717

Вот на груди алый галстук расцвел

Режиссер: Фрэнк МиллерВ ролях: Габриэл Махт, Сэмюэл Л. Джексон, Ева Мендес, Скарлетт ЙоханссонФрэнк Миллер - американский художник, автор комиксов и графических романов, рисовавший одно время «Бэтмена» и «Сорвиголову», придумавший «Город грехов» и «300 спартанцев». Он побаивался Голливуда (типа «знаю я, что вы сделаете с моими книжками»), но в какой-то момент Роберт Родригес уговорил его экранизировать «Город грехов» - причем Миллер оказался не только автором исходного произведения, но и полноправным сорежиссером фильма. Потом Зак Снайдер постарался максимально точно воспроизвести на экране эстетику «Спартанцев». И вот наконец Миллер начал снимать фильмы самостоятельно. The Spirit (то есть «Дух», который у нас перекрестили в «Мстителя») - это, конечно, экранизация комикса; любопытно, что на этот раз не миллеровского, а чужого. The Spirit был создан другим художником, Уиллом Айзнером, еще в 1940 году. Миллер прочел этот комикс в юности, до смерти полюбил и исходя из все тех же опасливых соображений («знаю я, что Голливуд сделает с этим шедевром») решил делать экранизацию лично и максимально бережно, чтобы не допустить расплескивания айзнеровской эстетики. Фильм вышел в американский прокат на Рождество, провалился с оглушительным грохотом и был растерзан критиками. Между тем это вовсе не повод его не смотреть. Мститель (или дух) – это человек в полумаске. На голове у него черная шляпа, на плечах черный плащ, на ногах белые кроссовки, на груди алый галстук. Не так давно его звали Дэнни Кольтом, и он работал в полиции. Потом его убили – но жизнь удивительным и непонятным образом вернулась. Смерти, которую Мститель представляет в виде прекрасной девушки, осталось лишь тосковать в отдалении и делать заманчивые пассы. Он скачет по крышам, провожаемый озабоченным взглядом своего вечного спутника – полосатого дворового котенка. Перескакивая с карниза на карниз, Мститель бубнит про себя торжественный текст о том, что его Город, его Столица, навсегда останется для него самой любимой Женщиной – Любовницей, Матерью, Оружием и так далее. Понять причины, по которым Мстителю так нравится город, который одна его подружка справедливо называет мрачным и засранным, довольно сложно – но не будем занудничать. У Мстителя есть враг. Его зовут Спрут. Он питает слабость к экзотической злодейской одежде: по своим дьявольским хоромам, обустроенным в канализации, он разгуливает то в самурайском кимоно, то в нацистской униформе, то в папахе русского мафиози, то в шляпе негодяя из вестернов. И Мститель, и Спрут абсолютно неуязвимы. Они могут регулярно встречаться и часами молотить друг друга по головам кулаками, арматурой или импортной сантехникой – обоим хоть бы хны: ни боль, ни смерть им не грозят. Это фактически Том и Джерри. Единственное, чем может закончиться их схватка – оба сильно испачкаются в грязи (которая благодаря миллеровскому колориту больше напоминает кондитерскую глазурь, и очень к лицу обоим, особенно Спруту, который оченьнегр). Тем не менее, оба упорно лелеют планы однажды уничтожить друг друга. У Спрута есть маленькие помощники – банда одинаковых клонированных дебилов, отличающихся надписями на черных майках (самые запоминающиеся надписи - Logos, Pathos и Ethos, типа Слово, Патетика и Характер; в этом можно прочесть миллеровское презрение к тем составляющим, над которыми он неустанно глумится в своей картине). У Мстителя зато всегда под рукой большое количество барышень. Благодаря эффектной внешности и “умелым пальцам” он так или иначе вызывает у них жгучую симпатию. Действие фильма вертится вокруг сосуда с кровью Геракла, которую если выпьешь, то станешь полубогом... но давайте на этой оптимистической ноте закончим пересказывать сюжет, тем более, что в ленте он никак уж не главное. Опытный художник и непрофессиональный режиссер Миллер снял восхитительный в своей эклектичности и бессмысленности мультфильм с живыми людьми. Ничего подобного в Голливуде просто не делают. Силы зла: Сэмюэл Л. Джексон и Скарлетт ЙоханссонСпециально обученному человеку и в голову бы не пришло так снять кино. Миллеру позволили развлекаться с камерой только потому, что у него после “Города грехов” и “Спартанцев” был огромный кредит доверия; после “Мстителя”, с грохотом провалившегося в прокате и оплеванного киноведами, этот кредит, несомненно, растает – но какая разница, перед нами и так чудный в своей жути артефакт. В одной из лучших сцен “Мстителя” заглавный герой привязан к креслу в логове злодея. Перед ним – алый занавес. Он распахивается, и на сцену выходит Спрут – Сэмюэл Л. Джексон – в нацистском мундире; в правый его глаз вставлено пенсне. По левую руку стоит Скарлетт Йоханссон в амплуа верной фашистской подстилки. Над ними сияют гипсовые нацистские орел и свастика. Звонит телефон, и Йоханссон, развернувшись на-ле-во и промаршировав к старому аппарату с диском, снимает с него массивную трубку (провод отсутствует), а потом таким же строевым шагом подносит своему хозяину. Джексон начинает разговаривать. Потом Йоханссон уносит телефон, а Джексон обращается к Мстителю и рассказывает о своих экспериментах в области биохимии и генетики, причем для иллюстрации мгновенно превращает в пар персидского котенка. В кадр иногда влетает полуобнаженная брюнетка, которая представляется не иначе как “Я – парижанка Алебастра”. Она размахивает мечами. Спрут предлагает ей отрубить Мстителю пальцы ног. Мститель в ответ говорит с ней по-французски и что-то трет про Марсель.Такого не бывает. Разумные взрослые люди не сочетают графическую стилизацию под Родченко с героями, переодетыми в официантов из японского ресторана. Не ломают на каждом шагу собственную строгую черно-белую эстетику (Миллер ломает – не по какой-то особенной причине, а просто скучно ее выдерживать). Не надевают на персонажа все злодейские костюмы, пришедшие на ум за десять секунд. Не надувают торжественность до того момента, когда она лопается на глазах у зрителя, выпуская фонтаны шоколадной грязи, оборачиваясь почти хармсовским абсурдом. Не заставляют Джексона бегать в каракуле, а Йоханссон маршировать в фашистской пилотке. Не испаряют котят. Причем ведь Миллер все это делает не для того, чтобы понравиться зрителю – его просто несет. Обсуждать недостатки “Мстителя” бессмысленно: он существует сам по себе, его трудно даже с чем-то сравнивать, какие в этой ситуации могут быть критерии. Но в одном Миллер был прав: если бы за комикс Айзнера взялся средний голливудский режиссер-профессионал, фильм был бы невыносим. Хорошо, что Миллер никому не отдал комикс своего кумира. Оцени материал: 1 2 3 4 5
0