«Кармез» уволил «красного директора»
Любая попытка жить в прошлом оборачивается тем, что настоящее больно напоминает о себе. Молдове это хорошо знакомо. Политика, культура, экономика... Столкновение прошлого с настоящим дает знать о себе на каждом шагу. Недавние политические потрясения — лишнее тому доказательство. Настоящее побеждает. Это аксиома. И касается она всех областей жизни, особенно экономики. Недавно столкновение прошлого и настоящего произошло на одном из крупнейших мясопререрабатывающих заводов страны, «АО» «Кармез». Нам известны привычки директоров, прихвативших возглавлявшиеся ими предприятия сразу же после развала СССР... Старые управленцы занявшие свое кресло еще в советские времена и привыкшие к советскому стилю хозяйствования, - когда назначенец партии становился царем и Богом предприятия, - были, говоря языком советского же поэта Владимира Маяковского, сброшены с парохода современности. Само собой, они пытались бороться. Как и всякие представители номенклатуры, получившей во владение доходное место, они бились за него до последнего. «Красный директор», сначала товарищ, потом господин, а затем снова товарищ, Кышлару, предпринимал титанические усилия для того, чтобы авторитаризм процветал на одном отдельно взятом предприятии города. На «Кармезе». Приход к управлению завода акционеров — то есть, ХОЗЯЕВ предприятия, - Кышлару воспринял как личное оскорбление. Как так?! Чтобы акционеры, как это принято во всем цивилизованном мире, собрались на собрание, приняли решение поменять менеджмент на молодых, энергичных управленцев с европейской парадигмой в мозгах? Да как они смеют! Ведь «красные директора» не снимаются простой демократической процедурой, их назначают кулуарно, в высоких кабинетах. Да и снимают там же. Акционерное собрание, менеджмент, реформы, инвестиции... Для «красных директоров» это простой, ничего не значащий набор слов, «тарабарщина». Видимо, они не понимают, что их время просто прошло. А оно прошло. Разумеется, новый менеджмент предприятия «Кармез», среди которого в силу хотя бы возрастных причин, попросту нет людей, которых бы искалечила игра в «дорогого советского руководителя», не стал терпеть убытки. Неоправданные убытки. Рыночная экономика предполагает вложение прибыли в производство, а не траты на особняки для фабричного князька и его приближенных. Было проведено расследование. Мы не станем это терпеть, решили акционеры, и «красного директора» попросили с предприятия. За что? Тому есть, как минимум, три причины. Три проступка «красного барона» Кышлару. Причина первая: авторитаризмСоветский руководитель, неважно какого ранга, всегда кричит, ругается и угрюм. Он вечно недоволен. Никита Сергеевич Хрущев стучал ботинком по трибуне в ООН, насмешив весь здравомыслящий мир. «Красный директор» Кышлару занимался неприкрытыми репрессиями — в чем-чем, а этом старая гвардия разбирается очень хорошо, - и чувствовал себя властелином «Кармеза». Открытость в руководстве? Прагматичные решения? Выгода предприятия, акционеров и работников? Забудьте об этом. Открытые, свойственные европейскому менталитету, решения в администрации Кышлару не приветствовались. Люди занимались «византийщиной», плели многоуровневые интриги, подсиживали друг друга, наговаривали, в общем, занимались тем, чем занимались в советских НИИ десятилетиями. Всем, кроме производства. «Красных баронов» это устраивает. Когда человек работает плохо, и его премия зависит от твоего произвола, а не от четких, ясных правил игры, он зависит от тебя. Зависимость это власть. Советские управляющие обожают власть над людьми. Любимое выражение «красного царька» - «отправлю вас всех за железную дорогу!». Что ж поделать, не могут «красные» без ссылок, пусть даже в такой извращенной форме... Само собой, все это привело к тому, что уходили кадры - те, кто готовы были работать, но не собирались терпеть такой советсий стиль общения. Рабочие же были просто запуганы. Так Кышлару удалось сделать из «Кармеза» маленькую, но очень наглядную модель авторитарного государства. С диктатором, репрессиями, запуганным населением...