2042

Зловонная Европа

Париж стоит мессы." Эти знаменитые слова по прочтении статьи многихзаставят усомниться. Лично я предпочитаю домашнюю сауну.  И все к нейприлагающееся.
      Пахучий  Париж.... Изданный в 1270 году законгласил, что «парижане не имеют права выливать помои и нечистоты изверхних окон домов, дабы не облить оным проходящих внизу людей». Неподчиняющимся следовало платить штраф. Однако этот закон вряд лиисполнялся – хотя бы потому, что через сто лет в Париже был принятновый закон, разрешающий-таки выливать помои из окон, прежде триждыпрокричав: «Осторожно! Выливаю!» Тех, кто оказывался внизу, спасалитолько парики. 
(Вот для чего, в Европе появились первые парики)
.
         «Жителидомов выплескивали все содержимое ведер и лоханок прямо на улицу, нагоре зазевавшемуся прохожему.
         Застоявшиеся помои образовывали смрадные лужи, а неугомонные городскиесвиньи, которых было великое множество, дополняли картину».       (Книга для чтения по истории Средних веков. Ч. 2./ Под ред. С.Д.Сказкина. – М., 1951. – С. 12 – 13.)
        Однако не только простые парижане лили друг другу на головы своиотходы, этим же занималась и французская знать. В 1364 году человек поимени Томас Дюбюссон получил задание «нарисоватьярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречьлюдей там гадить – чтобы люди считали подобное в данных местахсвятотатством». Добраться до тронного зала было само по себе очень «запашистым» путешествием.
           «В Лувре и вокруг него, – писал в 1670 году человек, желавший строитьобщественные туалеты, – внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, задверьми – практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самыеразные запахи одного и того же – продукта естественного отправленияживущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Периодически из Лувравыезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть ипроветрить.
           «Тот, кто освободил бы город от страшнойгрязи, стал бы самым почитаемым благодетелем для всех его обитателей, иони воздвигли бы в его честь храм, и они молились бы на него» – писалфранцузский историк Эмиль Мань в книге «Повседневная жизнь в эпохуЛюдовика XIII». Но таких «освободителей» никак не находилось.
        С тех пор, как король Франции Филипп-Август в XII веке упал в обморокот невыносимой вони, поднявшейся от проезжавшей мимо дворца телеги,взрыхлившей наслоения уличных нечистот, с антисанитарией в Париженичего не менялось вплоть до середины XIX века.

        За отсутствием запрещенных христианством бань цивилизованный ипросвещенный Париж плескался в городских фонтанах средь бела дня.Остальные граждане не мылись вовсе.
        В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета.Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости,придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытогоокна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затемвыливалось у задних дверей дворца.
       Конечно, приседать наширокий подоконник для дефекации не очень то удобно. Человекперевешивался, особенно, если еще, был пьян. Наверняка и падалипачками. Позднее стали строить продленное окно до пола, а проем с улицызакрывали решеткой.

(Вот откуда появились, так называемые, «французские балконы»?)
То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт прикотором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона.Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногдадаже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденнотак, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду. Известна история,которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королюприбыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром),попал в неловкую ситуацию – у него от королевского амбре заслезилисьглаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил изкоролевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялсявдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание отвони – кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом,а слуги туда же выливали нечистоты.
Король-Солнце, как и всеостальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетовлюбые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовалисьтяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще либыло оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот,описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибона страже Традиции стояла …диарея. Беспощадная, неумолимая, способнаязастигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующемкачестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причинапрослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталонысостоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.
«Тапарижская мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана теми жепричинами. Хотя юбки использовались также и с другой целью – чтобыскрыть под ними собачку, которая была призвана защищать Прекрасных Дамот блох, но проблема диареи явна более глобальна. Представь – на балувдруг прихватило, а юбка – узкая. Проблема. Или юбку испачкаешь, илизадирать придется, да и не успеть можно. А с широкой юбкой – отбежала кстене, присела в реверансе на минутку, да и дальше пляшешь.
Естественно, набожные люди предпочитали испражняться лишь с Божиейпомощью – венгерский историк Иштван Рат-Вег в «Комедии книги» приводитвиды молитв из молитвенника под названием: «Нескромные пожеланиябогобоязненной и готовой к покаянию души на каждый день и по разнымслучаям», в число которых входит «Молитва при отправлении естественныхпотребностей».
Ну, видимо, «Господи, избавь меня от дристания! Я неуспеваю менять панталоны!». Хотя, они их, наверное и не меняли… СамРат-Вег, кстати, текста молитвы не приводит, но для интересующихся даетссылку:

