1775

Жить стало легче, ярче, либеральнее

30 декабря примэрия Кишинёва подвела итоги своей годичной деятельности, которая сводилась к тому, что примэрия много работает, много хочет, но пока что (а прошло уже почти четыре года) мало получается. Да и можно ли ждать от такой власти ровных дорог и освещенных улиц, покуда главной заботой примара является установка памятника в честь беспорядков 7 апреля?
"Хотелось бы почтить память известного скульптора Тудора Катарага, автора монумента Свободы, который будет открыт 7 апреля 2011 года", - начал пресс-конференцию примар столицы Дорин Киртоакэ, предложив журналистам почтить память усопшего минутой молчания. Затем уже, перешли к делам более насущным и заботящих жителей столицы.
Город плодов
В уходящем году, как сообщил столичный мэр, Кишинёв пожинал плоды внедрённых реформ в 2007-2009 годах, что, однако, не помешало бюджету города оставаться – как и в прежние годы – крайне экономным, слабо ориентированным в социальной части и всё еще испытывающим хронический дефицит.
Между тем, Дорин Киртоакэ не преминул и уколоть своих коллег из либерально-демократического правительства, сообщив, что возглавляемая им столица – единственная самодостаточная зона в Молдове, которое не только на сто процентов себя финансирует, но и вынуждена оплачивать деятельность учреждений, принадлежащих государству. При этом, говорит примар, мы умудряемся не только не останавливать социальные программы, но и даже расширять их, увеличивать соответствующие выплаты населению.
Собственно, этакая "лужковизация" Кишинева, чего от примара ждали в момент избрания, произошла лишь в беспокойной голове молодого либерала. Примар, в целом, сделал всё, как ему завещал Петр Кириллович Лучинский. "Кишинев - город для богатых" и этим всё сказано. Кишинев, безусловно выделяется от других населенных пунктов страны, но то, что он испытывает стагнацию скажет любой, а отсутствие конкретных и коренных инфраструктурных проектов создает видимость полного отсутствия работы властей.
"Некоторым категориям пенсионеров, компенсации были увеличены с 200-300 аж до 600 леев и сравнялись с получаемыми ими пенсиями", - с гордостью заявляет Киртоакэ, умышленно не говоря об отмене бесплатного проезда в городском транспорте для пенсионеров, инвалидов, почётных доноров крови и многодетных матерей, а также о кардинальном урезании пособий, за счёт взметнувшихся вверх и без того высоких тарифов на свет, горячую и холодную воду, отопление и газ.
Да и не имеет никакого особого экономического смысла урезание пенсий или перераспределение с каждым годом уменьшающихся финансов. Город остается инвестиционно не привлекательными, серые схемы уклонения от налогов, потворство примэрии незаконным сделкам, махинации с землей и ларьками - вот что губит город. Тут хоть все пенсии и надбавки отмени - ситуацию не исправишь.
Отмена инвестиций
Всё, что сказано выше, Дорин Киртоакэ прекрасно осознает, поэтому золотых гор в преддверии весенних муниципальных выборов не обещает, предлагая  помнить, что хоть "тяжелые годы уходят … за ними другие приходят и будут еще тяжелей".
"Следующий год тоже будет тяжёлым, но мы будем биться за то, чтобы увеличить столь необходимые городскому бюджету источники финансирования", - сказал глава столицы. И тут уже происходит какая-то обратная "лужковизация" Кишинева. Если Москва - основной магнит для инвестиций в Россию, то Дорин Киртоакэ предлагает сделать ровно наоборот. Пусть Кишинев станет главным отпугивателем инвестиций из страны, авось... Объяснить с экономической точки зрения желание примара срочно отменить нулевую ставку на реинвестируемую прибыль достаточно тяжело, поскольку точно также можно просто увеличить налоги, отказаться от социальных статей бюджета, "забить" на инвестиции в основной капитал. - краткосрочной и долгосрочный эффекты будут в этих случаях одинаковыми. некоторое увеличение прибыли города и последующее скачкообразное падение имеющихся финансовых ресурсов но уже республиканского уровня.
Тем не менее, в 2011 году примэрия будет настаивать на отмене нулевой ставки на доход абсолютно всех предприятий, действующих в городе. По  словам примара, введенная в 2008 году нулевая ставка на реинвестируемую прибыль, ежегодно лишает городской бюджет 500 миллионов леев – суммы, которая равняется десятилетнему "дорожному" бюджету города (скажем честно, что Кишиневу на дороги надо поболее, чем полмиллиарда леев, ну да ладно). Именно этим, по словам Киртоакэ и объясняется крайне плачевное состояние столичных дорог.
Но над опомнить, Дорин Киртоакэ – чиновник. А чиновников не волнует экономика – их задевает за живое прекратившийся краткосрочный и, главное, видимый эффект - отсутствие денег в городском бюджете. Что там стоит за цифрами доходов и расходов их мало увлекает и остается непонятной сферой.
