Раду Поклитару приказали полюбить балет
Лучшие европейские сценплощадки принимают на ура спектакли гениального молдавского хореографаВсе билеты раскупленыДве свои нашумевшие балетные постановки привез в Кишинев наш земляк - вечно кочующий по театрам мира знаменитый молодой хореограф Раду Поклитару. Зрители в считанные часы раскупили билеты на его "Веронский миф: Шекспирименты" и "Щелкунчика" в исполнении созданного Раду "Киев модерн-балета".Эпатаж и провокацияПублика была шокирована, местами растрогана, временами скандализирована. Эпатаж и провокация - вот знамя нашего героя. Две эти крупные изюмины "упакованы" в шикарную модерновую пластику, сюжетные переосмысления и бешеную энергетику молодых танцовщиков и балерин. Спасибо ПермиСын некогда ведущих молдавских солистов балета Виталия Поклитару и Людмилы Недремской получил образование в Пермском хореографическом училище, а затем на отлично закончил балетмейстерский факультет Белорусской академии музыки.Сначала танцевал, но не принцев, а злодеев. Затем - как прорвало: сотворил одну за другой массу невозможно оригинальных, недюжинных миниатюр и композиций: "Белое адажио", "Отчалившая Русь", "Ночные цветы", "Плач Христа", фильм-балет "Мгновения", "Три грузинские песни", "Палата 6" и т.д. Его приглашает на постановки Большой. Лучшие европейские сценплощадки принимают на ура поклитаровские спектакли.Посвящается себе любимому- Раду, в какой степени вы можете назвать свою карьеру успешной? - Если говорить не о банальном внешнем успехе (количестве денег и первых мест), а о глобальном, то я востребован, работаю и показываю то, что сделал. - Творчество для вас - благословление или проклятие?- Первое, потому что моя работа меня не тяготит.- Зарождающееся произведение доставляет удовольствие или мучает?- Оно по-разному себя ведет. Иногда просто безобразно. Бывает, день или два чувствуешь: все - полный творческий кризис. Ничего не получается, катастрофа, и артисты страдают больше всего. Они получают по полной программе, потому что я на них срываюсь - больше не на ком. Но они с пониманием относятся. - В "Щелкунчике" есть "Адажио", от которого все плачут. Будто в сверхсжатом виде предстает перед нами воспоминание о страданиях человечества за всю его историю…- Все постановщики, бравшиеся за рождественскую гофмановскую сказку на безумно красивую музыку Чайковского, - Иванов, Вайнонен, Григорович, Елизарьев, Шемякин, невольно спотыкались об это "Адажио". Своим накалом трагедийности оно как Эверест на равнине - ни обойти, ни покорить. А по сути - просто нисходящая гамма. В этой простоте - надчеловечность и гениальность Петра Ильича.- Кто или что является вашей музой, первотолчком, первовзрывом?- По-разному. Возьмем, к примеру, последние две премьеры. В спектакле "Андеграунд" на музыку Петериса Васкса (скрипичный концерт "Дальний свет") на меня повлияла абсолютно космическая музыка. Она лежала у меня 3 года на полке, ждала, пока я до нее доберусь. А в случае с "Палатой 6" на музыку Арво Пярта первичной была сама "Палата".В этот свой приезд я зашел в театр им. Ионеско. Мы в хороших отношениях с Петру Вуткарэу и его супругой. Намечается даже совместная работа. Заговорили про "Палату". Говорю, что на самом деле моя "Палата 6" - дочка Петиной, потому что я посмотрел его одноименную постановку в театре им. Чехова и понял, что надо сделать балетную версию.- Посвящаете ли вы свои произведения, по примеру многих творцов, любимым людям?- Посвящаю любимому человеку - самому себе. - В ваших работах есть и сюр, и классика. Может, эта острополярность связана с какими-то чертами вашего характера или физиологией?- Если бы я знал про особенности своей психосферы, пора было бы менять профессию. Для этого есть психологи искусствоведы. Не отнимайте у них хлеб.