(1843, без обозначения места издания.
См.: Wander К. F. W. Deutsches Sprichworter- Lexicon. Leipzig, 1867, I. 1382)

БУДУЩЕЕ БЕЗ ЗАПАХА
Леонардо да Винчи был настолько напуган парижским зловонием, чтоспроектировал для короля Франсуа Первого туалет со смывом. В планевеликого Леонардо были и подводящие воду трубы, и канализационныетрубы, и вентиляционные шахты, однако… Как и в случае с вертолетом иподводной лодкой, Леонардо поторопился и с созданием туалета – всего-тона каких-нибудь пару сотен лет. Туалеты построены не были.
В те жевремена среди знати был популярен некий вид «портативного унитаза» –банкетки с дыркой сверху и вынимающимся изнутри резервуаром. Мебельщикиизощрялись, вуалируя стульчаки под стулья, банкетки, письменные столы идаже книжные полки! Все сооружение обычно богато украшалось деревяннойрезьбой, тканевой драпировкой, позолотой.

В те временапомпезность туалетных процедур могла означать действительно реальнуювласть. Король Франсуа (правил с 1515 по 1547 год) был первым, ктопридумал «королевские приемы на горшке». Королева-мать Екатерина Медичитакже устраивала у себя подобные приемы, а когда ее муж умер, сменилабархат на стульчаке на черный. Следуя моде, вся французская знать такжеввела в свой обиход «тронные приемы». Но наконец впереди забрезжилобудущее без запаха. В 1775 году некий британец по имени АлександрКаммингс догадался-таки согнуть отводную трубку унитаза в виде буквы«V», чтобы небольшое количество воды не выпускало запах испражнений.Каммингс – тот самый человек, перед которым за изобретение современноготуалета со смывом человечество должно склонить голову.
(История туалета Консьержъ 2 февраля 2004 года)

Не имевшие канализации средневековыегорода Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров,заполненный водой. Он роль «канализации» и выполнял. Со стен в ровсбрасывалось дерьмо. Во Франции кучи дерьма за городскими стенамиразрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, какслучилось в том же Париже – куча разрослась настолько, что говно сталообратно переваливаться, да и опасно это показалось – вдруг еще врагпроникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов. Стенунадстроили. Но внутри, за стеной, было не лучше. В дождливые дни потокидерьма неслись по улицам, бурля под десятками никогда не пустовавшихвиселиц – мрачного украшения города – от Гревской площади до Круа дюТируар, от моста Сен-Мишель до Нового моста.
Иногда Париж пыталисьот дерьма чистить. Первый такой «коммунистический субботник» в Парижебыл произведен в 1662 г., и это событие так поразило современников, чтопо его поводу была выбита медаль.

«Руанский сифилис и парижскаягрязь исчезают только вместе с теми, кого они коснутся», — говоритстаринная пословица. Необходимость вдыхать удушающий запах этой грязивынудила монсеньора Альфонса дю Плесси де Ришелье,кардинала-архиепископа Лионского, примаса Галлии, который, не дрогнув,лечил больных чумой в своей провинции, отказаться от поездок в Париждаже тогда, когда его призывали туда важные дела, связанные с религией».
(Эмиль Мань Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII)

Только в XIX веке во Франции произошел сдвиг в деле «сортиростроения» –появляются кабинки с короткими дверями, откуда всегда торчали чьи-тоноги. Стояли они не где-нибудь в тенечке, а на тротуарах главных улиц.Но в Латинском квартале Парижа еще в конце XIX века нечистоты простопускали течь по улицам – там до сих пор в середине каждой улицы естьтакая характерная ложбинка. Тогда дамам самое главное было – чтобы тудане попал подол платья…
Также, несмотря на столь полно данноеописание Парижа, у некоторых возникли сомнения в адекватности описания.Например теми, кто все же в какой-то степени усомнился в описаннойглобальной парижской грязи, было замечено, что я ничего не написал обуборках улиц: «ведь не может такого быть, чтобы в Париже совсем не былодворников!»

