578

"Acorex Wine Holding": совершенство в движении

Поскольку в Молдове только 2-5% произведенного вина потребляется на внутреннем рынке, а 95-98% - на внешних, то экспорт - главная задача любого винодельческого предприятия. О том, как удалось "Acorex Wine Holding" найти оптимальное ее решение, рассказывает президент холдинга Сергей Боретс. - Мы начинали расти 14 лет назад с торговой деятельности: весьма популярного для того времени экспорта винодельческой продукции на основной для Молдовы рынок - российский. Отправной точкой в производственной составляющей бизнеса, конечно, было открытие собственного завода - как раз за неделю до 16 августа 1998 г., когда начался региональный финансовый кризис. Не успев освоиться в новом качестве, мы оказались перед вопросом: что делать? Благо, в период этого кризиса предприятие не было обременено вином и долгами перед поставщиками. Но мы не знали, что производить и кому продавать? Случайно в Москве я встретился со старым приятелем-испанцем. Он сказал, что в тот момент в Москве находится Маркус Егисабаль - владелец нескольких заводов в Испании (два из них - по производству хереса и один - по производству бренди в Хересе, еще два - в Ламанче и два в Риохе) общей стоимостью $600 млн. Егисабаль занимался поисками перспективных регионов для производства красного винограда, который тогда был дефицитом во всем мире. Мы пригласили его посетить завод и за пять дней совместной работы выработали стратегию развития предприятия. Егисабаль объяснил нам, что дефицит красных вин - тренд минимум на 7-10 лет. Мы предложили ему на дегустацию вина одного известного молдавского производителя (своих еще не было), о которых он сказал, что их нельзя продать в Европе из-за устаревшего стиля. Мы и не знали, а что такое стиль? Все, что он говорил, для нас было китайской грамотой, т.к. мы отгружали вина, которые любил российский потребитель, - сладимые и крепленые. Новый завод Егисабаль оценил на "отлично" и сказал, что оснащение (с использованием холодного розлива, контроля кислорода) позволяет производить вина высокого класса. Затем мы поехали в Испанию, где провели плодотворнейшую неделю на его заводах. И как быстро увиденное удалось применить в Молдове? - В феврале-марте 1999-го мы начали холодный розлив. К счастью, первый блин не был комом. Наша компания первой ратовала за то, чтобы в отечественном виноделии использовались культурные дрожжи, энзимы, современные технологические приемы. В Испании мы поняли для себя, какой тип вина потребляется на Западе. В Молдове таких вин не производили, и мы решили, что надо получать консультации и создавать такие вина. Нашли итальянскую компанию "Intec", занимающуюся винными технологиями, и до сих пор с ней работаем. В первый же наш сезон в 1999 г. они привезли на завод Умберто Менини. Он - наш главный винодел уже девять лет. Каждый год мы получаем информацию от "Intec" о новинках в виноделии. Тогда это воспринималось сложно, а теперь стало аксиомой: на вино есть мода, которая быстро меняется. Виноделам сложно ей следовать, т.к. технологический цикл производства и хранения вина достаточно длинный. Не успел продать продукт в срок - он останется нереализованным. На прошлой неделе на предприятие приезжали наши клиенты из Великобритании и Бельгии, чтобы отобрать вина. Они высказали свои пожелания по стилю вин в соответствии с последними тенденциями винной моды - Европа сейчас уходит от высокоспиртуозных вин, содержание алкоголя понижается на 1-2 градуса, предпочтение отдается менее насыщенным винам, более питким и свежим. Это можно понять, лишь когда работаешь с профессиональной торговой компанией, отслеживающей потребительский вектор. Насколько трудно продавать свои вина на Западе?- С 1999 г. мы начали пробовать себя на европейских выставках, усиленно искать контакты. Это было очень тяжело. Помню времена, когда я на лондонской выставке ходил с нашими винами по стендам и предлагал их попробовать. Меня спрашивали: "Откуда?" - "Из Молдовы". - "Это Восточная Европа?" - "Бывший Советский Союз". - "Нет, не нужно". И мы начали пробиваться на Запад. Это стоило многих усилий, но и пробившись, нет гарантии, что там удержишься, т.к. закупщики в торговых сетях идут на волне потребителя. Однако теперь на стенде "Молдавской винной гильдии" можно увидеть людей, которым я когда-то предлагал познакомиться с молдавскими винами. За 9 лет участия в престижных международных конкурсах в Италии, Франции, Великобритании, Германии, Канаде, Бельгии и т.