464

ВОСТОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ

Прошедший 14 ноября в Кишиневе саммит СНГ на первый взгляд прошел тихо и буднично. Многочисленная армия журналистов из 11 стран Содружества откровенно скучала в пресс-центре. Вышедшие к ним после завершения итоговой встречи премьер-министры Белоруссии и Молдовы Зинаида Гречаная и Сергей Сидорский (нынешний и будущий председатели Совета глав правительств), а также исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев не добавили оптимизма и информации. Между тем, размах и смысл принятых в столице Молдовы документов вполне могли придать кишиневской встрече исторический статус. И вдохнуть новую жизнь в Содружество, которое уже устали хоронить. Организаторы саммита именно так и преподносили очередное заседание Совета глав правительств. «В повестке дня саммита значилось более 30 различных вопросов, каждый из которых направлен на дальнейшее развитие Содружества, решение приоритетных проблем общего характера, чтобы мы могли быстрее и эффективнее двигаться навстречу друг другу и улучшать жизнь людей в наших странах, - отметил в начале встречи с журналистами Сергей Сидорский. – Но ключевая роль в пакете принятых сегодня документов отводится Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года. Это комплексный и реалистичный план, реализация которого станет безусловным приоритетом в ближайшие годы и позволит выйти на качественно новый уровень интеграции наших стран. Предусмотрены три этапа внедрения стратегии посредством конкретных совместных мер в области транспорта, торговли, продовольственной безопасности и других сферах». Белорусского коллегу поддержала и Зинаида Гречаная. «Нынешнее заседание совета глав правительств предоставило возможность детально обсудить ключевые проблемы Содружества и принять очень важные решения стратегического характера. Мы решили действовать по принципу «один год – одна тема», и сосредоточить свои усилия в год председательствования Молдовы в СНГ на проблемах энергетики. Но это вовсе не означает, что в 2009 году другие важные направления сотрудничества останутся вне поля нашего внимания. Мы намерены использовать этот год руководства во всех структурах СНГ для придания динамизма и эффективности интеграционным процессам. Кроме того, следующий год объявлен годом молодежи в СНГ. И мы в качестве председателя готовы предложить ряд конкретных мер и программ по объединению усилий наших стран в создании новых возможностей для молодежи».Наряду с программной стратегией долгосрочного характера на саммите в Кишиневе были приняты и ряд документов более узкой направленности. Это и есть свидетельство перехода на решение конкретных проблем и повышения их эффективности. Например, главы правительств обсудили вопрос о состоянии конкуренции на рынках авиаперевозок участников СНГ. Цель подготовки такого документа – на основе исследования международного опыта в области защиты конкуренции на рынке авиаперевозок (прежде всего ЕС) обеспечить недискриминационный доступ к услугам естественных монополий в этой сфере. Принят также комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств Содружества. Документ предусматривает формирование согласованной агропромышленной политики, предполагающей повышение конкурентоспособности единого аграрного рынка, защиту местных производителей, совместное противодействие дисбалансам в обеспечении продовольствием. И здесь за основу комплексных мер взят опыт Европейского союза. Явный экономический приоритет в повестке дня и конкретный подход к решению проблем можно считать свидетельством качественного сдвига в отношении участников СНГ к его будущему. Конечно, у каждой страны свои национальные интересы, свои заботы и проблемы, что постоянно дает о себе знать. Вот и в Кишиневе Украина подписала стратегию экономического развития до 2020 года с оговоркой, что она согласна участвовать во всех запланированных мероприятиях, если только это не будет противоречить целям европейской интеграции страны. Примечателен и другой факт. В Кишиневе перед принятием очередной стратегии долгосрочного характера Исполкому СНГ пришлось отчитаться о реализации выполнения мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств – участников СНГ в экономической сфере в 2003-2010 годах. Этот документ был призван поэтапно устранить барьеры во взаимной торговле, создать эффективную платежно-расчетную систему, обеспечить добросовестную конкуренцию на национальных рынках. На основе полученных из государств СНГ информации и отчетов органов отраслевого сотрудничества Исполком констатировал, что из 66 намеченных на этот период мероприятий 28 выполнены полностью, остальные находятся пока на стадии реализации. Хорошо это или плохо – судить трудно. Характер и тематика принятых на саммите документов вроде говорят о более прагматичном и конкретном подходе к решению проблем Содружества, о переоценке перспектив интеграции стран постсоветского пространства. Но делается это почему-то партизанскими методами. Никаких оценок и отдельных мнений от участников саммита мы не услышали, пообщаться с журналистами и ответить хотя бы на пару вопросов главы правительств не сочли нужным. Может, регламент не до конца продумали. Но скорее другое: премьер-министры сами не верят в реальность перемен, в будущее Содружества. В совместное будущее. Потому и избегают публичных оценок и прямых заявлений. Раньше было много разговоров и мало дела. Сейчас, хочется верить, дел стало больше. Но правильно ли при этом ударяться в другую крайность, превращать саммиты в безликую и беспредметную тусовку – большой вопрос. И такая крайность столь же губительна для процесса интеграции, как и пустые разговоры и декларации.