Мегаколонки за 180 000$
Огромные колонки от MBL "101 X-treme" предоставляют возможность пережить экстраординарное звучание. Журнал STEREO послушал систему, имеющую эпитеты только в превосходной степени, непосредственно в месте её создания. Это было экстремальное путешествие далеко за горизонт High-End. С этого момента я стал на одно аудиофильное уникальное событие богаче, на одно из тех грандиозных впечатлений от прослушивания музыки, которых за всю жизнь HiFi набирается всего лишь несколько. Среди хитов моей сокровищницы событий: Genesis II с усилителями Pass в 1995 году в отеле Аугсбурга "Drei Mohren" [три мавра], Wilson Audios Alexandria с Halcro некоторое время тому назад во время CES (ассоциация потребителей электроники) или в последний раз "Swedish Statement" - так же в Лас-Вегасе, а так же ещё в большом салоне для прослушивания журнала STEREO. Однако недавно со мной произошло нечто такое, что привело к тому, что даже эти события оказались в тени: фирма MBL пригласила на праздник прослушивания музыки в новый, большой демонстрационный зал в месте нахождения фирмы, на Берлинской улице Айнем. Время было выбрано осознанно, т. к. там только что заняла своё место, вызвавшая фурор на последнем шоу CES: MBL 101 X-treme - превышающая рост человека, состоящая из четырёх частей система динамиков по цене около 140000 евро, которой производитель не только коронует свою собственную программу, но и хочет стать лидером прогресса для супер колонок [щукой, подгоняющей равнодушных карпов].То, что для этого есть потенциал, можно было увидеть уже на примере квартета колон в отеле CES "Venetian", где модель 101 X-treme "выставила на показ" в буквальном смысле этого слова непринуждённую грацию в сочетании с могучей силой. С ума можно сойти!Модель 101 X-treme фирмы MBL предлагает слушателю грандиозное событие, которое, к сожалению, бывает очень редко.Если на подобных дебютных ярмарках-выставках на первом плане шумное веселье, так называемый "быстрый захват", то теперь мы смогли с нашими собственными привезёнными CD совершенно спокойно отправиться в разведывательное HiFi-путешествие с этим исключительным объектом . Прежде чем дело дойдёт до акустического впечатления, мы имеем дело с визуальным впечатлением: Модель MBL 101 E, которая, вероятно, известна всем ценителям High End, и модель X-treme объединяет "дыня", гениальный радиальный излучатель на 360 градусов руководителя MBL Вольфганга Мелецкого, который большей частью и образует магическое действие модели 101 Е и является выразителем парадокса, что место записи становится узнаваемым за счёт вовлечения в музыкальное действие салона для прослушивания. А X-treme имеет на каждый канал сразу два дорогостоящих трёх путевых круговых излучателя, работающих в нижней области с узкими алюминиевыми полосками, в верхней части с такими же полосками из карбона, которые приводятся в действие самым обычным образом через звуковые катушки. Динамик высоких частот "Ambience" находится вверху на стойке средних / высоких частот (слева). Восемь активных управляемых динамиков нижних частот системы расположены за решётками.Катушки установлены в стабильной раме вертикально друг против друга с динамиками высоких частот, из-за чего получается удвоение площади мембраны, что ещё раз увеличивает резервы динамики системы уже и без того стабильной при различных уровнях громкости, к тому же возникает характеристика D'Appolito, за счёт которой должна возрасти пластичность воспроизведения.Как известно, системы, излучающие горизонтально с углом в 360 градусов считаются скорее с диффузным отображением звука, чем с чётким. Однако это утверждение в очень незначительной степени относилось к фантастической модели 101 Е, а у её монументальной сестры это вообще не является камнем преткновения. Последняя представляет звуковые события в любой необходимой протяжённости в пространстве вплоть до размеров пробки и фиксирует голоса в любом месте их головокружительно широкого стабильного спектра. Необходимую механическую стабильность для такой точной работы в предельном диапазоне создаёт филигранно выглядящая с учётом больших размеров, но необычайно массивная рама. В её верхней и нижней частях тяжёлые сандвич элементы из двух (в каждой части) латунных пластин толщиной 10 мм с 40-милиметровой MDF пластиной между ними укрепляют дыням хребет.Однако, увлекаться деталями и как для любого динамика всё прорабатывать "до изнурения" шаг за шагом, в данном случае несолидно. 