КОНФЛИКТ В ТЕАТРЕ НАКАНУНЕ ЮБИЛЕЯ
О том, что в Государственном русском драматическом театре имени А. П. Чехова творится что-то неладное, знает даже председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин. СТД России поддерживает русский театр, и потому его обеспокоенный председатель написал письмо председателю Союза театральных деятелей Молдовы Аурелиану Дэнилэ. Со стороны все это выглядит, как конфликт между актерами театра и его новым главным режиссером Санду Василаки.Говорит председатель СТД Молдовы Аурелиан Дэнилэ:- Откуда пошел весь разговор о неблагополучном положении в русском театре? На недавних гастролях в Баку как профессионалы актеры показали себя хорошо. Но случилось с выпивкой то, что случилось, потом это продолжилось в Кишиневе, я так понял, уже с другими участниками. И эти два не очень лицеприятных факта соединили для того, чтобы напасть потом на руководство театра и поговорить о том, что в нем не все в порядке. И эти люди, которые себя вели неприлично – а кто бы они ни были, если заслуживают порицания, то надо воздать по заслугам, а не рассматривать все наоборот: неблаговидный поступок со стороны актеров поворачивается так, что чуть ли не они правы, а руководство виновато в том, что происходит в театре. Во всех театрах, и не только в театре имени им. А. П. Чехова, есть своя жизнь, которая всегда течет волнообразно. То театр находится на гребне волны, то – падает, и такой труппы, у которой все было бы все время стабильно, в природе не существует. Есть только разный уровень этих волн: у кого выше, у кого – ниже. Русский театр имени А. П. Чехова – один из немногих в республике, который не имеет проблем со зрителями. А это один из самых важных показателей того, способен театр жить как профессиональный коллектив или с ним надо что-то делать. И когда мы наблюдаем, что из года в год залы в театре переполнены, и на премьеру зачастую не попасть, - значит, в нем есть актеры, есть режиссеры и есть спектакли.Достоинствам спектакля аплодирует зритель, но кто-то же должен и недостатки замечать. Но дело в том, что абсолютно в каждом театре бывают люди, которые считают, что их недооценивают, хотя, действительно, есть случаи, когда талантливым актерам не дают развернуться в полную силу. С другой стороны, очень редко когда директора театров годами остаются на своем посту, как в русском театре. С «Братьями Карамазовыми» Санду Василаки немного затягивает, потому что он получил государственный заказ и будет ставить сейчас пьесу Иона Друцэ – там ему работать и работать. Спектакль «Последняя любовь Петра Великого» - о любви русского царя к молодой дочери Дмитрия Кантемира будет музыкально-драматический, с участием оркестра, хора. Кроме того, он участвовал в подготовке концерта, посвященного Иону Друцэ, в Национальном дворце. И от государственного заказа так просто не откажешься. Поэтому Санду Василаки старается совмещать эту работу с работой в русском театре. Видимо, кому-то кажется, что он на стороне работает больше, чем в театре, хотя он в театре, как я знаю, в любую свободную минуту. Русский театр готовится к Чеховскому фестивалю, который пройдет в Москве в 2010 году, коллектив уже приглашен в Москву. Осенью следующего года театр будет отмечать 75-летие. Конечно, правительство республики обратит на это событие должное внимание и проведет ряд мероприятий, чтобы эту дату встретить достойно. Например, выделят средства на ремонт, новую технику для театра, которая оставляет желать лучшего. А если мы сейчас говорим о низкой заработной плате актеров, то это касается не только их, а всех бюджетников. Хотя делается многое – нельзя сказать, что никто не хочет об этом слышать. Но, конечно, всего этого мало. Почему зарплата в театре имени Чехова меньше, чем в театре «Эминеску»? Да, статус национального театра предполагает другую шкалу оплаты. Мы этот вопрос рассматривали на коллегии министерства культуры и туризма. Дело в том, что статус национального учреждения культуры у нас появился, на мой взгляд, как-то хаотично. Захотел кто-то стать национальным – и назвал себя таковым. И это уже стало восприниматься как должное, и даже оформлено документально. И