477

«ЛУЧШАЯ ИДЕОЛОГИЯ – ИДЕОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ»

Пресс-клуб с участием группы экспертов, в присутствии журналистов решавших, что лучше в период финансово-экономического кризиса – либерализм или социализм, напоминал одну восточную притчу. Группа подслеповатых мудрецов, ощупывая слона, пытается определить свое отношение к этому «мифическому» животному: существует ли оно, как выглядит и, самое главное, как на него реагировать. Факт существования слона (т.е. кризиса, его сегодняшнего и завтрашнего влияния на экономику Молдовы) признали все мудрецы. По всем остальным пунктам их мнения разошлись. Щупая хвост животного, один из мудрецов (Вячеслав Негруцэ, либерально настроенный эксперт) решил, что слон – это осел, животное своенравное, оно само пришло, само и уйдет, важно его не злить уздой, не чинить препятствий, а то упрется. Другой (Йохан Матисен, либерал по должности), потрогав хобот, заявил, что слон – это сакральный удав, с ним способны справиться только мощные, профессиональные дрессировщики-заклинатели, их надо слушать, они помогут. Третий (Валериу Лазэр, не либеральный, но и не зависимый эксперт), похлопав слона по бедру, посчитал, что это животное никак не меньше бегемота. А с бегемотом надо быть предельно корректным, не делать резких движений, авось не наступит. Но если бегемот все-таки наступит – тоже неплохо: надо прилипнуть к его ноге, переродиться, стать живой и здоровой частью большого и сильного организма. Иначе шансов справиться с другим бегемотом не будет. Наконец последний мудрец (Руслан Бырлэдяну, специалист-практик, ставший экспертом-политиком) призвал соратников не спорить о природе и породе слона, а попытаться его приручить и заставить работать. И самое важное – он рассказал, как это сделать.По мнению председателя совета строительного холдинга «Locuinte pentru toti», члена социал-демократической партии Руслана Бырлэдяну, в период финансово-экономического кризиса Молдова способна и должна (в той мере, в какой ей позволяют ресурсы) делать то же, что и другие страны мира. А правительства многих государств теперь пытаются стимулировать предпринимательскую активность – выкупают у частных банков и компаний «плохие» долги, выдают льготные кредиты на инвестиции в сохранение и развитие производства. Нуждается ли экономика Молдовы в подобных государственных инъекциях? Очевидно, да. Ведь по данным статистики объем денежных переводов от гастарбайтеров сокращается, сокращается размер депозитов, значит, вскоре сократится и потребление товаров. Это повлечет за собой сокращение внутреннего производства и, что еще чувствительнее, импорта. Соответственно, сократятся налоговые поступления в государственный бюджет, а за этим последует целый шлейф социальных проблем.В такой ситуации правительство Молдовы, как и прежде руководствуясь заимствованной извне неолиберальной идеологией, видимо, попытается «удержать фронт», т.е. сохранить в определенных рамках макроэкономические показатели, прежде всего – приемлемый уровень инфляции. И, кроме того, в более-менее оперативном режиме «подлатать зияющие дыры», в первую очередь, в энергетическом секторе. Забавно, но еще более либеральные, чем само правительство, критики политики правительства в условиях приближающейся зимы предлагают решать проблему отопления жилья за счет предоставления определенным слоям населения «энергетических пенсий». Но это тоже вариант «латания дыр» за счет и без того болеющей экономики, без перспектив ликвидации причин заболевания.Увы, в период острой фазы заболевания лечить симптомы придется тоже. Но для выздоровления гораздо важнее избавиться от источников недуга. И в этой связи стоит признать, что причины конфликта между примэрией Кишинева и АО «Термоком» - это не проблема примэрии, и даже не проблема предприятия. Это проблема государства, при попустительстве которого возникли трудности (в частности, долги и тарифы) не совместимые с жизнью энергетического комплекса страны. В сложившейся ситуации будет целесообразно конвертировать задолженности сектора в государственные векселя, и пролонгировать их оплату на 10-15 лет. А «очищенные» от долгов предприятия сектора объединить в новую государственную компанию – условно говоря, «Кишинэу-энерго» - с соответствующей оптимизацией штатного расписания и административных расходов. Но это объединение можно проводить только в случае одновременной модернизации этих предприятий для недопущения генерирования новых долгов. Параллельно с этим должна быть проведена корректировка законодательной базы функционирования энергетического рынка. А именно, законом должно быть установлено, что не менее 70% электроэнергии на внутренний рынок должны поставлять именно отечественные производители. Модернизация существующих ТЭЦ и теплораспределительных сетей на основе передовых технологий позволит снизить расход газа в 2,5 раза, а потери тепла при транспортировке тоже снизятся более чем в два раза. Эта модернизация может быть осуществлена за счет льготных товарных кредитов зарубежных стран, которые сегодня стимулируют экспорт высокотехнологичного оборудования. На обеспечение этих кредитов может быть использована часть валютных резервов Нацбанка, которые сегодня размещены в экономиках других стран. На уровне инфляции в стране эти расходы не отразятся, при этом государство решит проблему устаревших ресурсоемких технологий в энергетическом секторе. И в перспективе оно сможет компенсировать расходы на модернизацию сектора путем продажи части пакета акций нового преуспевающего предприятия и привлечения в отрасль стратегического инвестора.Сходным образом государство в период кризиса должно оказывать помощь и другим приоритетным отраслям экономики. Так, в частности, локомотивом экономики последние годы была строительная отрасль. И сегодня спасти ее от стагнации способна лишь национальная программа ипотечного строительства жилья. С этой целью следует создать государственную компанию, которая предоставляла бы населению займы для покупки жилья на 30 лет под 7% годовых. При этом речь не идет о возврате к совковому социализму – будучи каналом финансирования национальных программ, государственные компании должны действовать по рыночным правилам. Но таким образом государство будет задавать вектор развития экономики. И государственной идеологией при этом должна стать идеология создания большого количества квалифицированных, высокооплачиваемых рабочих мест.
0