудия необходима гражданам РМ, которые нуждаются в справедливом правосудии, а не министерству юстиции или судьям, считает министр юстиции Олег Ефрим.
В интервью корреспонденту агентства "ИНФОТАГ" он сказал, что "правительство не задается целью провести реформу ради реформы или доклада о ней Евросоюзу и другим партнерам по развитию".
"В реформе нуждаются граждане, а правительство должно обеспечить им право на справедливое правосудие. При обращении в суд гражданин уверен, что нарушено его право, и он обращается за защитой. Однако в судебном разбирательстве участвуют, по крайней мере, две стороны, одна из которых проиграет. Следовательно, даже если эта сторона проиграет, она должна покинуть суд с ощущением свершения правосудия. Иными словами, можно будет сказать, что мы достигли цели реформирования системы только тогда, когда, даже проигравшие в суде граждане, не усомнятся в качестве правосудия", - считает министр.
Он сказал, что реформа судов требует обеспечения высокой степени прозрачности.
"Вместе с Высшим советом магистратуры мы разработали критерии допуска к профессии судьи, критерии периодической оценки судей, а также критерии их продвижения по карьерной лестнице. Нынешняя система не совсем справедлива. Нам также следует предложить решения проблем, связанных с условиями труда судей, исходя из проблемы рекомендаций для каждого судьи в судах и апелляционных палатах, а также вопроса оплаты труда судей и вспомогательного персонала", - сказал Ефрим.
Реформа предполагает и пересмотр карты размещения судов, что изначально предусматривает технико-экономическое обоснование необходимости смены местонахождения судов для повышения эффективности их работы и обеспечения гражданам комфорта.
По словам министра, другим важным пунктом реформы является внесение поправок и дополнений в законодательство для ускорения судебных процессов и сокращения сроков рассмотрения дел.
"Тем самым мы задаемся целью уменьшить количество обращений в суды. Я имею в виду, что если это простая тяжба, критерии которой четко прописаны в законе, то по ней на уровне Апелляционной палаты будут приняты решения, не подлежащие обжалованию, так что они уже не поступят в Высшую судебную палату. Это обеспечит более легкий доступ гражданина к правосудию, а также способствует упрощению работы судей по отдельным категориям дел", - считает министр.
По его словам, реформа юстиции - длительный и трудный процесс.
"В любой отрасли, подлежащей реформе, первыми, кто сопротивляются ее проведению, являются те, кто работает в ней. Соответственно, мы говорим об определенном сопротивлении внутри судебной системы. При попытке изменить положение дел это беспокоит людей, которые подпадают под реформу. Мы предлагаем преодолеть моменты сопротивления через открытое общение с теми, кто работает в судах", - сказал министр.
pan.md