529

Капризы и надежды

Молдавская "Машина времени" - не Герберт Уэллс и не Андрей Макаревич. На самом деле это большой камень с высеченными на нем датами, вокруг которых расходятся не то цветочные лепестки, не то лопасти неведомого агрегатаВ арт-галерее имени К. Брынкуша проходит юбилейная выставка Иоана Греку. Свой "кризис среднего возраста" известный скульптор встретил на большом творческом подъеме.Уже ранние работы Иоана Греку, созданные им в бытность студентом Академии искусств в Клуж-Напоке, привлекают зрелостью и чувством художественной формы. У истоков творчества скульптора, которое приходится на начало 90-х годов, главная тема - обращение к основам зарождения жизни. Восторженный интерес к женщине, изумление перед ней вызваны не только тем, что она является источником продолжения рода человеческого. Скульптуры Греку - попытка постижения величайшей загадки женской сущности, воплощение женских слабостей, дающих движение всему живому. Округлые формы "Граций" (1992) соседствуют с утонченно-графичными женскими образами в бронзовых рельефах из серии "Капризы" (1991-1992). В женщинах Иоана Греку, объемных либо рельефных, нет ничего вычурного, они оставляют впечатление легкости и органичности.Творческие поиски 90-х знаменуют проникновение в сущность человека, его мысли и чувства. Серией камерных работ, среди которых цикл рельефных бронзовых панно "Любовь", "Меланхолия", "Одиночество", "Демон", "Надежда" (1993, бронза, дерево), автор делится со зрителем своим пониманием философии жизни.Скульптура Иоана Греку начала третьего тысячелетия - это путешествие в мир пространства, формы и времени, которое скульптор осуществляет чаще всего в абстрактных композициях, используя при этом огромный арсенал художественных средств. В начале 2000-х годов у молдавских ваятелей появилась возможность участвовать в многочисленных симпозиумах по скульптуре, которые стали толчком для развития монументальной пластики. Скульптурные композиции "Машина времени" (2004, камень), "Одухотворение материи" (2005, камень), "Утренний цветок" (2005, камень) созданы автором во время подобных симпозиумов, где он заявил о себе как монументалист, использующий предельно лаконичный пластический язык для передачи условных форм. К абстракции скульптор приходит не через фигуративное искусство, а параллельно ему, во многом руководствуясь выбранным материалом. Иоан Греку всегда отталкивается от природных свойств камня и дерева, которые использует при создании монументальных работ. Для скульптора каменная глыба или дерево - это уже нечто существующее. Нужно лишь слегка откорректировать это нечто, обнажив его внутреннюю сущность, раскрыв заложенные в нем знаки и одновременно сохранив живой дух и энергетику природных форм.Автор побуждает зрителя не только созерцать скульптуру, но и подтолкнуть к серьезной мысленной работе. Форма для него подчинена образу, заложенному в материале. Пытаясь найти свой пластический язык, свой стиль, Иоан Греку всегда стремится наполнить форму особым содержанием. Удается ли это ему, оценят не только критики, но и зрители, побывав на представительной юбилейной выставке скульптора в Выставочном зале Союза художников Молдовы.Валерия СУРУЧАНУ,музеограф Национальногохудожественного музея Молдовы.Фото Юрия ФОКА.
0