549

Кадровые вопросы и здоровый образ жизни

Заседание парламента в четверг началось с голосовой разминки. Анатол Царану выразил возмущение, что в связи с саммитом глав правительств государств СНГ даже депутаты не могут проехать к парламенту. Думитру Дьяков его поддержал: "Мы живем среди папуасов или террористов? Весь центр Кишинева заполонила полиция, молдаване - гостеприимный народ, неужели кто-то думает, что мы будем бросать бомбы?" Глава комиссии по национальной безопасности, обороне и общественному порядку Юрие Стойков разъяснил, что статус международной встречи подразумевает увеличение бдительности. Да и другие страны СНГ поступают таким же образом, жаловаться не на кого. Следом Виталия Павличенко поведала, что в Генеральную прокуратуру, якобы, недавно были вызваны лидеры молдавских политических партий, с который взяли расписку, что те не станут проводить никаких акций протеста в период встречи премьеров Содружества. Где свобода слова, право на протест и пр., спросила депутат, понадеявшись, что все нужные разъяснения даст министр внутренних дел Георге Папук. Увы, фракция ПКРМ посчитала, что у министра в эти дни много других забот, и его визит в парламент излишен. Размявшись, депутаты занялись кадровыми вопросами. В должности секретаря комиссии по правам человека утверждена Еуджения Стырча, новый депутат фракции ХДНП, сменившая Адриану Кирияк. Далее, заместителем председателем Экономической коллегии Высшей судебной палаты стала Светлана Кайтаз, она будет отправлять правосудие на этом посту четыре года. А директором Национального центра по защите данных персонального характера назначен 34-летний Виталие Паниш, бывший работник уголовной полиции и СИБа. Согласно закону, претендент на этот пост должен соответствовать ряду условий, в том числе необходимо наличие пятилетнего опыта в области защиты прав и свобод человека. "Мы все хорошо знаем, как соблюдаются права человека на допросах", - заявил депутат фракции АМН Ион Плешка. - "Насколько прежняя деятельность кандидата соотносится с требованиями?" Валентину Кушнир больше волнует СИБовское прошлое г-на Паниша: "Наши персональные данные сразу окажутся в этом ведомстве". Также вспомнили, как на прошлой неделе главой центра по правам человека был назначен прокурор... Председатель комиссии по вопросам права, назначениям и иммунитету Владимир Цуркан успокоил всех: "У нас действует принцип презумпции невиновности, и нельзя голословно обвинять человека. А работники СИБа, кстати, хорошо хранят тайны, и защита данных, напротив, будет в надежных руках". Спикер Мариан Лупу отметил, что Виталие Паниш должен уйти из СИБа на период исполнения функций главы центра. "Они-то уходят, но недалеко", - заявили оппозиционеры, но проголосовали в основном "за". Наиболее значимым проектом повестки дня стал закон о фондах обязательного медицинского страхования на 2009 год, завершающий трехбюджетный осенний период (госбюджет, соцстрах и медстрах). Доходы и расходы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС) равны, они составляют 3,471 млрд леев. Расходы на 31% больше, по сравнению с уровнем текущего года. Одновременно увеличился удельный вес фондов ОМС в ВВП: 3,5% в 2007-м, 4,2% - ориентировочно на 2008-й и 4,9% - прогнозируемый на 2009-й. Свыше 1,58 млрд доходной статьи составят взносы работодателей, трансферты из госбюджета - 1,82 млрд. Взнос обязательного медстрахования установлен в размере 7% (3,5% для работодателя и 3,5% для работника). Граждане, самостоятельно приобретающие полисы, должны будут заплатить 2 637 леев; при этом стоимость полиса в течение первых трех месяцев снижается наполовину. В принципе, оппозиция уже смирилась с тем, что фракция коммунистов принимает бюджеты без особых реверансов в сторону миноритариев. Наверное, потому депутаты не слишком внимательно отнеслись к слушаниям, вопросов к министру здравоохранения Ларисе Катринич прозвучало немного. Валериу Косарчук предложил в следующем году построить специализированный центр хирургии сердца. По его подсчетам, расходы на центр составят около 300 млн леев. Понимая, что сумма более чем значительна, депутат обратил внимание на то, что расходы на лечение и содержание инвалидов тоже весьма велики. Не лучше ли лечить людей, вместо того, чтобы давать им инвалидность?