Будем надеяться, что это всего лишь досадное недоразумение в программе в целом достаточно успешного и продуктивного саммита. Помимо вопросов повестки дня, премьеры обсудили вне официальных рамок проблему мирового кризиса и возможности принятия совместных мер по противодействию его проявлениям. Была достигнута договоренность о создании рабочей группы на уровне министров финансов, которая в ближайшее время соберется в Москве для выработки скоординированных действий по минимизации влияния мирового кризиса на страны СНГ. В начале декабря с этой же целью соберется Экономический совет Содружества. Все это направлено не только на преодоление кризисных явлений, но и на достижение в короткие сроки высокой степени интеграции.Такой, например, какой достиг Европейский Союз с его общим рынком товаров, услуг, рабочей силы, с открытыми границами для своих граждан, с общей внешней политикой и т.д. «Вы видите, как страны ЕС и Запада консолидируются в условиях кризиса, чуть ли не ежедневно проводят консультации на высшем уровне по выработке согласованных мер по преодолению негативных тенденций в мировой экономике, - заметил на итоговой пресс-конференции исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев. – Нам тоже надо вместе принимать меры противодействия кризисным явлениям, к этому подталкивает сама ситуация, общность проблем и тесная взаимосвязь наших государств».К саммиту глав правительств СНГ был приурочен и официальный визит в Молдову премьер-министра Российской Федерации Владимира Путина. Первый с момента отказа Кишинева от подписания «Меморандума Козака», и первый в новом качестве для Путина. Эти два аспекта и придавали некоторую пикантность визиту, особенно запланированной в его рамках встрече российского премьера с молдавским президентом Владимиром Ворониным. Даже с учетом их многочисленных встреч в Москве после 2003 года. В резиденцию главы молдавского государства Владимир Путин приехал после общения с Зинаидой Гречаной, встречи с журналистами и посещения Крикова. И начал разговор с шутливого упрека молдавской стороне: вы сначала гостей в винные подвалы везете, а потом на переговоры. «Так любой вопрос можно решить», - с улыбкой заметил высокий гость. «Да, у нас это дело хорошо налажено», - добродушно согласился Воронин.Такое начало встречи, как и его деловая часть, словно специально подчеркивали: все недоразумения между сторонами преодолены, уровень взаимного доверия и интереса близки к максимуму. Владимир Путин с удовлетворением «доложил» президенту Молдовы, что все намеченные двусторонними соглашениями планы реализуются, объемы товарооборота растут, инвестиционный поток нарастает. «Мы близки к окончательному решению по созданию нашего совместного предприятия, пришли к согласию по энергетическим проблемам, товарооборот к концу года может достигнуть уровня в $2 млрд, - констатировал российский премьер. – По винодельческой продукции мы выдали разрешение на экспорт 34 предприятиям, а продукцию отгружают только 25. Так что в этом вопросе мяч на молдавской стороне, мы свои обязательства выполняем». Владимир Воронин согласился с гостем, тоже отметил положительную динамику во всех спектрах молдавско-российских отношений. Но при этом отметил и наличие определенных резервов в двусторонних связях. «Мы можем предложить больше животноводческой продукции на российский рынок, а также продукты растениеводства, другие товары, - отметил глава молдавского государства. – Надо только найти точки соприкосновения и снять все ненужные барьеры на пути экспорта». Оба собеседника отметили хорошую и конструктивную работу молдавско-российской межправительственной комиссии. Одним из конкретных решений во время визита Владимира Путина в Кишинев стало подписание соглашения между «Интер РАО ЕЭС» и «Молдэлектрикой» о реализации проекта выделения энергоблоков Молдавской ГРЭС на радиальную работу с энергосистемой Румынии. Смысл договора в том, чтобы дать возможность прямых поставок электроэнергии в Румынию. До сих пор экспорт был ограничен из-за того, что молдавская и румынская энергосистемы находятся в разных синхронных зонах. Достигнутая договоренность дает право несколько энергоблоков ГРЭС отделить от молдавской энергосистемы и присоединить к румынской. Для этого будет использована ЛЭП-400 кВ МолдГРЭС - Вулкэнешть - Исакча. Предполагается, что объемы поставок электроэнергии в Румынию за счет этого увеличатся до 400 мВт или до 290 млн кВт-ч.
0