687

Гойя? Хули!

Картина Франсиско Гойи «Колосс» была написана между 1808 и 1812 годом, во время кровавого наполеоновского вторжения в Испанию. На ней изображен мужчина гигантского роста; перед ним - пейзаж, на котором в ужасе мечутся люди и животные. Разобраться в том, что за колосс изображен на полотне, искусствоведы не могут до сих пор. Неясно даже - идет он куда-то или, наоборот, его ноги врыты в землю. Он что-то зажимает в кулаке - или просто воздел его в ярости? Почему его глаза закрыты? Почему среди хаоса, царящем на переднем плане, стоит ослик, сохраняющий абсолютное спокойствие? Специалисты предполагают, что гигант символизирует собой испанских партизан, которые начали отчаянную и невероятную по своей жестокости борьбу с наполеоновской армией, глаза закрыты, потому что это слепая ярость, а ослик обозначает тех, кто не понимает, насколько ужасна война. Так или иначе, споры вокруг «Колосса» недавно переместились совсем в другую плоскость. Картина, которая уже почти два века приписывалась Гойе, теперь оказалась работой другого художника, его ученика Антонио Хули (пожалуй, только русские способны будут в полной мере оценить всю иронию этой истории). Об этом свидетельствовали инициалы A.J. на обороте полотна (раньше их иногда принимали за латинскую цифру XVIII, под которой картина якобы шла в инвентаризационном списке работ Гойи). Антонио Хули, "Колосс"Шум поднялся еще весной прошлого года, когда Прадо решил не выставлять «Колосса» на экспозиции, посвященной борьбе испанцев с Наполеоном. Сейчас один из кураторов Прадо, специалист по Гойе Мануэла Мена, изучавшая «Колосса» в течение 20 лет, все-таки решила, что он недостаточно похож на другие его работы. Еще три полотна художника тоже подвергнуты ею сомнению. Поскольку в музее содержится еще приблизительно восемнадцать миллиардов полотен Гойи, большой утратой для него это не станет: да и потом, сама по себе картина, неожиданно сменив автора, хуже или лучше от этого, понятное дело, не стала. Оцени материал: 1 2 3 4 5
0