649

Малый бизнес нам поможет, или О выборе модели развития национальной экономики в условиях продолжающегося мирового кризиса

Бурные политические события, связанные с выборами в республиканский парламент, оттеснили на второй план вопросы экономики. Более того, массовые беспорядки в Кишиневе 6 - 7 апреля снизили уровень инвестиционной активности в Молдове, а ряд потенциальных инвесторов, готовых вкладывать деньги в национальную экономику, отложили осуществление масштабных бизнес-проектов в нашей стране – надеемся, ненадолго.В этой ситуации - как никогда остро - встает вопрос выбора модели развития национальной экономики в условиях продолжающегося мирового кризиса и экономической рецессии. Особенно актуальной становится давно апробированная в промышленно развитых странах модель экономического развития, где главную нагрузку в формировании ВВП несут не промышленные гиганты, а предприятия малого и среднего бизнеса. Это особенно важно, учитывая, что в 90-е годы прошлого века, в результате распада СССР, произошла деиндустриализация Молдовы, что привело к исчезновению ряда уникальных предприятий и утрате целого поколения высококвалифицированных кадров, составлявших инженерно-техническую элиту молдавской промышленной индустрии. А это, в свою очередь, привело к постепенному превращению страны в аграрную. Кроме того, нельзя не учитывать, что в Молдове нет полезных ископаемых, представляющих экспортную ценность, невелика территория страны и сравнительно немногочисленно население. Однако утрата республикой мощного комплекса союзных предприятий машиностроения и электроники не привела к промышленному коллапсу. Более того, за годы независимости, появился целый ряд предприятий малого и среднего бизнеса, прочно занявших свои рыночные ниши в производстве текстиля, обуви, продуктов питания, переработке сельхозпродукции и т.п. По данным министерства экономики и торговли, в настоящий момент в Молдове зарегистрировано 39,3 тысячи предприятий малого и среднего бизнеса, что составляет 98,3 процента общего количества предприятий в республике. В этом секторе нацэкономики занято 59,8 процента общего числа работников, получающих зарплату по стране. По мнению экспертов, эта впечатляющая цифра вполне вписывается в общемировую тенденцию: во многих развитых европейских странах до 60 - 70 процентов ВВП формируется за счет малого и среднего бизнеса, а в США этот показатель достигает 50 процентов. Обращает на себя внимание и то, с каким упорством развитые западные страны, например США, бросают миллиарды долларов на оказание помощи в условиях кризиса малому и среднему бизнесу. То же можно сказать и о некоторых странах СНГ: так, и Российская Федерация, и Казахстан приняли серьезные программы поддержки малого и среднего бизнеса, предусматривающие многомиллиардные капиталовложения в этот сектор национальной экономики. У Молдовы, и это объяснимо, нет возможностей для такого масштабного финансового вливания в сектор малого и среднего бизнеса. Но страна пошла по своему пути. Этому, в частности, помогли закалившие Молдову молдо-российский «винный кризис» 2006 года, масштабные стихийные бедствия 2007 и 2008 годов (беспрецедентная засуха и масштабное наводнение соответственно). Трудности мобилизовали кабинет министров республики на последовательный поиск неординарных мер, стимулирующих экономический рост в стране.Важнейшими в их ряду стали реформы по либерализации экономики: полная амнистия капитала, налоговая амнистия и установление нулевого налога на прибыль для всех хозяйствующих субъектов. В результате удалось достичь главной цели – ускорить экономическое развитие Молдовы. Это признали и мировые эксперты: в 2008 году в рейтинге ведущего экономического издания «The Banker» Молдова заняла пятое место в мире в Индикаторе мировой финансовой состоятельности. За последние восемь лет, в сфере развития экономики в республике сделано немало. В частности, в отношении малого и среднего бизнеса. Так, проведение законодательных реформ «Гильотина-1» и «Гильотина-2» упразднило массу ненужных законов, постановлений и ведомственных инструкций. В стране можно легко и без проволочек открыть свое дело, заполнить и сдать через Интернет налоговые декларации, пользоваться цифровой подписью и т.д. Подобный опыт молдавской экономики, к слову сказать, пристально изучается в соседней Украине, где такие «ноу-хау» пока еще в диковинку. Вместе с тем, было бы самонадеиным считать, что все необходимые экономические реформы в Молдове уже проведены и можно «почивать на лаврах». Скорее, это только начало долгого пути по реформированию молдавской экономики в соответствии с современными международными стандартами. Опрос владельцев малых и средних предприятий, произведенный экспертами, показал, что в Молдове пока еще достаточно проблем в налоговой сфере, в области тарифной политики, сертификации продукции, взимания арендной платы, есть трудности и с получением банковских кредитов. Не все предприятия малого и среднего бизнеса могут выжить на законных основаниях: на некоторых из них выплачивают зарплату «в конвертах», ведут двойную бухгалтерию, торгуют контрафактной и контрабандной продукцией. По мнению экспертов, такое положение дел сужает законные возможности для малого и среднего бизнеса развивать свое дело. Это тупиковый путь, который вредит и предпринимателям, и государству. Мировой опыт показывает, что одним из разумных выходов из такой ситуации является постоянный диалог представителей бизнеса с государственными органами. В том числе с помощью общественных организаций и ассоциаций предпринимателей, что помогает озвучить актуальные проблемы бизнес-сообщества и обсудить способы их решения.Большой плюс такого подхода в том, что приоритеты обсуждаются не путем конфронтации предпринимателей и государственных органов, а в ходе цивилизованного обсуждения за столом переговоров. Кроме того, это помогает эффективно отстаивать позиции предпринимателей как на местном, так и на общенациональном уровнях. Такие дискуссии доводят позицию частного сектора до государственных органов, предлагают рекомендации для дальнейшего развития экономической атмосферы в стране. В Молдове попытки наладить подобный диалог бизнеса и правительства предпринимались достаточно регулярно. В стране периодически появлялись профессиональные ассоциации, клубы деловых людей, общественно-политические движения профессионалов и т.п. За годы независимости таких попыток было сделано немало. Но, положительные в своей основе, попытки наладить диалог бизнеса с государственными органами, в частности через профессиональные ассоциации, зачастую перерождались в странные политические игры, кстати, с вполне прогнозируемым печальным финалом и уходом представителей ассоциаций в политическое небытие после окончания очередной избирательной кампании. Примеров таких в Молдове довольно много, не исключение и последние парламентские выборы. Вместе с тем, многие опрошенные бизнесмены считают, что в Молдове должна появиться серьезная общественная ассоциация предпринимателей для защиты интересов малого и среднего бизнеса. По мнению отечественных предпринимателей, такая организация должна не втягиваться в политические игры, а взаимодействовать со всеми слоями общества, конструктивно сотрудничать с органами государственной власти, налаживая конструктивный диалог. Это серьезная и перспективная работа, которая поможет развитию малого и среднего бизнеса Молдовы, что, в свою очередь, положительным образом повлияет и на развитие благоприятного экономического климата в стране и внесет свою лепту в уровень стабильности нашего общества.Как говаривала в свое время премьер-министр Великобритании Маргарэт Тэтчер: «Альтернативы нет».
0