1369

Кишиневский бюджет потерял более 100 миллионов леев

План по доходам не выполненВажный для города документ был принят чуть более трех месяцев назад, с опозданием, после долгих обсуждений и пререканий. Бюджет планировался бездефицитным. То есть в 2009 году предполагалось собрать и потратить 1,79 миллиарда леев. Мнения как советников, так и экспертов по этому поводу разделились: оптимисты считали, что Кишиневу именно такой сбалансированный бюджет и нужен, а скептики ухмылялись - рано радуетесь, посмотрим, как доходы к вам начнут поступать. Первый квартал закончился. Словом, пришло время собирать камни, а в случае мэрии - деньги. Но, как выяснилось, они собираются катастрофически медленно, намного медленнее, чем хотелось бы.- Поступления в бюджет с февраля сократились на 20 процентов, мы недополучили 109 миллионов леев. Сборы за первые четыре месяца на 167 миллионов леев меньше, чем в такое же время прошлого года, - сказала начальник финансового управления мэрии Мария Кэрэуш.Городские власти решили использовать полученные деньги на приоритетные статьи расходов, а именно на заработные платы, питание детей в школах и детских садах, оплату электроэнергии и коммунальных услуг. Как будут складываться «дела бюджетные» дальше, финансовое управление даже прогнозировать не рискует. По всей видимости, придется пересматривать расходные статьи, но народным избранникам и градоначальнику пока что не до этого: они сначала занимаются предвыборной кампанией, потом долго решают, какая должность им больше по душе — депутата или муниципального советника. Частично из-за этого и сам бюджет приняли только в феврале нынешнего года, да и то потому, что затягивать дальше было невозможно.«Термоком» подождетДенег в городской казне критически мало: из-за этого мэрия не сможет рассчитаться с текущими задолженностями, одна из которых перед «Термокомом» - 97 миллионов леев. В июне учителям должны быть выплачены отпускные и заработные платы, поэтому основные средства мэрия использует именно для этого. Столичные педагоги тоже изрядно запаниковали, однако муниципальные власти пообещали, что от кризиса учителя не пострадают.- Не стоит поддаваться панике: зарплату не сократят, работники образования по-прежнему будут получать надбавку в 20 процентов к своей зарплате. Понимаю, время непростое, кризис, но относитесь к ситуации спокойнее, - успокоила директоров школ начальник управления образования Татьяна Нагнибеда-Твердохлеб.Кроме того, были выплачены компенсации на тепло на 12,5 миллиона леев. Словом, на два месяца миллионы задолженностей перед «Термокомом» повиснут в воздухе. Нет, мэрия не отказывается от обязательств, просто... денег нет. А как появятся — так сразу и рассчитается.Правда, мнение «Термокома» в этом случае не учитывалось, компания пока никак не прокомментировала такое решение мэрии. Вполне вероятно, что сей вопрос снова будут оспаривать в суде. Во всем виноват кризис?Муниципальные советники решили увеличить бюджет на 271 миллион, предполагая собрать эти деньги за счет подоходного налога с зарплаты, которая у наших граждан медленно, но верно растет. (Так утверждает национальное бюро статистики). Но не тут-то было, при планировании бюджета не учли так называемый «человеческий фактор».- Из-за кризиса предприятия отправляют людей в вынужденный отпуск, снижают им зарплату или платят ее в конвертах, - сказала Мария Кэрэуш.Результат неутешительный - компании не выплатили муниципальному бюджету 50 миллионов леев, которые мэрия рассчитывала собрать за счет налога. И это только за четыре месяца. В такой ситуации остается надеяться разве что на чудо.Как планировалось использовать бюджетные средства, смотрите ЗДЕСЬМНЕНИЕ ЭКСПЕРТАИгорь КРАПИВКА, председатель клуба деловых людей Timpul, бывший муниципальный советник:- К сожалению, сейчас с трудностями исполнения бюджета сталкивается не только Кишинев, но другие районы республики. Все-таки страна переживает последствия мирового финансового кризиса. А наша ситуация еще усугубляется проблемами с "Термокомом", тем, что мэрия вынуждена погашать задолженность через суд. Увы, эффективным управлением финансами в мэрии не занимаются. Если на государственном уровне имеются такие инструменты управления, как ценные бумаги, то на местном их нет. Принимая муниципальный бюджет, советники не застраховались от возможных неприятностей, которые неизбежно могут возникнуть из-за кризиса. От автора:А знаете, если бы не было кризиса, мэрии пришлось бы совсем туго - кого тогда стали бы обвинять во всех грехах? Тогда пришлось бы самим расплачиваться за собственную безответственность, за то, что бюджет приняли поздно, за то, что на заседаниях муниципального совета народные избранники нередко выясняли отношения, а не занимались делами города. (Поверьте, я неоднократно наблюдала эту милую картину: советники готовы были друг другу в горло вцепиться). Но тут - финансовый кризис: упал уровень производства, грузоперевозки, стало меньше переводов из-за границы, фирмы начали закрываться, людей стали сокращать. Вот, дескать, и источник всех бед. И о докризисных проблемах: плохое состояние дорог, а также школы и детские сады, требующие ремонта, очистные сооружения, «аромат» которых мы из года в год вдыхаем, обо всем этом можно снова забыть.iris@kp.md
0