963

Молдавский вопрос в России

Урожай винограда в Молдове составил в 2009 г. 650 тыс. т, две трети из которого выращены в хозяйствах. 525 тыс. т составили технические сорта и 125 тыс. т – столовые. Средняя урожайность – 4,5 т/га против 4,3 т/га год назад. Лучшие показатели в районах Стрэшень – 6,4 т/га, Кэушень – 5,7 т/га, Штефан-Водэ – 5 т/га. На 92 заводах, открытых в нынешнем сезоне (а еще совсем недавно было около 150), переработано 227 тыс. т винограда. Это практически около 16 млн дал вина и виноматериала. За рубеж удалось отправить лишь 1,2 тыс. т технических сортов – в Румынию и Украину. Экспорт столового винограда превысил 27 тыс. т, из которых 18,5 тыс. т – в Россию. Сами молдаване считают урожай 2009 г. самым благоприятным за последние 10 лет. Причем, не только из-за высокого качества винограда, но и из-за низких цен на сырье.Вновь состоялся ряд переговоров молдавской и российской сторон по «винному» вопросу. Сразу после того, как Путин и Филат обговорили в Ялте «винный вопрос», в Москву в визитом направилась молдавская делегация, чтобы закрепить договоренности. Главное, как всегда, это переговоры с Роспотребнадзором. В ходе только состоявшихся переговоров произошел прорыв: наконец удалось утвердить конкретные сроки введения различных мер. Уже в декабре будут открыты два терминала для молдавских компаний в Брянске, что даст прямой выход молдавской продукции на юг России, и на севере — в Питере. Уже с декабря количество предприятий, которые смогут торговать вином с Россией, вырастет с 36 до 81. Это частично должно позволить избавиться от давящих на Молдавию запасов продукции, которые есть у молдавских производителей, и даст им возможность наконец рассчитаться с долгами. Во второй половине 2010 года будут открыты четыре терминала -в ; Калуге, Орле, Таганроге и Краснодарском крае. И все это вместо сегодняшнего «одного окна». Надежды у молдаван самые радужные. Вроде бы российский рынок вновь полностью открывается.Но проблем остается очень много. Во-первых, это совсем другой российский рынок. Во-вторых, в 90?е годы (первый «бросок» молдавских вин в Россию), в 1999 (второй «бросок» молдавской продукции в Россию после дефолта) в продвижении молдавской продукции в России, в первую очередь, были заинтересованы российские компании – импортеры и владельцы (совладельцы) молдавских алкогольных активов. Уже третий «бросок» молдавской продукции в Россию (2008 г. и 2009 г.) показал, что пыл российских компаний несколько подостыл. Кроме того, за эти годы вырос рынок российского производства вина, который сдавать своих позиций иностранной продукции больше не собирается. Подорожал импорт, а уровень жизни значительной части российского населения не смог угнаться за подорожавшим алкогольным импортом. Даже период предкризисный (декабрь 2007 – сентябрь 2008) показал, что российские компании очень осторожно отнеслись к молдавской продукции. Ясно, что не качество вина была тому причиной. Оставалось много ограничений, и продолжал висеть Домоклов меч «Роспотребнадзора». Осень 2008 осложнила ситуацию кризисом, спадом потребления вина в целом (на 15%) и импорта вина в частности (на 30%). Затем – политический кризис в Молдавии, который не разрешился до сих пор (лишь выборы Президента будут означать окончание кризиса). А мы знаем— на сколько винный рынок Россия-Молдавия политизирован, к сожалению.Что давит на молдавский рынок: весной по официальным заявления молдавских властей на рынке было около 24 млн дал вина и виноматериалов. За это время Молдавия не могла продать и выпить более 6 млн дал. Остается 18 млн дал «старой» продукции + не менее 16 млн дал вина и виноматериалов уже нового урожая. Итого, 34 млн дал. Серьезная проблема. В 2005 г. мы ввезли в Россию 20 млн дал вина и 5 млн дал виноматериалов из Молдавии. После запрета ввоза молдавской продукции в Россию импорт виноматериалов вырос в 2007 г. почти до 35 млн дал. В настоящее время он резко упал.