765

Немцам в Берлине показали фильм о... русских неофашистах

Цифра 88 в названии означает фашистское приветствие «Heil Hitler» (в латинском алфавите буква «h» — восьмая по счёту, две восьмёрки означают две буквы «h»). Согласитесь, что для премьеры фильма о русских неофашистах, верных наследниках дела Гитлера, не может быть места лучше Берлина, взятого когда-то поколением их дедов. Картина представляет собой нарочито грубый монтаж разрозненных фрагментов «любительских видеосъемок», якобы сделанных группой московских бритоголовых для последующего размещения в Интернете. Фактически это содержание видеокассеты, «случайно» подброшенной зрителю. Ему предстоит увидеть кадры тренировок юных неонацистов в учебном лагере, разрисовывания стен лозунгами типа «Убей мигранта – это весело», нападений на таджикских гастарбайтеров, погромов на рынках, изнасилования и убийств. Среди персонажей – милиционер, учитель, ведущий занятия в «общественно-патриотическом спортивном клубе», чиновник «по делам молодежи» («Занимайтесь своим нацизмом, только где я скажу, когда скажу, и с кем скажу») и стая молодняка, только что отметившего совершеннолетие. Главный герой, скинхед Саша, интервьюируют прохожих на тему их отношений к лозунгу «Россия для русских» (отношение, в основном, положительное) и своих товарищей по оружию на тему «Как я стал фашистом» (причина - в основном, страх и социальная неудовлетворенность). В одном из «юмористических» роликов переодетый русской старушкой фашист предлагает «отп…деть всех черных» и демонстрирует, как именно это нужно делать. Но европейскому фестивальному зрителю не до смеха: от хроникальных кадров, снятых на стадионе «Динамо» (трибуны вскидывают руки в фашистском приветствии, таким образом выражая поддержку своей футбольной команде), кровь стынет в жилах. Как и от кадров горящей свастики, стоя над которой герои изо всех сил вопят «Слава России!». Все это вместе складывается в картину зловещую и беспросветную: едва ли кто-нибудь из европейцев предполагал, что ксенофобия настолько распространена в народе, победившем фашизм. Сюжета в фильме – на копейку, главное в нем – бесстрастное наблюдение за той частью российской жизни, что избегают показывать официальные СМИ. Как вы понимаете, герои картины, успешно мимикрирующей под действительность, не могут изъясняться высоким слогом Бестужева-Марлинского. Причем в отличие от «перестроечных» лент, где герои ругались матом лишь время от времени, для создания атмосферы «правды жизни», персонажи «России 88» матом не ругаются, они на нем разговаривают. Больше всех - харизматичный молодой актер Петр Федоров (на него одного было интересно смотреть в «Обитаемом острове» - он играл там Гая Гаала), исполняющий роль скинхеда Саши с пугающей убедительностью. Среди отечественных критиков уже нашлись активные противники фильма Бардина, опасающиеся, что публика сочтет его руководством к действию и в массовом порядке побежит записываться в неофашисты. Если это и произойдет, то исключительно по причине тотального оглупления зрителя, которому подвергают его, напротив, те кинематографисты, что снимают конъюнктурные сладкие сказочки о прошлом, которого никогда не было, и будущем, которого никогда не будет. Авторы же «России 88», напротив, тычут зрителя носом в реальность. Какая она есть за нашими окнами. Причем делают это средствами современного кино – для нашего экрана особенно радикальными. Можно попенять режиссеру на то, что по структуре и методу его картина откровенно копирует голливудский ужастик прошлого года «Монстро» - он тоже был снят как репортаж о разрушении Нью-Йорка (до него был, впрочем, еще испанский ужастик Rec). В нем главными действующими лицами тоже были видеокамера и человек, ведущий этот репортаж с петлей на шее (у Бардина он к тому же еврей). Как и «Монстро», фильм российского дебютанта заканчивается случайно уцелевшей на видеокассете сценой «мирной жизни», снятой задолго до летальных событий. Но говорить о вторичности в данном случае совершенно не хочется. Справедливо рассудив, что в нашей жизни достаточно всамделишных «монстро», сын знаменитого мультипликатора Гарри Бардина («Летучий корабль», «Брэк!») отставил в сторону всякие выдумки и вообще «киношность» как таковую. Бесспорно, это фильм-поступок, снятый без всякой конъюнктурной задней мысли, из побуждений, когда-то вдохновивших Михаила Ромма на «Обыкновенный фашизм». Это фильм, открывающий страну, победившую Гитлера, такой, какой ее никто никогда не видел. Оцени материал: 1 2 3 4 5
0