Причина вторая: мотовствоСторонники авторитаризма любят поговорить о «двойных стандартах», в которых лицемерно обвиняют лагерь либерализма и рынка. Но давайте не будем слушать слова, давайте взглянем на дела. Двойные стандарты это когда человек говорит одно, а делает другое. Что, как не двойные стандарты, речи «красного директора» о трудностях, которые нужно пережить, - сжав зубы — сотрудникам предприятия, в то время, как их босс тратит время и деньги на развлечения. Свои ли деньги? И какие развлечения! Как и все директора советской эпохи, Кышлару жаден до поездок по заграницам, потому что это простым людям туда лучше не соваться, а им, «красным баронам», нужно! Вот лишь некоторые из поездок Кышлару за счет «Кармеза». БразилияКарнавал в Рио, двухнедельная программа. Цель поездки — туристическая , с посещением Карнавала. Проживание в курортном городке Ангра-дос-Реис в номерах-стандарт пятизвездочного (высший класс!) отеля, потом еще неделя в отеле Рио Rio de Janeiro. Программа умиляет. Завтраки в отеле, ужины в ресторанах, названия которых звучат как музыка. «Barra Grill», «At Lago Sul in Petropolis», «Gafieira Rio Scenarium», «Mio Ristorante», «Porcao Rios»... Интересно, какой там средний счет? И как часто могут позволить себе посетить ресторан работники «Кармеза»? А может, «красный барон» Кышлару поехал в Бразилию не на карнавал любоваться, а поддержать местную бедноту в ее социалистических устремлениях, спросим мы? Передать привет жителям бедняцких кварталов — фавелл — от работников «Кармеза», которые, благодаря «дорогому руководителю», живут лишь немногим лучше своих бразильских собратьев? Глядя на увеселительную программу поездки, будем вынуждены признать, что нет. Экскурсия в национальный парк Игуасу к бразильским водопадам. Скоростная лодка. Посещение тропического леса. Парк птиц. Посещение плотины Итайпу. Торговый центр. Пляжи Рио, на которых бразильские трудящиеся демонстрируют свои загорелые тела — видимо потому, что нет денег на новую одежду. Экскурсионный день в исторической части Рио, Петрополис. Резиденция императора. Ночной Рио. Посещение Ботанического сада. Бразильский Карнавал на Самбадроме...МальтаПосвящение рыцарей Ордена святого Лазаруса Иерусалимского. Роскошная дорогая церемония, участие в которой оплачивается как «взнос на благотворительность». Древний — и весьма дорогой, отметим, остров Мальта. Зачем «красному директору» Кышлару облачаться в рыцарскую мантию? Чтобы иметь хоть какое-то оправдание этой, назовем ее прямо — туристической — поездке. ТайландПредусмотрительный «красный директор» поехал в Тайланд один, видимо, чтобы никто не мешал знакомиться с жизнью трудящихся Востока. Неприхотливые азиаты обходятся одной миской риса в день. Видимо, товарищ Кышлару хотел заимствовать восточный опыт для последующего внедрения его на «Кармезе». Ведь на предприятии, изнуренном зарубежными вояжами Кышлару, средняя зарплата работников еще в начале 2009 года не превышала 1750 леев. Это при минимальной потребительской корзине в 1800... А когда денег нет, так нужны люди, которые станут работать за горстку риса, прославляя «дорогого руководителя»! Что еще делал в Тайланде Кышлару? «Красный директор», говорят, делился с друзьями разными впечатлениями. За две недели в стране нетрадиционного туризма , перелет куда стоит десять-пятнадцать месячных зарплат сотрудников «Кармеза», можно многое увидеть. Многое попробовать. Тайскую кухню, например... Венский балВ той самой традиции двойных стандартов «красные бароны», на словах ненавидящие «акул капитализма», мечтают попасть куда-нибудь, где проводят