Да были, конечно. И даже глобальные чистки городаустраивались, и медали по этим поводам чеканились. Оба раза:-) ХотяВебер утверждает, что профессия мусорщика появилась только в XVIIIвеке, уборки проводились и до того. Вот что по поводу стандартныхуборок улиц пишет французский историк Эмиль Мань:
«Перед зданиямипоявляются лакеи и горничные. Вооружившись метлами, они сбрасывают вканавы-ручьи (протекающие где с двух сторон, где только посерединеулицы) скопившиеся на тротуарах-берегах отбросы и объедки, облив ихперед тем несколькими ведрами воды. Вдали звонит колокольчик. А вот имусорщики с их тачками. В качестве кортежа при них выступают«подбиральщки» – черные, как дьяволы: при помощи лопат и метел они«снимают пенки», то есть собирают с поверхности накопившейся грязи все,что могут. После их ухода обнажается нижний, неискоренимый слой. Изловоние усиливается, потому что грязь разворошили. Тем не менее туалетулиц считается законченным».
(Эмиль Мань Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII)

Такчто бороться с грязью – что с дворниками, что без – было бесполезно. Акуда же вывозили дворники то дерьмо, которое им все же худо-бедноудалось собрать? На это нам ответит Юджин Вебер: «С 1781 года Монфокон,расположенный на северо-востоке Парижа был единственной городскойсвалкой. Прежде там стояли виселицы, и трупы преступников разлагалисьвместе с дохлым зверьем среди вздымавшихся все выше гор мусора. Снавозной вонью мешалась вонь гниющих туш, которые привозили соскотобоен». Просуществовала она долго:
«К 1840 году здесьобразовался громадный пятиметровый пласт из жирных белых червей,питавшихся неиссякающими потоками крови. Червей продавали рыбакам, апроцесс естественного гниения превратил Монфокон в огромный смердящийпруд. Большая часть этого месива просачивалась в землю, оттуда – вколодцы северной части Парижа, ветер же разносил зловоние по всемугороду».
(Eugene Veber, “From Ordure to Order” The New Republic, July 1, 1991)

Вот описание парижанки Frederique Krupa, автора исследований по очистке города:
«Начиная с древних времен, основное правило для относительно парижскогомусора было одно – «tout-a-la-rue» (все на улицу), включая домашниеотбросы, мочу, фекалии и даже выкидыши. То, что покрупнее, частобросались на «ничейную землю» за городские стены или в Сену. …Съедобное дерьмо потреблялось свиньями и дикими собаками, а остальное –микроорганизмами. Запах гниения был ужасен, но не только из негоскладывались парижские ароматы».

