Кризис пойдет на пользу Lada
Кризис пойдет на пользу LadaВ 2009 году вырастет доля бюджетных автомобилейВ следующем году продажи легковых автомобилей в России снизятся как минимум на 8,8%, до 2,6 млн штук, прогнозируют специалисты аналитического агентства «Автостат». При этом за счет сокращения кредитования вырастет доля бюджетных автомобилей, в частности отечественные бренды могут увеличить долю рынка с 25 до 28%. В этом случае Toyota, лидирующая на российском рынке по объему выручки, может вновь уступить первую строчку отечественному АвтоВАЗу. Аналитическое агентство «Автостат» опубликовало на этой неделе отчет о рынке легковых автомобилей за девять месяцев и обновленный прогноз развития рынка до 2012 года. По итогам девяти месяцев в России было продано 2,141 млн новых легковых автомобилей. Как считают в «Автостате», по итогам года будет продано 2,85 млн автомобилей, из них 665 тыс. — производства АвтоВАЗа. Доля отечественных брендов составит 25% (из них на АвтоВАЗ приходится 23%). Lada остается автомобильным брендом с самыми большими продажами в штуках, однако в рейтинге по объему выручки она занимает только второе место (4,919 млрд долл. за девять месяцев). Лидирующее положение занимает Toyota с 5,311 млрд долл. и средней стоимостью автомобиля в 36 743 долл. У Lada средняя цена — 9981 долл. за автомобиль. На всем автомобильном рынке, считая и иномарки, и отечественные автомобили, средняя цена проданного автомобиля довольно высока — 22 372 долл. Ранее специалисты агентства прогнозировали, что в России будет продано 3 млн автомобилей уже в этом году, а 4 и 5 млн соответственно в 2009 и 2011 годах. Однако теперь «Автостат» скорректировал свои прогнозы и рассчитал два варианта — реалистичный и пессимистичный. В первом смена тренда на международных финансовых рынках произойдет к середине 2009 года, продажи в следующем году составят 2,6 млн автомобилей, а объема 3 млн штук российский рынок сможет достичь в 2010 году, 4 млн автомобилей — в 2012 году. Согласно пессимистичному варианту, кризис продлится еще два года и достигнет своего пика в марте-апреле следующего года. В таком случае возможен «откат» в следующем году уровня продаж до результатов 2006 года — 2,1 млн автомобилей с последующим снижением до менее 2 млн. штук. К 2012 году емкость рынка составит в этом случае 2,2 млн автомобилей. Прогнозировать развитие рынка трудно из-за многочисленности факторов, признают в «Автостате». Как считают в «Автостате», с сокращением кредитных программ покупательский спрос будет смещаться в сторону более дешевых сегментов. В частности, сегмент от 6 до 10 тыс. долл., в котором за девять месяцев было продано 282,4 тыс., должен нарастить свою долю (сейчас — 13,2% в штуках, 4,6% в долл.). Сейчас же основная часть продаж, с точки зрения и количества и объема выручки, приходится на два сегмента — от 10 тыс. до 15 тыс. долл. (552 тыс. за девять месяцев) и от 15 тыс. до 20 тыс. долл. (405 тыс. штук). При этом, по прогнозу агентства, в следующем году доля отечественных брендов даже вырастет до 28%, правда, к 2010 году снова снизится до 25%, а к 2012-му — и вовсе до 17%. По словам гендиректора дилера «Автокей» Вадима Корнеенкова, продажи АвтоВАЗа уже растут. «Если раньше мы продавали по 15 машин в месяц, то теперь продаем по 30», — говорит он. В то же время китайские бренды, также находящиеся в низком ценовом сегменте, перестали продаваться, отмечает г-н Корнеенков. «Китайцев» брали, когда был дефицит, а теперь покупателей отпугивают сложности с запчастями и ремонтом», — говорит он. Впрочем, не все производители с пессимизмом смотрят в будущее. Так, по словам вице-президента «Тойота Мотор Рус» Тора Берге, в следующем году продажи иномарок могут упасть на 30%, но Toyota рассчитывает нарастить свою долю на рынке. По словам PR-менеджера Volkswagen в России Андрея Гордасевича, немецкая марка, несмотря на кризис, и вовсе рассчитывает на рост продаж своих автомобилей более чем на 50% в следующем году. По прогнозу директора департамента стратегического развития дилерского холдинга «Атлант-М» Алексея Терещенко, в первом квартале 2009 года падение продаж к этому году составит 5%. Как считает г-н Терещенко, в первом полугодии помесячные продажи составят 130—140 тыс. автомобилей (иномарок), а ко второй половине года рынок выйдет на 200 тыс. в месяц. Таким образом, в следующем году будет продано 2 млн иномарок. rbcdaily.ru