514

Interview s Voronom, part 1

Нужен общественный договор!



Интервью главного редактора "Независимой Молдовы" Юрия Тищенко с Президентом Республики Молдова Владимиром Николаевичем Ворониным
- Владимир Николаевич, впереди мини-саммит трех президентов в Одессе. Очевидно, что сама по себе встреча Путина, Воронина и Кучмы накануне выборов в Верховную Раду Украины достаточно символична. И, тем не менее, что станет основной темой одесской встречи?
- Тем будет несколько, и все они чрезвычайно важны для нашей страны: и создание единой энергосистемы с Украиной и Россией, и проблема транзита электроэнергии на Балканы через Молдову. Важнейшим для нас станет обсуждение механизмов решения приднестровской проблемы. Здесь у нас увязываются несколько проблем - таможенное урегулирование и демаркация границы. Надеюсь, что нам, наконец, удастся выработать согласованную позицию в этих вопросах.

- Многие эксперты и аналитики, не говоря уже о Ваших политических оппонентах, достаточно жестко критикуют приднестровскую политику Владимира Воронина. В Приднестровье говорят о развязанной экономической блокаде, об удушении региона, о возвращении духа противостояния и риторики девяносто второго года.

- Вы забыли добавить еще и Юрия Рошку, который с недавнего времени тоже встал на защиту тираспольского режима.

На самом деле, все, что сегодня публикует Тирасполь на тему так называемой экономической блокады, очень напоминает стоны и плач наших первых суверенных президентов. Все это пропитано ложью и двойными стандартами. Вспомните, когда разваливался Советский Союз, большинство политиков полагало, что после объявленного суверенитета и независимости все лишатся кремлевской опеки, но сохранят советские цены на газ, электроэнергию, сырье, сохранят гарантированные экономические связи. Но произошло иначе. Иначе и быть не могло! Назвался суверенным и независимым - значит, отвечай по гамбургскому счету. Не можешь отвечать - значит, не торопись с декларациями и не морочь людям голову. Приднестровье называет себя независимым государством, но сертификаты приднестровские предприятия получают в Кишиневе в Торгово-промышленной палате, на приднестровских товарах значится "Произведено в Молдове". Бюджет Молдовы никаким образом не связан с деятельностью этих предприятий. Очень удобный суверенитет получается, - не кажется ли Вам? Добавим к этому ситуацию с таможенными постами и таможенными печатями, и обрисовывается картина полного экономического беспредела. В известном смысле так называемое приднестровское экономическое чудо и есть продукт двойных стандартов, политического и правового цинизма. Уверен, что никакая реальная независимость лидерам приднестровского режима не нужна, им нужен статус-кво, неопределенность, которая оказалась самым выгодным бизнесом на просторах СНГ.

Учитывая сложность и конфликтность ситуации, мы тоже, в определенной мере, идем на поводу у приднестровской стороны, предложив с самого начала ряд серьезных преференций в таможенном регулировании для экономических агентов Приднестровья. Более того, мы не связываем их деятельность с бюджетом Молдовы. Но все наши предложения приняты в штыки. Я однозначно утверждаю, что экономическую блокаду в Приднестровье развязал лично Игорь Смирнов, запретивший предприятиям Приднестровья принять выгодное предложение Кишинева. А то, что оно выгодно, не отрицают сами руководители этих предприятий. Они-то к тем сливкам, которые достаются смирновскому клану, отношения не имеют, поэтому настроены более прагматично. Мы же больше не можем существовать в условиях двух границ и двух таможен.

- То есть выходит, что за агрессивным тоном приднестровской прессы стоит лишь чистая политическая амбиция нынешнего руководства Приднестровья?

- Скорее личные экономические интересы. Все проще.

0