632

"Валютная лихорадка" в Молдавии

Гастарбайтеры оказывают существенное влияние на финансовые процессы в республике

На валютном рынке Молдавии наблюдаются интересные и неоднозначные тенденции, во многом необычные для мировой рыночной экономики в новейшие времена. Эти явления нельзя не заметить, но поскольку экономическая наука и практика ничего подобного раньше не наблюдала, никто не решается научно прогнозировать, чем всё закончится.

НИКОГДА И НИГДЕ в мире выехавшие на заработки за рубеж граждане страны (гастарбайтеры, как их принято называть в странах пребывания) не перечисляли на родину суммы денег, сопоставимые с национальным бюджетом. Молдавские же гастарбайтеры в прошлом году легально отправили домой 1,2 миллиарда долларов, что превышает всю доходную часть национального бюджета. Знатоки утверждают, что еще столько же было ввезено в страну нелегально. Только за четыре месяца нынешнего года сумма легальных перечислений достигла полумиллиарда долларов (рост - более чем в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.).

Существенно изменилась цель этих поступлений. Если раньше деньги шли в основном на нужды оставшихся в Молдавии родственников, то теперь средства в основном инвестируются в денежные вклады. Это вызвано тем, что проблемы потребления решены за счет получения внутриреспубликанской зарплаты. Средняя зарплата в Молдавии выросла за последние годы в 10 раз, достигнув 300 долларов, а в ближайшие два-три года еще утроится.

Бурно протекают процессы и в других секторах валютного рынка. Почти удвоились иностранные инвестиции. Внешнеторговые сделки за первые четыре месяца нынешнего года достигли почти двух миллиардов долларов. Растут портфельные инвестиции, поступают финансовые средства, предоставленные международными банковскими структурами. Иностранных вкладчиков привлекают высокие проценты по вкладам коммерческих банков Молдавии (до 24 процентов по депозитам в леях и до 15 процентов по вкладам в евро или долларах), и они предпочитают переводить сюда свободные средства. Всё это привело к тому, что темпы роста валютного рынка утроились. Если за весь прошлый год валютный рынок вырос на четверть, то уже за первые пять месяцев текущего года темпы роста превысили 70 процентов. Прогнозы Национального банка республики и Международного валютного фонда о стабилизации валютного рынка Молдавии в нынешнем году с треском провалились.

Еще одним заметным явлением стала резкая переориентация спроса на валюту в пользу российского рубля и на рублевые операции. Оборот по сделкам в рублях за первую половину года увеличился более чем в 10 раз и впервые превзошел сделки в евро.

Что же происходит? И с каким знаком - плюсом или минусом?

Молдавские финансисты пока не склонны драматизировать происходящее. Рублевый бум объясняют возвращением на российский рынок молдавского вина и другой продукции из республики, рост инвестиций - привлекательностью и перспективностью вложений в Молдавии. Но кое-кто всерьез считает, что республика просто предоставила удобную площадку для легализации спекулятивных и даже для отмывания криминальных капиталов. И если меры, предпринятые Национальным банком, вроде увеличения норм обязательных резервов валюты, не дадут заметного эффекта, может наступить финансовый кризис.

Он уже сегодня набирает обороты. И, как всегда, прежде всего ударяет не по так называемым олигархам, а по гастарбайтерам, многие из которых, оставив семьи, дома, вынуждены скитаться за границей в поисках работы, чтобы поддержать оставленных на родине родственников. Чаще всего это приводит к окончательному распаду семей, безотцовщине, поломанным судьбам, росту преступности. Только в России в прошлом году были поставлены на официальный учет 350 тысяч трудовых мигрантов из Молдавии. Это менее половины всех выехавших за рубеж молдаван.

В России молдаване еще находятся в более или менее приличном положении - они неплохо говорят по-русски, трудолюбивы, квалифицированны, лучше адаптированы в российское общество, чего не скажешь, например, о пресловутых "лицах кавказской национальности". Слово "малдаванин" (вот так - через "а", чтобы не обижать трудолюбивую нацию) стало даже в России нарицательным для всех гастарбайтеров. Однако "валютная лихорадка" в Молдавии серьезным образом подрывает их усилия.

Сначала присланные на родину деньги "худеют" из-за падения курса доллара в условиях перенасыщения валютного рынка (курс заокеанской валюты достиг своего исторического минимума за последние 20 лет). И потеря на курсе значительная - до десяти центов с каждого доллара только за первые месяцы нынешнего года. Потери эти нарастают с каждым месяцем. Некоторые наблюдатели считают нынешний курс доллара в Молдавии искусственно заниженным. Основания для таких утверждений есть. Так, если в первой половине 2008 года курс российского рубля, украинской гривны, румынского лея к евро практически не изменился, то в Молдавии евро "похудел" по отношению к молдавскому лею на 8 процентов. За этот же период доллар уступил российскому рублю 3 процента, украинской гривне - 4 процента, румынскому лею - 5 процентов, а вот молдавскому лею - 11,5 процента. В условиях рыночных механизмов ценообразования такие молдавские особенности нечем объяснить, кроме искусственного вмешательства.

Казалось бы, "дешевый" доллар дает экономию Молдавии на покупке энергоносителей или при погашении внешнего долга. Однако странным образом внутренние цены в леях от таких преференций не только не уменьшаются, но, наоборот, непрерывно и необъяснимым образом растут. И присланные гастарбайтерами деньги "худеют" также и за счет роста внутренних цен.

В республике неоднократно муссировался вопрос о необходимости введения некоего налога на переводы гастарбайтеров, но не встретил поддержки. Очень уж это было бы грубым залезанием в карман людей, которым государство не смогло обеспечить работу на родине и буквально пустило их по миру. Но получается, что косвенным путем такой налог все-таки научились изымать. И это простым людям видно без всякой высокой экономической науки.

Лев ЛЕОНОВ. (Соб. корр. "Правды")
г. Кишинев.
0