Все это «средневековье»закончилось не так давно. Очередной указ о запрете выливания помоев изокон вышел в 1780 году, но судебные архивы еще 1840-х годов содержатнемало дел о привлечении к ответственности домовладельцев и слуг заопорожнение ночных горшков из окон верхних этажей. В тянувшиеся вдольулиц сточные канавы кроме испражнений и мусора также выбрасывали итрупы недоношенных младенцев. Еще в конце XIX века префекты издавалициркуляр за циркуляром, предписывавшие обязательное захоронениемертвого плода.
Трупы взрослых либо сбрасывали в ямы на КладбищеНевинных, либо хоронили в церквях. Последний вид похорон в Бургундиивызвал протесты Жаре (XVIIIв.), врача из Дижона, который в яркихкрасках описывал весь ужас такого обычая погребения мертвых, указываяна огромные опасности для населения, т.к. земля и воздух отравлялисьтрупами погребенных. Но мнение врача никого не интересовало – людинастолько привыкли к дурному запаху, что просто не чувствовали его.Такая окружающая среда явилась источником вдохновения не только для ужеупомянутого выше Зюскинда, но и для знаменитого писателя позапрошлоговека Гюстава Флобера (которому принадлежит знаменитое выражение «башняиз слоновой кости», ставшее своеобразным символом уединенной жизнихудожника). «Забастовка золотарей вдохновила Флобера на создание оды вхарактерном для той эпохи натуралистическом стиле. Начиналась ода с«Хора какающих», а заканчивалась извержением выгребных ям – Парижоказывался погребенным под слоем нечистот, «как Геркуланум под лавой».
0
nypd117 Апреля 2010, 06:15
N
nypd117 Апреля 2010, 06:15

#0 , RGKot: "... «Хора какающих..."- я бы добавил и хор "смердщях и зловонных" бессарабских интелегентав!

0
  • 0
  • 0
rgkot25 Июля 2010, 01:25
R
rgkot25 Июля 2010, 01:25

На прощание цитата фельдмаршал-генерала на российской службе Георга Бенедикта Огильви, характеризующее отношение дворянства Нового Времени (а особенно - французской аристократии, ибо тот же Людовик XIV - дамы, заткните носы - мылся целиком в своей жизни всего два раза) к мытью:

"Париться - обычай варваров. В цивилизованной Европе дворянин приказывает слуге принести таз с водой и моет те или иные члены, потребные для данного случая".

Справка. Барон Георг Бенедикт Огильви (1651-1710) - уроженец Моравии, сын генерала Священной Римской империи. Был генералом трех армий - австрийской, российской и саксонской.

0
  • 0
  • 0
rgkot21 Ноября 2010, 20:27
R
rgkot21 Ноября 2010, 20:27

Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. То, что христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани, общеизвестно, но объяснения этому действу я нигде не видел. Тем не менее причина, вполне возможно, лежит на поверхности. Христиан всегда раздражали ритуальные омовения конкурирующих религий - иудаизма и, позже, ислама. Еще Апостольскими Правилами христианам запрещалось мыться в одной бане с евреем. А где взять баню без еврея? Вот придешь в баню - и смотри в оба, кто там еврей. А вдруг не узнаешь и во грех войдешь? Это потом нацисты головы и носы будут сравнивать, а тогда еврея и по носу-то не отличишь от римлянина - те тоже носатые. А ходить и члены рассматривать - так и нарваться можно. Проблема, однако. Чтобы не впасть в грех, бани и разрушили. Нет бани - нет проблем! К тому же мерзкие язычники обвиняли христиан (сейчас и не подумаешь) в разврате, так как первые христиане ходили в бани с бабами. Архетипичный, кстати, путь развития тоталитаризма - первые большевики тоже будут вооружаться принципом общих бань и лозунгом «долой стыд», а потом будет «секса у нас нет». Они не придумали ничего нового, это был уже пройденный христианами путь.

Кроме того бани дороги. Это же сколько воды натаскать, дров пожечь. Сколько помещений и люда отдельного выделить. А некогда - воевать надо соседушку. У него на три свиньи больше.

Для тех, кто Апостольские Правила подзабыл, правилами Трулльского («Пятошестого», 691 - 692 г.) Вселенского Собора бывшее 11-ое правило было подтверждено: запрещено пользоваться услугами врачей-иудеев и, опять же, мыться с евреями в одной бане. Заодно, как пережитки язычества, запрещались, гадания, карнавалы ряженых, и даже ученые медведи. Позже фраза «обвиняемый был замечен принимающим баню» стала обычной в отчетах инквизиции, как несомненное доказательство ереси.