время эти «акулы». На Венский бал, например. Это такое дорогое мероприятие, где собираются буржуи — кушать рябчиков, пить шампанское, закусывая ананасами... «Красный управленец» Кышлару отказался? Как бы не так! Он похал в Вену, покатался там на лошадях, выпил приветственный коктейль... Программа отдыха Кышлару в Вене поражает. Как же все-таки любят роскошь эти «скромные хозяйственники»! Банкет, танцы, шампанское, свечи... В то время, как в Кишиневе семьсот пятьдесят сотрудников «Кармеза» получают зарплаты на грани выживания... Кстати, на венском балу принято появляться вовсе не в рабочей спецовке и не в буденновке, и не со значком «Отличник ГТО». Майка с надписью «Че» там тоже не проходит в качестве дресс-кода. Приветствуются фраки, сюртуки, бабочки, элегантная и дорогая — но там дорого по умолчанию все, - обувь. А может, «красный директор» Кышлару поехал на Венский бал для того, чтобы вести там революционную агитацию и призывать трудящихся свергнуть власть буржуазии? Но откуда на Венском балу трудящиеся?..Причина третья: безрассудство и алчность«Кармез» шел ко дну. Растраты были фантастическими. Пока директор разъезжал по Тайландам, Бразилиям и Австриям — за счет предприятия, конечно, - на глазах специалистов разваливался производственный фонд. Откаты и завышение цен при закупке оборудования и ингредиентов стали обычным делом. Базу отдыха предприятия на Черном море попросту продали, а деньги исчезли. Это все позже выявил ревизионная комиссия, назначенная акционерами. А встревоженные акционеры пытались обратить внимание «красного директора» на то, что с предприятием происходят странные вещи. Высококлассные специалисты работающие на заводе десятилетиями, получают нищенскую зарплату . Кто недоволен, того выгоняют. Запугивают. «Гулаг»-«софт». Товарищ Кышлару, спрашивали ошарашенные акционеры, а теми ли методами нужно управлять предприятием в рыночной — пусть еще скорее формально — стране, которая находится в Европе пусть не юридически, но географически? Что происходит? Почему такие убытки и долги у предприятия? Все было понятно: ведь командная экономика всегда убыточна, сколько бы «красные директора» не разглагольствовали об эффективности «властной вертикали». Бесконтрольная власть портит человека, это общеизвестный факт. Когда «Кармез» задыхался без инноваций в производстве, Кышлару купил два представительских автомобиля стоимостью восемьсот и миллион леев — один за другим — и разъезжал на них. «Красного директора» не беспокоили взгляды работников, ведь стекла автомобилей были тонированными... Акционеры решились на рыночный, демократический шаг. Провели собрание, избрали новое руководство, пригласив к управлению людьми, которые учились не по трудам Энгельса и методичке «Роль партийного агитатора на предприятии в плановой экономике, издательство Политпросвет», а по учебникам маркетинга. Исключены расходы на турпоездки. Стали латать дыры. Вернули несправедливо уволенных уважаемых сотрудников. Поднимают зарплаты на треть. Вкладывают инвестии в производство... Настоящее победило. Иначе и быть не может. ... Мы перечислили всего три главных причины, по которым «Кармез», объединив усилия акционеров и сотрудников, отказался от услуг «красного директора» Кышлару. Это не значит, что их ВСЕГО три. Причин сотни. Просто для того, чтобы описать все «подвиги» советского по своей ментальности руководителя, нам не хватит и двадцати газетных полос. Вспомните наше недавнее авторитарное прошлое. Все его «прелести» — вот то, что Кышлару попробовал законсервировать на «Кармезе». Он просчитался. Единственная консервация, которой стоило заниматься на «Кармезе» - консервация мяса. Замечательная продукция этого предприятия — что чего мы хотим от «Кармеза». А не тухлой политической атмосферы запугиваний, воровства и коррупции, которая была смыта новой волной. Волной перемен.