702

Карен Шахназаров: На «Мосфильме» перестали снимать кино. Но в панику впадать не стоит!

«Даже если экономика рухнет, мы продержимся еще год» - Карен Георгиевич, судя по новостям, на «Мосфильме» из-за кризиса творится что-то апокалиптическое: фильмы никто не снимает, павильоны опустели… - Не сказал бы, что у нас начинается апокалипсис. Январь мы закончили успешно и остались в прибыли. Пост-продакшн уже снятых картин ведется активно: фильмы монтируют, озвучивают, на все это у нас очередь стоит. Еще мы занимаемся печатью копий для кинотеатров, дубляжом и так далее... Но есть другой тревожный симптом: в какой-то момент перестали снимать новые фильмы. А значит, через несколько месяцев и монтировать уже будет нечего. Это нас беспокоит. Хотя… буквально в последние недели кто-то все-таки начал шевелиться, запускаться с новыми проектами. - Если предположить совсем отчаянный сценарий – рубль окончательно рухнет, экономика развалится, кино вообще прекратят снимать – «Мосфильм» сможет как-то законсервироваться и переждать тяжелые времена? - Не верю я, что все вообще остановится. Но в принципе, у «Мосфильма» большой запас прочности. Даже не работая, мы сможем безо всяких сокращений существовать около года. Мы всегда зависели только от себя, не брали никаких кредитов - поэтому и в будущее можем смотреть с определенной уверенностью. Кино в России станет дешевле - «Мосфильм» - крупнейшая студия страны. А что происходит на студиях помельче? - Думаю, у менее мощных компаний могут наступить действительно трудные времена. Ко всему прочему «Мосфильм» вовремя модернизировался, у нас стоит очень хорошая, дорогая и современная техника. А те, кто сегодня продолжает работать в кино, хотят получить от студии самое высокое качество. В результате к нам даже начали приходить люди, в лучшие времена с нами не сотрудничавшие из каких-то, видимо, своих эмоциональных соображений. - Год-полтора назад делать кино в России было невероятно дорого. Константин Эрнст снимал «Иронию судьбы-2» в Праге, потому что там выходило существенно дешевле: в России каждый осветитель требовал за свою работу несусветных денег… - Думаю, сейчас ситуация изменится. Экономика кино у нас была безобразная. Все было крайне слабо и нерационально организовано, цены были сильно завышены. В этом смысле встряска в результате кризиса будет даже полезна для нашего кино. Я вам очень просто скажу. Я заканчиваю свою картину, «Палату N 6» по Чехову. Она и так малобюджетная. Но сейчас мы посчитали – и оказалось, что «Палата», уже будучи снятой, еще дополнительно упала в цене! Она вся снималась в рублях, и когда рубль упал, получилось, что она стала на 30 процентов дешевле! Почему Мастроянни не снялся в «Палате N 6»? - Действие «Палаты N 6» вы перенесли в современность. Зачем? - Мне не хотелось делать традиционное «чеховское» кино с сюртуками и каретами. Мне это казалось достаточно банальным и уже виденным. Интереснее было перенести героев Чехова в реальную жизнь – а ее проще всего найти здесь и сейчас. Мы ничего не меняли в чеховских диалогах, не адаптировали их – там осталась вся лексика, все обороты вроде «извольте». Как ни странно, оказалось, что в суперсовременной нынешней обстановке они звучат совершенно современно. - «Палата N 6» - это ведь довольно старый ваш проект. - Мы начинали его еще двадцать лет назад с итальянцами. Планировалось, что Рагина в фильме сыграет Марчелло Мастроянни. Но ничего не получилось - в частности, потому, что итальянские продюсеры как раз хотели делать традиционное чеховское кино. Зато я познакомился и подружился с Марчелло. Когда мы с Сашей Бородянским в Риме работали над сценарием, он приходил в гостиницу каждый день, беседовал с нами. Ему нравился сценарий, он хотел сыграть эту роль, но он был очень управляемый, слушал продюсеров. А продюсер поразмыслил и решил все-таки в это дело не ехать. - По-моему, в «Палате N 6» Рагин значительно моложе, чем был Мастроянни двадцать лет назад. - Нет, не гораздо. Тогда Марчелло как раз исполнилось 60, а Рагину у Чехова - под 50. К тому же Мастроянни прекрасно выглядел для своего возраста, он бы отлично вписался в роль... Кстати, одна из причин, почему я сейчас вернулся к этому проекту: в «Исчезнувшей империи» я снимал Володю Ильина, и он меня поразил. Он был в замечательной творческой форме, в подходящем возрасте, и мне стало ясно, что его немедленно надо снимать в роли доктора Рагина. До этого я двадцать лет не видел актера, которого можно было бы позвать на роль вместо Мастроянни. - Вы снимали в настоящем сумасшедшем доме... - Да, в замечательном сумасшедшем доме, который располагается в старом монастыре, в очень красивом местечко Рогачево - всего 120 километров от Москвы по Ленинградке, всем теперь рекомендую туда съездить. - Обычно в кино психушки выглядят страшно: орущие люди, маньяки, решетки... В реальности наверняка все иначе. - Там особая жизнь. И страшная, и смешная, со своими законами, со своими радостями и несчастьями. Большинство пациентов там поселилось уже навсегда: от них отказались родственники, больше им жить просто негде. Если бы не это обстоятельство, многие вполне могли бы выйти из сумасшедшего дома и вписаться в нашу реальность нормальных людей - но увы... Пациенты снимались в нашей картине, и с ними было довольно несложно работать, несмотря на определенную специфику. Психологически, правда, работать в этом месте - испытание: атмосфера давит, сгусток человеческого несчастья безусловно в этом доме присутствует. Это сложно объяснить, это отдельная, очень драматичная история. - Когда выйдет фильм? - Я в марте рассчитываю закончить «Палату». Весной-летом она, наверное, выйдет. «Мы из джаза-2» будут снимать без меня» - Сейчас пошла мода на съемки ностальгических фильмов-продолжений: вышла «Ирония судьбы-2», появилось «Возвращение мушкетеров». Вам не хотелось снять продолжение, например, «Курьера» или «Мы из джаза»? - Меня это не интересует. Я вообще, наверное, спринтер: никогда в жизни не снимал даже двухсерийных картин. У меня все ленты длятся часа полтора, час сорок максимум. Еще потом и возвращаться к ним? Увольте, у меня нет никакого желания это делать. Хотя сейчас Саша Бородянский написал по заказу одного киевского продюсера «Мы из джаза-2», где действие вроде бы будет разворачиваться в современности, а героями станут потомки героев первого фильма. Я с радостью предоставил все, что от меня просили - авторские права, благословение и так далее - но сразу сказал, что участия принимать в этом не буду. Оцени материал: 1 2 3 4 5
0