Формально и сегодня любой православный может быть отлучен от Церкви за совместный поход в баню с евреем. По признанию сотрудника отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата священника Всеволода Чаплина, «церковь испытывает большие затруднения в связи с тем, что наше каноническое право сегодня не всегда можно применять буквально. Иначе всех нужно отлучить от Церкви. Если православный ходит в баню, то он должен следить за тем, нет ли рядом еврея. Ведь по каноническим правилам православному нельзя мыться в бане с евреем»**

Символом победы христианства над банями могли бы послужить ворота римской постройки Порта Нигра (Porta Nigra, «черные ворота») в Трире (родине Карла Маркса) - старейшем городе Германии и бывшей столице римской провинции Бельгика Прима, стоящие среди развалин римских бань (и даже бань, в которых еще мылись первые христиане - термы св. Варвары, 2 век н.э.). В этих воротах древнего Трира, символе города, замуровал себя св. Симеон. Еду ему просовывали в окошко, и замурованный Симеон просидел там лет десять, оставив своих фекалий полную башню. Там же, в своей келье, он и был окончательно замурован после смерти (наступившей от... ладно, ладно, молчу :-). За такой истинно христианский «подвиг» набожный Симеон-затворник был канонизирован Папой Бенедиктом IX и стал Святым Симеоном Сиракузким, а над воротами и вокруг них христиане под руководством архиепископа Поппо надстроили церковь св. Симеона (позже разобранную Наполеоном в 1803 г.). Вонь от испражнений Св. Симеона у ворот Порта Нигра, среди всех этих разрушенных термов - символ пришедшего христианского Средневековья.

В CHRONICA REGIA COLONIENSIS (Кельнская королевская хроника) за 1186 год мы можем прочитать, что «В Трире на Троицу, выпавшую на 1 июня, когда отмечался также праздник святого Симеона, некие люди наполнили печь хлебом, который они должны были выпечь, однако он весь превратился в кровь»*. Обычные христианские евхаристические страшилки и каннибалистические мотивы в этой записи не главное. К этому мы уже привыкли - то христианам сжигаемый мученик кажется хлебом (св. Поликарп), то хлеб кровью... А забавно здесь то, что св. Симеону удалось опять послужить символом христианства, которое сначала утопило Европу в говне, а затем - и в крови: первые «еретики» сгорали на кострах именно около Трира в 1232 г. Еретики эти действительно совершили страшное деяние - осмелились перевести Библию на немецкий язык. Позже в архиепископстве Трира будет сожжено 6500 «еретиков» и «ведьм»...

То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду. Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Специалист по истории парфюмерии Анник Ле Герер, отмечая «чудовищную вонь вокруг дворца, не ведающего отхожих мест», приводит, например, такое свидетельство Ла Морандьер, относящееся к 1764 году:

«Парки, сады и сам замок вызывают отвращение своей мерзостной вонью. Проходы, дворы, строения и коридоры наполнены мочой и фекалиями; возле крыла, где живут министры, колбасник каждое утро забивает и жарит свиней; а вся улица Сен-Клу залита гнилой водой и усеяна дохлыми кошками». (Le Guerer A. Les parfumus a Versailles aux XVII et XVIII siecles)

Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла ...диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

Улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно. Германская мода на ходули, с помощью которых только и можно было перемещаться по засранным улицам, распространилась так широко, что во Франции и в Бельгии в средние века даже проводились состязания на ходулях между двумя лагерями, на которые разделялись жители.

История Фридриха, чуть не утонувшего в нечистотах вместе с увязшей в них лошадью, не могла бы случиться в Нюрнберге – самом крупном и «благоустроенном» городе Германии того времени, где магистрат в ХIV веке в целях «очищения воздуха» решил запретить горожанам держать свиней на улицах. Как думаете, где их после этого указа в таком случае держали?