когда решили, что этот статус дает другую категорию оплаты, опомнились те, которые национальными себя не назвали. На мой взгляд, национальный театр должен быть один. Скорее всего, так как в странах СНГ существует по одному русскому театру, он, в принципе, тоже может являться национальным. Но для меня гораздо важнее показать уровень того или иного коллектива, присвоив ему звание академического, как было раньше. И звание академического есть во многих странах СНГ. Понятие «академический» говорит о высочайшем профессиональном уровне, а «национальный» поднимает государственное значение театра. Однако национальный театр может быть плохим, а академический плохим по определению не может быть. Поэтому зарплату надо назначать выше, когда театр достигнет звания академического, а не делать автоматически все театры национальными. И мне бы очень хотелось, чтобы мы вернулись к понятию «академический», ввели критерии, по которым театрам присваивали бы этот статус. И сейчас обсуждаем этот вопрос в министерстве. Но все не так просто: есть коллективы со статусом «национальный», а по значению вроде бы не национальные, но теперь у них не отберешь это звание… Отберешь – значит надо сократить зарплату. А дать им автоматически «академический» вроде как-то неприлично. Пора в данной ситуации перестать друг друга обвинять, успокоиться и работать. Я очень уважаю артистов русского театра, всегда бываю на их спектаклях и знаю, кто что может. Поэтому очень жаль, что вместо того, чтобы объединиться ради интересных спектаклей, они думают, что какие-то изменения в руководстве изменят что-то в их жизни. Мастер искусств Молдовы, лауреат премии имени Пушкина Всеволод Гаврилов, служащий театру 38 год:- С приходом на должность главного режиссера Санду Василаки в театре многое изменилось. Раньше действовал худсовет, в котором было много актеров, обсуждались пьесы, все высказывали свое мнение, сообща решали, нужна та или иная пьеса театру или нет. Словом, была нормальная жизнь, когда театр для нас являлся вторым домом. Сейчас второго дома нет. Нет худсовета как такового, как считает директор театра Владимир Юза, теперь этот орган только совещательный, а решения в любом случае принимает руководство. Труппой никто не занимается, каждый ставит что хочет. Из театра уходят молодые актеры, не так давно его покинули Алексей Дудко, Сергей Кирюшкин и Евгений Штырбул. Заявления подписываются тут же, с актерами не обсуждается ничего. Сегодня положение дел в театре Чехова чем-то напоминает ситуацию, сложившуюся в свое время в бывшем театре им. Пушкина, когда туда пришел Санду Василаки, выгнал маститых артистов и театр закрыл. Я написал заявление об уходе из театра, потому что не могу спокойно смотреть на то, как унижают моих любимых актеров Юрия Андрющенко и Дмитрия Коева, которые тоже подали заявления об уходе. И потому что как никто другой понимаю, что нынешнее руководство театра ведет его к полному развалу. Нам навязали директора Владимира Юза, который ничего не смыслит в сложнейшем театральном механизме, а потому позволяет себе при всех заявлять актеру, мастеру искусств РМ Юрию Андрющенко: «Я надену ваш костюм и сыграю лучше вас». У театра до сих пор нет автобуса, мы вынуждены просить его у коллег, чтобы куда-то поехать, зато под окнами театра стоит новая служебная машина директора, купленная на средства театра. А оклады у артистов мизерные, у меня, к примеру, всего 847 леев, с надбавками и за спектакли получается 1400-1500 леев. Когда мы говорим директору, что актеры в молдавских театрах получают гораздо больше – он нам не верит. Нам приписывают якобы беспардонное поведение в нетрезвом состоянии. Но, во-первых, никакой полиции не было и в помине, нас никто в аэропорту не задерживал и не сажал. А что там оставалось делать с утра до позднего вечера, если объявили, что вылет задерживается? Из этого раздули скандал. Меня уговорили коллеги забрать заявление об уходе, которое, кстати, было моментально подписано директором и главным режиссером, с отработкой 14 календарных дней. Забрали заявления Юрий Андрющенко и Дмитрий Коев. Но целенаправленный развал русского театра только нашими силами не остановить.