Страсти по бюджетам
Кстати, о бюджете. В ходе пресс-конференции, Дорин Киртоакэ расхваливал, якобы, успешно действующие на уровне муниципалитета, однако в реальности – свёрнутые социальные программы, расширение сетей частного интернет-провайдера StarNet и предоставление им - в качестве благодарности примэрии – зон бесплатного доступа во всемирную сеть в парковых зонах города и установку 3 тысяч скамеек и небольших мусорок в главных парках страны, чего однако никто из журналистов и, думаю, простых жителей Кишинёва, не заметил.
Однако при всём при этом, примар (по забывчивости, присущей некоторым пожилым людям или умышленно?) не озвучил тот факт, что в новый 2011 год, Кишинёв вступает без утверждённого муниципального бюджета. Это произошло по причине того, что городской совет не успел принять основной финансовый документ столицы в положенные сроки. Примар не сообщил об этом на самой пресс-конференции, а вспомнил об этом, лишь отвечая на вопрос журналиста "Кишинёвских новостей", которая предпочла напомнить об этом градоначальнику по итогам подведения итогов года.
По словам главы молдавской столицы, проект муниципального бюджета был принят в первом чтении, где описывались лишь общие положения бюджетных поступлений и расходов, в то время, как во втором чтении, подразумевающем детали и точные суммы расходов на конкретные проекты - городские советники утвердить документ уже не успели. Однако, по мнению Киртоакэ, в этом ничего страшного нет, так как при распределении финансовых средств, столица будет опираться на бюджет 2010 года.
В какой-то степени Киртоакэ прав, но не до конца. Простой пример: с 1 января 2011 года цена природного газа для Молдовы поднимается до 289,93 долларов за тысячу кубометров, что неминуемо отразится на возросших тарифах на услуги и тратах государственных учреждений, в то время, как бюджет-2010 этого не учитывал.
Проблемы возникают не только у рядовых жителей и государственных учреждений - вместе с ними страдают и предприниматели. Пока не принят городской и государственный (а там ситуация аналогично той, что происходит в столице) бюджеты, предприниматели работают в условиях неопределенности: как будет развиваться налоговая система, меняться тарифы, и каковы будут условия развития бизнеса. Такая ситуация не позволяет экономическим агентам правильно планировать прибыль и инвестиции.
На грани коллапса. Мусорного.
Неоднократно говорилось, что примар умеет вычленять главные проблемы города,но совершенно не научился их эффективно решать, предлагая иногда вместо решения - усугбление проблемы. Село Цынцэрень, располагающееся в 40 километрах от молдавской столицы известно прежде всего своей, а точнее, кишинёвской мусорной свалкой. Жители села неоднократно проводили акции протеста перед зданием городской примэрии и даже блокировали автотрассу, не позволяя автомобилям, привозящим мусор со всего Кишинёва, попасть на полигон. Свои многочисленные протесты местные жители аргументировали нездоровым микроклиматом района и, как следствие, серьёзными болезнями, поражающих в первую очередь пожилых людей и детей. Несчастные местные жители не раз требовали от Дорина Киртоакэ отдать распоряжение о прекращении вывоза мусорных отходов в их село.
Как сообщил примар, местный совет района Анений Ной принял решение о продлении срока действия мусорного полигона вблизи села Цынцэрень на три года. Однако, в случае появления недовольных этим решением местного совета и, как следствие, протестов, муниципальная примэрия подготовила две другие площадки для вывоза мусора на них, причём одна из которых, используется уже сейчас. Стоит отметить, что мусорный полигон в селе Цынцарень был сдан в эксплуатацию в 1990 году и рассчитан на 20 лет использования. Его вместимость 44 миллиона кубометров и к концу 2010 года он, по оценкам экспертов, был практически заполнен. Притом, что альтернативы этой свалки на данный момент нет.
То есть, визиты примара в село оказались показухой, так как всё это время киишневская администрация давила на районные власти с тем, чтобы мусорке придали новую жизнь еще года на три. Полагаю, что Кишинев настаивал и на большем сроке и, кто знает. может в будущем году аненские власти его пересмотрят?
И на фоне такого количества проблем, одолевающих городское население, недоумевающие заявления Киртоакэ о "странности" 40 процентов горожан, которые предпочитают голосовать за оппозицию, кажутся смешными, детскими и нелепыми.
Город уже голосовал за политика, надеясь, что в том проснется хозяйственник. Промахнулись. Второй шанс есть, но третьего уже не будет.

 

0