Валентина Стратан и Думитру Годорожа говорили, что доступ к медицинским услугам имеют далеко не все граждане. Действительно, если прибавить к застрахованным за счет бюджета льготникам граждан, самостоятельно приобретающих полисы, да еще приплюсовать к ним работников национальной экономики, то выходит примерно 1,3 млн человек. Получается, что за пределами НКМС остаются свыше 2 млн человек? "Пламенные речи оппозиции давно неактуальны", - заявил в ответ зампредседателя комиссии по социальной защите, здравоохранению и семье Владимир Еремчук. - "Закон об обязательном медицинском страховании лежал в парламенте с 1998-го. И лишь в 2003-м, после доработки, нам удалось его принять и остановить деградацию системы здравоохранения. Другого выхода просто не было. А теперь кое-кого давит жаба: как это у коммунистов все получилось? Медицинская помощь оказывается всем, население республики имеет доступ и к семейным врачам, и к скорой помощи. Мы распределили 120 машин для центров семейных врачей по всей стране, вне зависимости от вопросов политической конъюнктуры. Расширяется сеть центров ментального здоровья, центров для молодежи, где люди могут пройти обследование на наличие ЗППП или получить необходимые консультации. Зарплаты в медицине приближаются к средним показателям по экономике. И ведь медицина - не та отрасль, вложения в которую дают мгновенный эффект". Если успехи налицо, зачем говорить проблемах? Закон принят в первом чтении. Ко второму профильная комиссия намеревается несколько подсократить фонд профилактических мероприятий: расходы в 69 млн леев могут быть скорректированы. Действительно, если пропаганда здорового образа жизни стоит "всего" 3 млн, то "осуществление мер по снижению риска заболеваемости и проведение скрининга по некоторым социально значимым заболеваниям" - уже 66 млн леев. Аппетит приходит во время еды, а председатель Координационного совета по телевидению и радио Георге Горинчой пришел в парламент просить об увеличении штата КСТР. Сперва, правда, были просьбы о расширении "производственных площадей", и правительство пошло навстречу, выделив в декабре 2007-го здание на ул. Влайку Пыркэлаб, 46. Теперь выяснилось, что новый офис требует нового административного управления. А в его составе и начальник, и завхоз, и электрик, наладчик, охранник и дворник, телефонист и четыре уборщицы. Правда, расходы невелики, новая структура КСТР потребует дополнительно 277 тыс. леев в год. Но это полбеды, Георге Горинчой считает, что и центральный аппарат следует усилить четырьмя штатными единицами (прежние работники отправились в территориальные подразделения в Бэлць, Комрат, Сороки и Единцы), а также переводчиком. Поскольку редакция "Официального монитора" перестала принимать к публикации документы совета без перевода на русский язык. Всего штат совета должен был увеличиться с 31 до 47 человек. Всегда лояльная к проблемам КСТР оппозиция на этот раз прислушалась к голосу разума. "Зачем вам нужен телефонист, наверное, вы имели в виду администратор сети", - не скрывал иронии Владимир Филат. - "Сколько лампочек будет ежедневно вкручивать электрик? Что будут мыть четыре уборщицы? Какие участки предстоит мести дворнику?" Но по данным Георге Горинчой, все запросы строго соответствуют реальности. Во-первых, увеличилась более чем до 800 кв. метров площадь, во-вторых, весь первый этаж совета займет измерительная аппаратура и центр по мониторингу. Нужно же его охранять? И вообще, в Венгрии у координационного совета бюджет намного больше, а в Румынии у коллег - пять этажей, а не два! "Ну так и мониторят они десятки и сотни аудиовизуальных СМИ, не вам чета", - ответили депутаты. А Александру Липкан спросил, есть ли у главы КСТР водитель. Есть, ответил председатель. "Так почему вы сами за рулем сидите?" - "А он сейчас болеет". Комиссия по культуре, науке, образованию, молодежи, спорту и СМИ в основном просьбы КСТР решила поддержать. Отметив, что зачастую функции членов совета дублируются, нет четкого распределения должностей, неясно, кто отвечает за лицензирование, кто - за мониторинг или организацию конкурсов. Нет аргументов и для должности переводчика, заседания совета проходят один-два раза в месяц, авось секретарь совета успеет перевести принятые документы. Еще комиссия не поняла, почему функции выехавших в провинцию четверых сотрудников КСТР должны быть копированы в столице? Компромиссом стало увеличение штата лишь на 11 единиц.
0