637

Обращение Президента Республики Молдова Владимира Воронина

http://www.nm.md/daily/article/2002/03/20/0102.html

К Общественному договору

Обращение Президента Республики Молдова Владимира Воронина
Уважаемые соотечественники, мой конституционный статус гаранта суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности страны обязывает меня сегодня обратиться к вам.

Для всех очевидно, что общество нуждается в компетентной и авторитетной власти. Но не менее очевидно и то, что власть в Молдове уже давно испытывает дефицит в серьезном и объективном взгляде на будущее страны, взгляде, который исходил бы не от самой власти, и не от отдельных политиков, а, прежде всего, от гражданского общества. Именно сегодня нам всем нужен не просто обмен мнениями, нам нужен долгосрочный диалог, в котором бы все конструктивные силы страны были услышаны. Формой такого диалога может быть общественный договор - долговременный инструмент взаимодействия власти и гражданского общества.

Общественный договор является согласием о морально-этических принципах в отношениях государства и гражданского общества. Принципы общественного договора всегда открыты для дополнения и конструктивной критики. Общественный договор приобретает силу только при активном и равноправном взаимодействии власти и общества. Только полномасштабный диалог власти и общества способен обеспечить преемственность и созидательную направленность политического и социально-экономического развития нашей страны - Республики Молдова.


Страна
Республика Молдова состоялась как государство. Она признана мировым сообществом, является членом ООН, Совета Европы, целого ряда престижных международных организаций и ассоциаций. И, тем не менее, процесс государственного строительства в Республике Молдова далек от завершения. Более того, геополитические интересы окружения и социально-экономические условия формирования молдавской государственности периодически создают условия политической нестабильности, угрожающие самому факту государственности.

Первым фактором нестабильности, бесспорно, является проблема территориальной целостности и суверенитета над всей признанной за государством территорией. Хронический и затяжной характер этой проблемы создает обстановку сомнений в оценках пределов суверенитета молдавского государства и неуважение к нему как со стороны граждан Республики Молдова, так и со стороны международной общественности.

Вторым фактором нестабильности остается настойчивое стремление заинтересованных политических сил попросту ликвидировать молдавское государство, опираясь на настроения западного или восточного унионизма. Подобного рода настроения становятся наиболее заметными в периоды экономических трудностей и кризисов, то есть именно в тех ситуациях, когда, напротив, должно быть востребовано объединение всех сил гражданского общества.

Третьим фактором нестабильности является разобщенность власти и общества, они существуют как бы параллельно и независимо друг от друга. Власть не авторитетна сама по себе потому, что её действия не сверялись с интересами граждан, а молдавское государство все еще не воспринимается обществом как ценность, которую следовало бы приумножать, которой можно было бы гордиться. Государственная власть в нашей стране и связанная с нею политическая и управленческая деятельность рассматриваются обществом только лишь как один из прочих бизнесов, не требующих ни особой квалификации, ни моральной ответственности, ни государственного стиля мышления. Возможно, что именно поэтому во власть набираются далеко не самые профессиональные представители общества, а вместо обновления кадрового потенциала наших государственных служащих наблюдается циркуляция во власти одних и тех же людей на протяжении многих лет. Возможно, именно по этой причине сложилось устойчивое убеждение, что власть в облике сменяющих друг друга партий отражает не широкую палитру общественных интересов, а лишь устойчивые и консервативные настроения родственных кланов и государственной номенклатуры.

Таким образом, приходится признать, что единственным фактором государственной стабильности, единственным базисом нашей государственности было и остается гражданское общество. Именно в нем выработан уникальный управленческий и житейский опыт выживания и развития в условиях ресурсного голода, жестокой конкуренции, опыт оптимального существования в полиэтничной и поликультурной среде. Именно в гражданском обществе, как правило, без всякой поддержки со стороны государства создаются и новые рабочие места, и новые предпринимательские, образовательные и культурные инициативы, именно в нем бьется новаторский ключ созидания.

Однако степень разобщенности власти и гражданского общества достигла такого состояния, за которым отчетливо просматривается перспектива гражданской деградации и утраты государственного суверенитета. Сегодня, как никогда ранее, общество нуждается в адекватном государстве, способном не жестоко подавлять, а целенаправленно стимулировать и защищать все то лучшее, что создано народом Молдовы. С другой стороны, само государство, власть нуждаются в экспертных, профессиональных и духовных началах, автономно сформировавшихся в гражданском обществе. Без них власть останется лишь искусственной и примитивной декорацией на теле нашей Родины.

Говоря об общих принципах внутренней интеграции нашего государства важно подчеркнуть одно принципиальное обстоятельство. Природа и история дали нам страну, в которой живут бок о бок люди разных национальностей и конфессий. В маленькой Молдове нашли отражение те сложности и проблемы, которые стояли перед великими европейскими нациями на пути межгосударственной, европейской интеграции: уважение и признание прав национальных меньшинств, формирование межнациональной толерантности, умение объединить разные народы общей конструктивной идеей. Все это еще предстоит сделать нам в рамках нашей государственности. Но это означает еще и то, что задачи государственной интеграции и задачи интеграции Молдовы в Европейское сообщество должны реализовываться по одним и тем же правилам. Именно здесь недопустимы двойные стандарты, именно здесь проходит черта искренности власти в своем стремлении находить поддержку в обществе и общественных чаяниях по реформированию государства.

Диалог необходим и неизбежен. В этом диалоге декларации и власти и общества о приверженности демократическим ценностям дополнятся освоенными обеими сторонами навыками пользования демократическими инструментами и способами решения проблем. Этот диалог должен явиться основополагающей предпосылкой внутренней интеграции страны и залогом ее дальнейшего устойчивого развития.


Власть
Для обеспечения действенного диалога власти и гражданского общества власть должна обеспечить открытость в принятии и обсуждении основных стратегических решений государства. Власть должна не только указывать и ограничивать, но и доказывать обществу эффективность своих действий. Все это станет возможным, если власть, как законодательная так и исполнительная, станет инициатором не просто публичных обсуждений своих инициатив, но сумеет мобилизовать вокруг себя широкую экспертную среду, активно участвующую в подготовке и реализации таких инициатив.

В экономической сфере власть должна идти на активизацию предпринимательских ресурсов общества, провоцировать предпринимательскую инициативу. Власть обязана идти на разработку долгосрочных программ по дерегулированию молдавской экономики, созданию максимально упрощенных механизмов конкуренции и естественной кооперации. Учитывая структуру занятости граждан Молдовы, власть должна содействовать росту экономической активности населения, лоббировать и защищать интересы экономических агентов Молдовы за пределами страны. Представители власти должны понимать, что полезнее содействовать открытию десяти новых фирм, нежели закрыть одну. Представители власти обязаны помнить, что любой нормативный акт, облегчающий жизнь и действия власти не через упрощение взаимодействия и отношений с ней экономического агента, бьёт по доверию граждан к своему государств
0