101 X-treme демонстрирует такие взаимосвязи, о которых можно было в лучшем случае только догадываться и её исполнительское мастерство настолько далеко от каких либо особенностей, что приближаться к ней нужно по-другому, её способности, как и впечатления, которые она вызывает необходимо представить соответствующим образом. Поэтому позвольте нам просто поставить несколько дисков и посмотреть, что будет происходить. Установка была в нашем полном распоряжении. Цепочка эталонных аппаратов от MBL (см. фото вверху), включая два мощных моно оконечных каскада "9011" только и ждала, чтобы взяться за дело.В "Rocky Point Holiday", оркестровом произведении с энергичными динамическими скачками и заряженным живой энергией легендарным CD "Tutti", демонстрирует нам шедевр от MBL сразу всё своё великолепие и весь свой блеск. Если это произведение через другие динамики теряется как раз из-за их определённой компрессии, что порой вызывает ассоциацию со скороваркой, которая вот-вот взорвётся, то мега система остаётся при любой высоте звука ненапряжённой и не зажатой, в тихих пассажах у неё спокойный пульс и она обрабатывает внезапные атаки уровня сигнала с непринуждённой лёгкостью. Искажения, зависящие от уровня громкости, в необычайно низком и по ширине кажущимися возвышающимися над элементами средних и высоких звуковых частот - такие обвинения здесь совершенно не по адресу. Результат всегда остаётся как приятным, так и контролируемым. Искусный приём, к ударной силе огромных усилителей, каждый из которых обеспечивает только одну колонну радиального излучения, добавляется энергия двух активных, разделённых по модульному принципу на три части, башен нижних частот. Сбоку в них установлены на каждый канал по четыре динамика нижних частот диаметром 30 сантиметров, которые сквозь решётки непосредственно, а так же через задние рефлексные отверстия опосредованно связаны с внешним воздухом.Многослойные мембраны низкочастотного динамика осознанно сделаны тяжёлыми, чтобы несмотря на действительно небольшой объём модулей, можно было бы достичь надлежащей глубины нижних частот.Но точность тоже важна, поэтому стоящие друг против друга шасси, которые работают в режиме Push-Push, то есть одновременно вибрируют во вне и во внутрь, заблокированы металлической штангой, чтобы по возможности меньше энергии поступало на толстостенный корпус.В то время как некоторые производители свои ноу-хау передают азиатским производителям, MBL понимает "расширение на восток" в классическом смысле. Производство электроники и колонок осуществляется в бранденбургском Эберсвальде, примерно в 70 километрах от ворот Берлина. Там работают примерно 50 человек в двух больших цехах общей площадью 1500 квадратных метров, один участок механики, другой соответственно электроники.При этом обеспечивается производство очень широкого спектра изделий, на фирме даже производится оснащение плат. В этом есть необходимость, аргументирует шеф MBL Мелецкий, т. к. покупатели по всему миру придают значение знаку "сделано в Германии".Рынок сбыта в Азии, Европе и Северной Америке делится практически на одинаковые части. И покупатели должны, как и в случае с дорогими часами или эксклюзивным автомобилем, нередко проявлять терпение. Например, более 120 экземпляров больших радиальных излучателей создаётся восьмью сотрудниками, которые исключительно заняты их производством, и с учётом трудоёмкого процесса производства больше ничем. В год! И тут становится понятным, почему модель 101 Е относится к самым желанным колонкам на рынке. Как только они появляются на складе площадью 600 квадратных метров, они сразу же уходят, Кто-то ждёт их уже с величайшим нетерпением.И здесь речь не идёт о мелочах, т. к. средний "чёрный ящик" даёт приют мощному мостовому оконечному каскаду, который доводит квартет практически до любого уровня сигнала и при этом имеет резервы.Это убедительные аргументы, и каким бы совершенным не был бы полосовой фильтр - динамик нижних частот модели 101 Е, в сравнении с дифференциацией и воспроизведением нюансов до мельчайших деталей активных башен, которые приводят воздух в движение в зависимости от ситуации или с осторожной нежностью или с безжалостным ударом, остаётся он с носом. Разница в динамике, к которой стремились, действительно достигнута. Модель X-treme - это не улучшенный вариант модели "типа Е", она исполняет музыку в собственном мире.Возьмём, например, "Sinfonia Concertante" современного композитора Михаила Хурда. Необычайно воздушная, филигранная и грациозная свинговая композиция для музыкантов, играющих на струнных инструментах, на фирме звукозаписи Naxos её уловили настолько аутентично, что слушатели практически лишаются дара речи. И колонки от MBL отображают яркое нежное плетение музыки, наделённой сонорным основным тоном, с такой невесомой грацией, которая существенно поднимает уровень моих ярких событий, имевших место в моей жизни.