Все это было и есть очень обидно— за Молдавию и молдаван. И еще обидней то, что фактически молдавскую винодельческую отрасль «поднимали и развивали» именно мы с вами: руками молдавских крестьян и виноделов, но продвижением и продажами этой продукции на российском рынке, куда уходило 90% экспорта молдавской продукции. Обидно видеть, как все это рушилось на глазах. Хотя бы потому, что мы (Россия) остаемся абсолютно импортозависмым в винном отношении рынком. И даже если мы так хотим развивать вторичное виноделие (в условиях нехватки денег на развитие первичного), то Молдавия также могла быть для нас стратегическим партнером в поставках виноматериала. А не бесконечно далекие от нас Испания, Аргентина, Франция и т.д.Ни один фактор не может оказать какого-то серьезного влияния на российский рынок вина и коньяка в 2010 г. кроме полного «открытия» российского рынка для молдавской продукции. Мы в принципе не ожидаем никаких великих процессов ни на винном, ни на коньячном рынках как последствия государственной реформы. Все «реформенные» изменения коснутся спиртового и водочного рынка. Не ожидаем в 2010 г. и каких –то серьезных изменений в потреблении легальных вина и коньяка нашими россиянами. Рост потребления вина и коньяка относительно уровня 2009 г. (а это по вину – спад на 15% относительно 2008 г. и по коньяку выход на уровень потребления 2008 г.) в 2010 г. крайне маловероятен. Вполне можно считать, что общий объем рынка вина и рынка коньяка в 2010 г. останется стабильным. И в этих внутренних условиях мы ждем очередного «броска» молдавской продукции. Рост молдавского присутствия может быть обеспечен за счет общего расширения поставок импортной продукции из разных стран в Россию. В этом случае молдавская продукция шла бы в общем пуле в общей тенденции. Процесса роста общего импорта мы не ждем в 2010 г. Либо молдавской продукции придется теснить прочий импорт, а это сделать будет не так просто. Либо молдавской продукции придется теснить российскую продукцию, что также сложно. Либо— комбинация из двух последних вариантов. Взять и тут, и там. Не так болезненно и заметно для обоих сегментов. Посмотрим коротко по видам продукции. Итак, вино виноградное, тихое. Российское вино вряд ли готово подвинуться. Ниша молдавского вина – все равно дороже 130 рублей за бутылку. Хотя встречаются вина и дешевле. В этом сегменте молдавское вино уже занимает определенные позиции. Те, кто распробовал российские вина по 130— 150 руб., уже убедились в том, что они не хуже импортных по аналогичной цене. Остается еще налет импортной экзотики. Надеяться на память старых потребителей молдавского вина сложно, все поменялось. Конечно, одно окно было серьезной преградой. Но рынок России в 2008— 2009 г.г. принимал молдавской продукции не столько, сколько пропускало это окно, а столько – сколько было нужно рынку. Новому потоку молдавской продукции придется серьезно постараться в конкуренции с российской продукцией за место на полках магазинов, куда еще надо попасть. Если взять рынок импортного вина в России, то есть конкуренция и ценовая, и психологическая. Так, импорт вина в январе— октябре 2009 г. упал на 29,5% относительно 2008 г. и на 26% относительно 2007 г. Рынок серьезно сузился и перегруппировался. Так, лидер рынка 2007 (34%) и 2008 г. (25%) – Болгария— откатилась на второе место в 2009 г. (16%). При этом ее объем упал на 66% относительно 2007 г. и на 56% относительно 2008 г. В лидеры вышла Франция. При этом объемный спад в процентах в импорте вина высокого качества (условно) и прочих (условно) практически одинаков. Таким образом, Болгария проиграла Франции и др. странам на рынке «прочего» (относительно недорогого) вина. Молдавия удерживает в 2009 г. третью позицию – 18 млн л и 12,3%. В 2008 г. было 23 млн л и 11%. Можно считать, что Молдавия не только не потеряла в объеме, а «нарастила» его даже при абсолютном падении: первое – завоз продукции в 2008 г. был максимально активным – рынок наполнялся молдавской продукцией после перерыва (избыток продукции был явно больше 30%); рынок импорт потерял около 30%, а спад по Молдавии только – 22%. Близки к Молдавии Испания (11,5%), Германия (10,5%), Италия (9,5%), Чили (6%). Все они также потеряли в объеме. Таким образом, Молдавия завершит 2009 г. с объемом импорта виноградного вина в Россию не более 23 млн л или в 9 раз меньше уровня 2005 г. (11,5%). В конце 2007 г. мы называли уровень 15% на 2008— 2009 г.