Ну и пинок напоследок:

Историк XIX века Дж. В. Дрэпер представил в своей книге «История борьбы между религией и наукой» довольно яркую картину условий, в которых жило население Европы в средние века. Вот главные черты этой картины:

«Поверхность континента покрыта была тогда большей частью непроходимыми лесами; там и сям стояли монастыри и города. В низменностях и по течению рек были болота, простиравшиеся иногда на сотни миль и испускавшие свои ядовитые миазмы, которые распространяли лихорадки. В Париже и в Лондоне дома были деревянные, вымазанные глиной, крытые соломой или тростником. В них не было окон и, до изобретения лесопилен, в немногих домах существовали деревянные полы... Печных труб не было. В таких жилищах едва ли была какая защита от непогоды. О водосточных канавах не заботились: гниющие остатки и мусор просто выкидывались за дверь. Опрятность была совершенно неизвестна: высокие сановники, как например, архиепископ Кентерберрийский, кишели насекомыми. Пища состояла из грубых растительных продуктов, таких как горох или даже древесная кора. В некоторых местах поселяне не знали хлеба». (этим еще повезло! - Absentis). (Draper, John William. History of the Conflict between Religion and Science, pp. 264-265 ).

0
  • 0
  • 0
rgkot21 Ноября 2010, 22:13
R
rgkot21 Ноября 2010, 22:13

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц – безобразно часто (распространённую теорию о том, что русское слово «смердеть» происходит от французского «мерд» – «говно», признаем спекулятивной).

Средневековье я понимаю, как «длинное средневековье» по Ле Гоффу, поскольку считать, что с приходом Возрождения «тёмные века» и «средние века» закончились, мне кажется надуманным. Реформация – лишь продолжение средневековья, и массово сжигаемые в эпоху Возрождения «ведьмы» не дают повода в этом усомниться. Я не исключаю возможности наличия некоторых минорных неточностей в нижеследующем тексте, но стопроцентная историческая точность описания, скажем вопросов «сортирологии», не была моей задачей. Я только намеревался показать общую картину жизни средневековья, а картина эта была не такой, какой многие привыкли её представлять.
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II).

Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьётся мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Давно гуляет по анекдотам записка, посланная имевшим репутацию прожжённого донжуана королём Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели». Сам король, кстати, за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению.

В руководстве учтивости, изданном в конце 18-го (!) века (Manuel de civilite, 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».

«Жители домов выплёскивали все содержимое вёдер и лоханок прямо на улицу, на горе зазевавшемуся прохожему. Застоявшиеся помои образовывали смрадные лужи, а неугомонные городские свиньи, которых было великое множество, дополняли картину».

«Свиньи гуляли по улицам; даже когда это запрещалось, всё же в определённые часы дня они могли свободно ходить по городу; перед домами были выстроены хлева для них, которые загораживали улицу; дохлые собаки, кошки лежали повсюду; нечистоты выбрасывались в реки или же на улицу и лежали перед домами и на площадях. Король Филипп-Август, привыкший к запаху своей столицы, в 1185 г упал в обморок, когда он стоял у окна дворца и проезжавшие мимо него телеги взрыхлили уличные нечистоты».

«Ночные горшки продолжали выливать в окна, как это было всегда – улицы представляли собой клоаки. Ванная комната была редчайшей роскошью. Блохи, вши и клопы кишели как в Лондоне, так и в Париже, как в жилищах богатых, так и в домах бедняков».

«Наиболее типична улица шириной в 7-8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая вела к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже – не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись. Уличное движение составляли три элемента: пешеходы, животные, повозки. По улицам средневековых городов часто гнали стада».

Антисанитария, болезни и голод – вот лицо средневековой Европы.

Даже знать в Европе не всегда могла есть досыта, из десяти детей выживало хорошо если двое-трое, а при первых родах умирала треть женщин... Освещение – в лучшем случае восковые свечи, а обычно – масляные светильники или лучина. Голодные, обезображенные оспой, проказой и, позже, сифилисом лица выглядывали из окон, затянутых бычьими пузырями...