У музыки есть дыхание и лёгкость, она распространяется из глубины пространства вперёд и располагается в реалистических размерах перед аудиторией. Барабанные перепонки так воспринимают звучание, что мороз по коже - и чтобы получить трёхмерное впечатление от происходящего на сцене нет необходимости сидеть строго по центру перед установкой. Как мы уже знаем по многочисленным демонстрациям модели E 101 на World of HiFi, так же и люди сидящие вне центра могут без проблем наслаждаться картиной звучания. В модели X-treme к этому добавляется, что она за счёт расположения обоих "дынь" при сидячем положении слушателя и на расстоянии прослушивания, соответствующем сложившейся практике, фокусирует свою энергию на высоте уха.Огромные MBL очаровывают протяжённым во всех направлениях отображением пространства, в том числе и по высоте.Однако и высоко наверх получается правдоподобная градация, которая не обрезается ни в одной точке. Если разработчик Юрген Райс уже на модели 101 Е констатировал, что её отображение высоких "закрывается" сверху за счёт закрытой обшивки, то в модели X-treme обеспечивает так называемый динамик высоких частот "Ambience" отображение вплоть до воздушных верхних частот. Он вставлен в форме полусферы ScanSpeak в верхнюю часть колонки средних / высоких частот и излучает таким образом вертикально. С помощью регулятора уровня громкости можно произвести настройку в зависимости от высоты потолка, расстояния до стен и прочих пространственных и акустических условий, за счёт чего изменяется характеристика прямого излучения, а так же сигналов "Ambience", которые достигают уха в первую очередь как отражённый сигнал.Большие рефлексные трубы на задней стороне каждой колонки нижних частот связывают их внутреннее пространство с внешним воздухом.Вероятно, не в последнюю очередь благодаря этому приёму биг-бэнд Cincinnati Pops в композиции "September In The Rain" достигает высоты звука, соответствующей оригиналу. Эту спокойную льющуюся композицию от Telarcs "SACD Sampler 1" я слушаю через каждую оцениваемую установку. Если установка не имеет проигрывателя SACD, то через CD.Музыка впечатляет тогда, когда воспроизведение всех частей выглядит связным. Большая модель MBL способна на это.Для того, чтобы сохранялось внутреннее напряжение и впечатляющая гомогенность, безоговорочно должно обеспечиваться, чтобы присутствовала комплексность и все части картины звучания были согласованы друг с другом. Это удалось в полной мере. Биг-бэнд стоит передо мной, вот он переводит дух.Правда, для этого электроника точно так же важна, как и динамики. MBL имеет полное право зачесть в свою пользу то, что в Берлинском демонстрационном зале установлена система, в которой все её компоненты бескомпромиссны. Так как я с этой цепочкой познакомился во время многочисленных показов и смог её оценить по достоинству, то я осмелюсь утверждать, что только модель 101 X-treme позволяет в полном объёме раскрыться потенциалу подключённых компонентов. И ещё один смелый тезис: с учётом моего богатого опыта после прослушивания этого мега набора я смею предположить, что вряд ли удастся ещё дюжину раз пережить нечто подобное. Если вообще удастся!Однако, какой смысл спекулировать на эту тему. Лучше поставим ещё что-нибудь. Обязательно нужно послушать "The Sixth Dalai Lama's Love Song" Дадавы с Тайваня. Постепенно нарастающие удары грома каждой моей демонстрации на World of HiFi гениальной XRCD2 "сокровища тихоокеанской Азии", чьи нежные голосочки сгущаются как кучевые облака над Гималаями и напряжение которых разряжается в тревожных раскатах грома, не теряют своего эффекта так же и здесь. Как горный массив в отблесках грозы (таким образом, точно так, как это символизирует фотография на альбоме) присутствует здесь картина звучания: величественно, роскошно и да, я снова должен подчеркнуть: несравненно. Заметны любое крошечное движение волны, любой тончайший риф динамики в массиве звуков. Возникает впечатление, что можно просто встать и перейти в ландшафт картины звучания. Кстати, пора вставать: с 10.15 утра сидим мы здесь и слушаем без перерыва. А сейчас уже почти три. Сейчас доставят 101 X-treme для небольшой оптической ретуши на завод в Эберсвальде, т. к. на выставке HighEnd она должна восхищать публику во всех отношениях. В плане звучания, как сказали на MBL, больше ничего меняться не будет. И для чего. Ведь вся необходимая работа уже проделана.Наш полный наслаждения и вовсе не утомительный "тур X-treme" действительно привёл нас на вершину звучания. Изнуренными мы не были, а были счастливы от того, что могли стать участниками этого редкого события. Горный воздух и звучание этой ультимативной системы обеспечивают дальний обзор, высвобождают уши и создают то редкое состояние эйфории, которое ощущаешь, находясь на вершине. Мы обогатились ещё одним экстремальным опытом.