д. вина "Acorex Wine Holding" завоевали около 270 медалей. Мы можем и должны спорить с заграницей. Компания нацелилась на производство утонченных качественных вин. Наши специалисты посещали минимум пять крупных международных выставок в год, ездили на стажировки в Италию, Францию, Англию. Они получили возможность ознакомиться со всей палитрой мирового винного рынка. Это помогало осваивать новые технологии, приемы обработки и хранения вин, позволило сформировать особую культуру производственного персонала. Сегодня ни одно предприятие в республике не может долго качественно хранить вино в цистернах. Мы в полной мере освоили технику управления кислородом в вине. Только на заводе "Acorex Wine Holding" есть станция по производству азота. Специалисты принимают вина 2004-2005 гг. за вина урожая 2007 г. Уже третий сезон подряд мы не приглашаем на сезон итальянских виноделов, поскольку наши технологи справляются сами. Отличное качество вин подтверждают и закупщики.Недавно состоялась первая отгрузка в Данию. Датский импортер два года подряд работал с нами на стенде в Лондоне и отобрал "Amaro", "Clos de Corten", "R?d?cini" по достаточно высоким ценам. Пусть небольшая, но эта ниша существует. На основе эксперимента и моего лично как директора риска мы закупили супердорогие французские бочки и в 2005 г. заложили в них вина. Но, когда получили вина "Clos de Corten" и "Radacini", оказалось, что это оправданно. Мы достигли уникального результата, т.к. к нашим белым винам можно применять теорию красных. Наше вино в бокале через 40-50 минут раскрывается и начинает благоухать, становится шелковистым, удивительным. Сравнивая с винами многих стран, можно сделать вывод о том, что почвенно-климатические условия Молдовы уникальны. Мы первыми рискнули опробовать эти технологии. Мне все говорят, что производство таких вин - не бизнес, у них нет рынка. Однако зарубежные консультанты утверждают, что в белых винах Молдова - №3 в Европе после Шампани и Бургундии. Мы и в красных докажем. Просто нужно идти другим путем, выпускать не сортовые, а купажные вина, применяя сложные технологические приемы, такие как, например, использовались при производстве "Amaro". Сейчас "Acorex Wine Holding" готовит новую марку вина, сходного по стилю. 14-й день рождения компании совпал с завершением года работы на российском рынке после эмбарго. Каковы его итоги?- Российский рынок был, есть и будет основным для молдавских виноделов. В настоящее время в экспортном портфеле компании он занимает 55%. Но он уже ничем не отличается от других рынков. Из-за огромных непроизводственных расходов в пересчете на бутылку вина, наша продукция попадает в средний ценовой сегмент. Чтобы успешно конкурировать, здесь нужны нестандартные маркетинговые стратегии и методы. Поэтому быстрого проникновения на этот рынок в больших объемах не произойдет. По прошествии этого года я пришел к выводу: торговый дом производителя из Молдовы не в состоянии выжить, т.к. и дистрибьютор и торговые сети предпочитают ассортиментный портфель, состоящий из продукции нескольких стран. Мы будем искать дистрибьютора с таким широким ассортиментом. Пока результаты возобновленного экспорта не радуют. Одна из главных причин - потери на курсовой разнице валют, которые ложатся 15% убытков на каждую экспортированную бутылку. На следующей неделе второй год подряд на внутреннем рынке появится молодое вино "Besghioz Village", изготовленное по технологии "Beaujolais nouveau". Что значит для компании этот продукт?- Виноделы предприятия лет пять просили дать им возможность попробовать сделать такое вино. Они хотят совершенствоваться. И в прошлом году я сдался, но с условием, чтобы изготовили не более 5 тысяч бутылок. Вино получилось просто шикарное - молодое, легко пьющееся, с фруктовым ароматом и вкусом. Мы решили выпускать это вино каждый год ко дню рождения компании ( подробнее - на сайте www.acorex.net). Для нас вино с использованием технологии "Beaujolais nouveau" - еще одно достижение, удовлетворение профессиональных амбиций, т.к. мы умеем изготавливать вина, ничем не уступающие лучшим мировым образцам. Молодое вино "Be?ghioz Village" - это наш подарок жителям республики, у них и на родине должна быть возможность пробовать разные по стилю вина. Мы приняли решение активно продвигаться на внутреннем рынке, потому что здесь самая высокая доходность, и за полтора года хотим увеличить присутствие на рынке Молдовы в три раза. Кроме новых вин "Clos de Corten" и "Radacini", мы хотим предложить ресторанам еще два десертных вина из серии "Late Harvest" (вино "позднего сбора") - "Мускат" и "Траминер". По цене они будут намного дешевле вин типа "ice-wine" - порядка 5 евро за бутылочку 0,375 л. Вполне доступная цена для вина такого высокого качества. Кроме того, эти вина будут продаваться в магазинах "duty free". Это отличный подарок на память о Молдове.
0