Историк XIX века Дж. В. Дрэпер представил в своей книге «История борьбы между религией и наукой» довольно яркую картину условий, в которых жило население Европы в средние века. Вот главные черты этой картины:

«Поверхность континента покрыта была тогда большей частью непроходимыми лесами; там и сям стояли монастыри и города. В низменностях и по течению рек были болота, простиравшиеся иногда на сотни миль и испускавшие свои ядовитые миазмы, которые распространяли лихорадки. В Париже и в Лондоне дома были деревянные, вымазанные глиной, крытые соломой или тростником. В них не было окон и, до изобретения лесопилен, в немногих домах существовали деревянные полы... Печных труб не было. В таких жилищах едва ли была какая защита от непогоды. О водосточных канавах не заботились: гниющие остатки и мусор просто выкидывались за дверь. Опрятность была совершенно неизвестна: высокие сановники, как например, архиепископ Кентерберрийский, кишели насекомыми. Пища состояла из грубых растительных продуктов, таких, как горох или даже древесная кора. В некоторых местах поселяне не знали хлеба» (этим ещё повезло! – Absentis).

«Удивительно ли после этого», – отмечает далее историк, – что во время голода 1030 года жарилось и продавалось человеческое мясо, или что в голодный 1258 год в Лондоне умерло с голоду 15 тысяч человек? Удивительно ли, что во время вспышек чумы количество смертей было столь ужасающим, что живые не успевали хоронить мёртвых».

Вышедшая не так давно книга итальянского историка, профессора Анконского университета, Эрколе Сори «Эпоха галантных дам» рассказывает о санитарном состоянии средневековых городов и гигиене их обитателей. Эрколе Сори не первый раз обращается к этой проблеме, считая, что «мусор и отбросы позволяют исторической реконструкции исследовать самые тёмные углы способов производства и социальной организации». Выводы учёного неутешительны.

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало. Вот как, например, описывает своё путешествие в Париж один итальянский дворянин ХVI века: «Представьте, что по улице несётся поток мутной воды, в который из каждого двора вливаются грязные ручьи. Вонючие испарения заполняют всё пространство. Чтобы не проблеваться, мне приходилось постоянно держать под носом надушенный платок или букетик цветов».

Однако атмосферу отравляли не только экскременты. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары. Вонь распространялась на всю округу. В позднем средневековье люди научились перерабатывать мусор и экскременты. Мочу, например, собирали для обработки кожи и отбеливания ткани, а из костей животных делали муку.

В старину художники ставили возле ферм бочки для мочи, на которой они замешивали краски (в Древнем Риме использовали даже мочу из общественных уборных – её продавали красильщикам шерсти и дубильщикам кожи). То, что не подлежало переработке, оставалось валяться на улице.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник – дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки. Так, например, во Франции возникла речушка Мердерон («мерд» в переводе – дерьмо). Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах. «Города утопали в грязи в буквальном смысле слова, – пишет Сори. – Вокруг царила сплошная антисанитария. Только после «гидравлической революции» появились акведуки и сточные канавы, которые приносили воду в дома и удаляли нечистоты».

Но и сами люди были не намного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», – утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть заражённый инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV-ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII-ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться – но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни – и то по совету врачей. Мытьё привело монарха в такой ужас, что он зарёкся когда-либо принимать водные процедуры. Все гигиенические мероприятия сводились только к лёгкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, – писали медики в ХVI веке, – поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2-3 раза в год. Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

Средневековые «чистюли» часто меняли бельё – считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от неё тело. Однако к смене белья наши предки относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев.

Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду – у них не было смены белья. У большинства вообще была только одна рубашка, что и немудрено – одежда стоила чрезвычайно дорого. Самая дешёвая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Как Европа докатилась до такой жизни?..  И они учат нас жизни, рассказывая о своём Возрождении? Единственная и безусловная заслуга и преимущество Европы - им удавалось давить Россию и отбрасывать ее назад в развитии с конца 19 века.

0
  • 0
  • 0
1975121 Ноября 2010, 22:16
1
1975121 Ноября 2010, 22:16

цивилизация однако

0
  • 0
  • 0
rgkot21 Ноября 2010, 23:29
R
rgkot21 Ноября 2010, 23:29
19751
...цивилизация однако...

ну хуле, это ж не дикая московия

0
  • 0
  • 0
1975121 Ноября 2010, 23:40
1
1975121 Ноября 2010, 23:40

в виду открывшихся обстоятельств, описания всяких там герберштейнов, мол московитки красятся непомерно - воспринимаются по-другому

0
  • 0
  • 0
rgkot21 Ноября 2010, 23:41
R
rgkot21 Ноября 2010, 23:41

а что за герберштейн?