- В какой степени ваше будущее определили знаменитые мама и папа?- То, что я был обречен заниматься балетом, понятно. Выбора не оставили. Мне сказали, что я люблю балет, и я поверил. Занимался им с 4 лет. Но в дальнейшем оказалось, это не совсем то, на что меня проецировали родители. Мое поле - сотворение спектаклей.Замечательная моя мама, не имевшая высшего образования, сколько я себя помню в детстве, куда бы мы не приезжали - в Киев, Минск, Питер, Москву - водила меня во все музеи, на выставки, концерты. И каким-то образом это впитывалось.Вообще, на каждую секунду нашего сегодняшнего влияет прошлое.Академия: 5 лет неучения - Педагогов добрым словом поминаете?- Их было много. Я до сих пор учусь. Если ученичество закончится, для творческого человека это означает, что закончилось все вообще.Я получил диплом балетмейстера по классу Валентина Николаевича Елизарьева, народного артиста СССР, лауреата Госпремии, сенатора, академика. С 1976 года он руководит Белорусским театром балета. Поставил абсолютный рекорд - 32 года непоколебимо у руля.Когда вспоминаю годы учебы, понимаю, что и история искусств, и чтение партитуры, и другое - все пригодилось, но что касается специфики работы балетмейстера, обучение свелось к фразе: "Ребята, я вас ничему научить не могу. Вы либо умеете ставить, либо нет. Я могу вам сказать, нравится мне то, что вы делаете, или нет. На этом обучение заканчивается". Так вот 5 лет и проваландались.- Какой "горный пик" наметили себе впереди?- Больше люблю долгое восхождение по пригоркам. Высоты можно достичь постепенно, следуя от цели к цели.- Как используете законный отпуск?- Очень люблю море. И даже если это зима, все равно. В этом году я изменю правилам: вместо зимней поездки на 10 дней в Египет сяду в машину и покачу в Ялту. - Клубные тусовки уважаете?- Не фанатею. Мне всегда было важно человеческое общение. Ничего более интересного, чем люди, нет. Клуб для меня неприемлем тем, что там очень громкие децибелы, невозможно докричаться до собеседников, 3-4 часа потеряны зря.- Есть ли машина?- Nissan X-Trail.- Какие на столе лежат книги, диски с музыкой и фильмами?- Книжки на столе меняются постоянно. Есть одна, которую давно не брал в руки, она оказала на меня самое большое влияние на заре балетмейстерства. Это "Мгновения в жизни другого" Мориса Бежара. Помимо того что он гениальный хореограф и замечательный человек, так еще и потрясающий беллетрист - пишет просто удивительно.Перечитываю романы Ромена Роллана "Жизнь Рамакришны" и "Жизнь Вивекананды". Это его погружение в Индию, хотя мы привыкли, что он европеизированный автор. Я должен был лететь в Индию в январе, но Мумбаи встревожил взрывами, и я решил повременить.Музыки на самом деле слушаю огромное количество. Постоянно закупаю новую. Приготовил проект: 20 января в Токио состоится гала-концерт "Игорь Колб и друзья". Игорь - звезда Мариинского театра, артист балета. Я сделал для него спектакль "Двое на качелях". Мне нужна была партитура "Чаконы" Баха. Чтобы выбрать один, я купил 10 вариантов "Чаконы". Диски копятся, горами навалены.Смотрю очень много всякого киноширпотреба, чтобы расслабиться. Совершенно спокойно могу отсидеть 5-6 серий какого-нибудь "Побега из тюрьмы" - со стрелялками, беготней и спецслужбами. Тем не менее, люблю Альмодовара, Феллини. Сейчас у нас проект с московским Театром им. Станиславского - сделать фильм о жизни Феллини на музыку Нино Роты. Поэтому ленты этого режиссера посмотрел все.- Хвалу приемлете равнодушно или распирает?- Победы мне не для славы нужны, а чтобы проверить, соответствует ли то, что я делаю, какому-то знаку качества.Олег ДашевскийЕжедневная газета «Время»