603

Сам себе режиссер на грузинской сцене.

Выборы в Грузии были фактически "театром одного актера", язвительно замечает австрийская Der Standard. Михаил Саакашвили вмешивался в них так активно, как будто на кону стоял его собственный мандат. Он успокаивал, сыпал обещаниями, разъяснял всем и каждому, что оппозиция будет задействована в работе правительства, если она этого захочет; а нарушения в ходе выборов, если таковые паче чаяния обнаружатся, будут расследованы.

Внешне результат голосования выглядит просто блестяще, пишет Die Welt, однако за фасадом грузинской демократии все не так гладко. Саакашвили считает Грузию примером демократии, однако во время избирательной кампании на кандидатов оказывалось давление, их шантажировали, подкупали избирателей, госаппарат был задействован в интересах правящей партии. Президент давно сосредоточил в своих руках такую власть, что это нанесло бы вред любой демократии, – экономика оказалась в полной зависимости от государства. Оппозиция даже считает, что Грузия находится на пути к "управляемой демократии" а-ля Россия. В этих условиях Запад должен показать Саакашвили, что ему еще предстоит "расплатиться по долгам", считает Die Welt.

Население Грузии утратило доверие к избирательной системе, а власть и оппозиция в равной степени дискредитировали себя, говорит в интервью французской Libération Сабин Фрейзер, директор европейской программы в Международной кризисной группе, базирующейся в Брюсселе. Власти прибегают к запугиванию оппозиционных партий, используют административные ресурсы, иски и жалобы на нарушения не рассматриваются всерьез. В результате гражданин не понимает, в какую сторону он должен повернуться, чтобы его политическая воля была принята в расчет. "Такой сценарий повторяется на каждых выборах", – подчеркивает Фрейзер. Если страна хочет обеспечить себе долговременную стабильность, правительство должно вернуть себе доверие избирателей, настаивает эксперт.

0