0
  • 0
  • 0
AIE21 Ноября 2010, 23:42
A
AIE21 Ноября 2010, 23:42
rgkot
...а что за герберштейн?...

Видимо имеется в виду путешественник, автор Записок о Московии

0
  • 0
  • 0
1975121 Ноября 2010, 23:44
1
1975121 Ноября 2010, 23:44

ну здрасте вам
Сигизмунд Герберштейн ЗАПИСКИ О МОСКОВИИ
 
http://krotov.info/acts/16/1/gerbersh_0.htm

0
  • 0
  • 0
rgkot21 Ноября 2010, 23:45
R
rgkot21 Ноября 2010, 23:45
19751
...ну здрасте вам Сигизмунд Герберштейн ЗАПИСКИ О МОСКОВИИ...

бляяя, я уже по адресу сайта догадываюсь что так и как))))

AIE
...Видимо имеется в виду путешественник, автор Записок...

19751
...ну здрасте вам Сигизмунд Герберштейн ЗАПИСКИ О МОСКОВИИ...

надо будет потом как-нибудь почитать, но не сейчас

0
  • 0
  • 0
1975121 Ноября 2010, 23:53
1
1975121 Ноября 2010, 23:53

не ну ссылка первая попавшаяся. а автор известный ооочень. помню в национальной библиотеке еще дореволюционное шикарное издание читал.

0
  • 0
  • 0
nicoara22 Ноября 2010, 00:01
N
nicoara22 Ноября 2010, 00:01
rgkot
...ну х*ле, это ж не дикая московия...

Могу лично засвидетельствовать - 80-е годы в россии зимои в маленьких городах при вокзалах в общественных туалетах продолговатые намёрзшие кучи дерьма до дверей. По весне картина была не хуже парижской, только век другой

0
  • 0
  • 0
rgkot22 Ноября 2010, 00:03
R
rgkot22 Ноября 2010, 00:03
19751
...не ну ссылка первая попавшаяся. а автор известный ооочень....

понятно, обязательно почитаю)
ну, купеческие дочки с натертыми свеклой щеками и сажей бровями - видимо не кино-выдумка))))

0
  • 0
  • 0
germanik3202423 Ноября 2010, 18:13
G
germanik3202423 Ноября 2010, 18:13
...Зловонная Европа...

Это как старательно ты говно собирал!!! выковыривал где только находил, старательно и заботливо, но есть еще! рой дльше!... и оден самого вонючего парпагадиста тебе обеспечен.Вперед сотрудник... и почему только Европа?  расширяй  свой говняный кругозор... историк...мать твая раша...

-1
  • 0
  • 0
rgkot23 Ноября 2010, 18:13
R
rgkot23 Ноября 2010, 18:13
germanik32024
...Это как старательно ты гов** собирал!!!...

тык мы ж идем в Европу) особой старательности не надо

germanik32024
...мать твая раша...

еще один идиот)))) у вас коллективное ущемление половых органов что ли на России? во всем она виновата))))

0
  • 0
  • 0
rgkot20 Апреля 2011, 03:04
R
rgkot20 Апреля 2011, 03:04

Речь Ричарда II перед парламентерами восставших крестьян 20 июня 1381 года. Вот два варианта русского перевода:

Вы были крепостными и останетесь ими. Ибо пока мы живы, мы постараемся всеми силами и способами примерно наказать вас так, чтобы ужас вашего рабского положения был перед глазами ваших потомков, и чтобы вы были для них постоянным предметом проклятий и страха, и чтобы они боялись поступать, как вы.

Отныне ваша рабская зависимость будет несравненно более суровой. Ибо до тех пор, пока мы живы и божьей милостью правим этой землей, мы не пожалеем ума, сил и здоровья на то, чтобы ужас вашего рабского положения стал примером для потомков.

0
  • 0
  • 0