Нелегкий путь от обязательного к добровольному страхованию Новые тарифы для подсчета страховых премий ОСАГО и «Зеленая кар
Новые тарифы для подсчета страховых премий ОСАГО и «Зеленая карта» следует ввести как можно скорее, даже, несмотря на несовершенство методологии расчета. Таков общий вывод участников «круглого стола», проведенного IDIS „Viitorul”. Участники рынка обязательного страхования автогражданской ответственности сошлись на том, что должны более эффективно сотрудничать, чтобы найти жизнеспособные решения существующих проблем в расчете тарифов. В то же время, участники говорили и о размере рынка обязательного страхования, его влиянии на предпринимательскую среду. По мнению председателя ассоциации автоперевозчиков пассажиров Евгения Дацко, нынешнее законодательство в сфере страхования не защищает третье лицо, которое может причинить ущерб в результате ДТП, но не в состоянии возместить его застрахованному лицу. «В Молдове возраст большинства автомобилей превышает 7 лет. Если применять нынешний коэффициент изношенности, тогда страхования компания будет платить лишь 15% из 60%, приходящихся на запчасти, а остальное ложится на плечи виновника происшествия. В случае, когда у виновника нет средств, необходимых для покрытия ущерба пострадавшей стороны, тогда проблема переходит в продолжительный судебный процесс», - сказал Дацко, подчеркнув, что никто не должен зависеть от платежеспособности виновника. По его словам, страхование должно гарантировать человеку, что он получит возмещение ущерба имущества в размере его стоимости до происшествия. «Это не зависит от фондов страховых компаний, потому что страхования премия рассчитывается на основании возмещений, выплаченных в предыдущем году. В случае большой суммы возмещений, премии также увеличиваются. Все наши попытки доказать, что такой подход неверен, к сожалению, не были услышан властями и НКФР не учитывает их», - также сказал представитель транспортников. Говоря о «Зеленой карте», Дацко отметил, что у нас этот полис стоит больше, чем в соседних странах. Например, для автотранспорта грузоподъемностью 220 тонн полис стоит 1660 евро, в то время как в Украине – 550 евро, а в Беларуси – еще дешевле. На одного жителя Молдовы приходится в 8 раз меньше страховых премий, чем в Румынии, в 30 раз меньше, чем в Венгрии и в 160 раз меньше, чем в Бельгии – отмечает Михай Маноли, экс-министр финансов, председатель Союза страховщиков – молодой структуры, созданной 31 октября текущего года. При этом, по его мнению, рынок страхования имеет большое значение для формирования предпринимательской среды, создавая условия для развития бизнеса. «Мы находимся в ситуации, когда больше говорим о тарифах, но никто не занимается ценовой политикой, определением методологии формирования цен. Нет госоргана, который бы занимался этой проблемой, - выразил озабоченность Маноли. – Необходимо комплексное обсуждение страхования, в котором бы участвовали все игроки рынка». В то же время, Маноли высказался за ужесточение надзора рынка страхования со стороны НКФР и придание этой структуре больших полномочий. Как подчеркнул эксперт IDIS „Viitorul” Александр Згардан, было бы не правильно, чтобы рынок страхования рос лишь за счет обязательного автострахования. По его словам, было бы хорошо, чтобы в сегменте обязательного страхования были увеличены выплаты возмещений, даже в ущерб страховщикам: застрахованные лица должны увидеть эффективность обязательного страхования и получить мотивацию покупать и другие полисы добровольного страхования. Рынок обязательного страхования должен стать примером защиты застрахованных лиц и стимулировать развитие добровольное страхование в Молдове. В свою очередь директор департамента страхования Национальной комиссии по финансовому рынку Владимир Штирбу считает, что новые тарифы вступят в силу очень скоро. Сейчас НКФР готовит постановление о принятии тарифов по автогражданскому страхованию и по «Зеленой карте». «Этот нормативный акт находится на финальном этапе регистрации в Минюсте. Надеемся, что его зарегистрируют как можно быстрее, и он в ближайшее время вступит в силу», - сказал Штирбу. И впервые при расчете новых тарифов, была использована местная статистика. Ранее тарифы основывались на опыте других стран региона. «В процесс расчета мы пытались найти баланс. Тарифы сбалансированы и позволят нам оценивать ситуацию на перспективу», - заверил Штирбу. НКФР допускает, что граждане не получают полного возмещения убытков. Говоря о проблеме использования фактора изношенности, Владимир Штирбу отметил, что проблемой является огромная разница в тарифах на рынке автосервиса. «В НКФР постоянно поступают заявления и обращения заинтересованных лиц, особенно после вступления в силу регламента по расчету изношенности, обязующего все страховые компании рассчитывать износ по единой методологии», - отметил он. И следует регламентировать рынок автосервиса, унифицировав тарифы по ремонту автомобилей. Говоря о процессе установления тарифов, Владимир Штирбу сказал, что НКФР провел огромную работу, основываясь на молдавской статистике за 2007 г., после чего были собраны данные за период с 2005 г., и снова были проведен расчеты. В обоих случаях были замечания, которые были учтены. В контексте он пожаловался, что все данные были обработаны вручную, потому что у НКФР нет программного обеспечения по актуариату, автоматизирующего обработку и хранение данных. Он сказал, что новый базовый тариф при расчете премий ОСАГО составит 400 леев; в мун. Кишинев будет применяться коэффициент 1,7, а в других населенных пунктах – 0,7. В то же время, тариф за «Зеленую карту» составит 300 евро в год для легковых автомобилей и 825 евро – для грузовых (сейчас – 1410 евро).