г. Ошиблись не намного. Задача— максимум для молдавской продукции достичь в 2010 г. уровня в 45— 50 млн л. Хотя остроту проблем для винного рынка Молдавии этот показатель не снизит. Теоретически – этот показатель возможен. Есть возможность у молдаван наращивать поставки виноматериала. Этот рынок в России трещит по швам: в условиях восстановления в 2009 г. объемов производства виноградного вина и т.д. объемы импорта виноматериалов серьезно упали. Так, в январе— октябре 2009 г. спад относительно 2008 г. достиг 30%, а относительно 2007 г. – 38%. Лидер— Испания (32%), объем поставок которой упал 46%. На второе место неожиданно «выскочила» Украина с долей 19% объема. В 2007 г. ее доля была 0,35%; в 2008 г. 2,3%. Объем поставок вырос за 2 года в 36 раз. Украина – сама абсолютно импортозависимая по сырью для вина и коньяка страна. 80% сырья везут из-за рубежа. Что за продукт везут с Украины— чуть позже. Третья страна— Аргентина (15%); Бразилия (9,5%); Италия (7,5%); ЮАР (2%) и т.д. Молдова в этом скромном ряду на 8 позиции с показателем 2,5 млн л и 1,3%. Мы рискнем предположить, что с очень большой вероятностью через Украину к нам заходит именно молдавское сырье. И ничего в этом плохого нет. Но в таком случае объем молдавского виноматериала в России достигает уже (35 млн л с Украины + 2,5 млн л из Молдавии напрямую)= около 38 млн л. А по итогам года будет не менее 45 млн л. Сырье из Молдавии уж точно не хуже испанского. Тем более, что даже наши шампанисты всегда говорили, что именно молдавский виноматериал – идеален для их продукции. Если наши расчеты и прогноз верны, то Молдавия поставит в Россию в 2009 г. не менее 78— 80 млн л тихого вина и виноматериалов. Вот на рынке виноматериала Молдавия точно имеет шансы нарастить свои объемы.С российскими шампанскими и игристыми винами объемно Молдавии конкурировать сложно. А вот на рынке импортных игристых – оно уже воюет. Рынок импортной продукции упал в 2009 относительно 2008 на 21%. Лидер – Италия (47%); Украина (29%); Франция (10%), а четвертая Молдавия— 7% и 0,8 млн л в январе— октябре (то есть около 1,1— 1,2 млн л в 2009 г. в целом). На этом рынке серьезного прироста ждать не стоит.Рынок коньяка и бренди: сложный рынок. На нем и Армения (спад объема импорта в 2009 г. 48% объема), и Молдавия (спад объема 35% до уровня 2 млн л), и Франция (спад 60% объема) понесли очень ощутимые потери. В 2009 г. объем импорта коньяка и бренди из Молдавии не превысит 2,3— 2,4 млн л. Шансов нарастить объем в 2010 г. очень немного.Рынок коньячного спирта: объем поставок в январе— октябре 2009 упал на 31% относительно 2008 г. Лидер— Франция (60% рынка и отсутствие спада в объеме поставок). Второй Азербайджан (по-видимому – транзитные по большей части поставки) с 28% рынка и спадом на 53% объема. Следом – Армения (12% рынка и спад на 40% объема). И т.д. В этом ряду Молдавия пока не отмечена— там существовал запрет на экспорт молдавских дивинов. В Закон о вине и винограде внесены свежие изменения. Коньячные спирты Молдавии оживят и наш рынок. И шанс выступить и на этом рынке у Молдавии есть неплохой.Если наши предположения в отношении молдавского транзита через Украину верны, то в 2010 г. вина и виноматериала Молдавия может поставить в России не менее 10 млн дал. А это уже 40% от уровня 2005 г. Желаем успехов.
0