711

MALLDOVA ЕВРОПЕЙСКОГО СТАНДАРТА

В субботу, 15 ноября, в Кишиневе открывается крупнейший торговый комплекс "Shopping MallDova". В объект общей площадью в 70 тыс. кв. м было вложено порядка 50 млн евро - на 10 млн больше, чем планировалось при запуске проекта. Инвестор - АО "Lemi Invest", который учредили компании "Leogrant" (Молдова) и "Anchor Grup" (Румыния). Для строительства молла "Lemi Invest" был предоставлен кредит ЕБРР в сумме 48,2 млн евро. Этот объект стал одним из самых капиталоемких предприятий торговли и первым, внедрившим новый формат строго по европейскому стандарту.Идея открытия молла принадлежит девелоперской компании "Leogrant", которая два года назад приобрела для этой цели земельный участок в 2 га, примыкающий к виадуку. По части запуска подобных объектов у "Leogrant" был свой опыт: в Турции ее головная компания построила несколько торговых комплексов, но собственные средства вложила лишь в два проекта. Крупнейший из них - шоппинг-молл "Atakule", считающийся символом Анкары. Однако кишиневский проект девелопер решил реализовать вместе с партнером. Им стала румынская компания "Anchor Grup" с турецкими корнями. Входит в состав "Fiba Holding", является активным игроком на рынке недвижимости в странах Восточной Европы. В свои проекты "Anchor Grup" инвестировала более 350 млн евро, специализируясь в строительстве торгово-развлекательных центров, жилья и офисных зданий. Лучшими проектами в Румынии считает именно открытие моллов, которые самостоятельно строила и непосредственно ими управляет. Среди них - "Bucuresti Mall" (он стал первым моллом в Румынии) и "Plaza Romania".Партнеры изначально решили, что управлением "Shopping MallDova" будет заниматься "Anchor Grup". Должность генерального директора занял Винченциу Спэтару - единственный иностранец в штате "Lemi Invest". В сфере управления объектами ритейла работает десять лет. Закончил юридический факультет Бухарестского университета, карьеру начинал в качестве адвоката в "Anchor Grup". Через два года был назначен директором коммерческого отдела компании. В разные годы управлял несколькими предприятиями, в т. ч. и французским "Carrefoure". Но вернулся в компанию "Anchor Grup" и из всех предложений выбрал пост руководителя кишиневского "Shopping MallDova". Именно Винченциу Спэтару за год определил основной пул арендаторов и привлек крупных румынских ритейлеров.В интервью "ЛП" он сообщил, что новый концепт молла кишиневские коммерсанты восприняли с трудом. "Его сложно понять, поскольку ничего подобного в Молдове нет: наш объект нельзя сравнить ни с "Megapolis Mall", ни с другим торговым центром. И дело не только в уникальном проекте здания. Главное отличие "Shopping MallDova" - в линейке брендов, методе их отбора, способе их размещения в торговом пространстве, продвижения, условиях подписания контрактов с арендаторами. Международный стандарт не допускает в такие проекты случайные торговые марки. Это должны быть бренды с высокой репутацией, а их представители - финансово устойчивые фирмы. Из всех заявок отбирается определенное число fashion- магазинов, определенное количество точек общепита, объектов индустрии развлечений. Не больше и не меньше - ровно столько, сколько нужно для того, чтобы обеспечить нужный трафик. Это как куб: если знаешь, как его сложить, все становится на свои места. Мой опыт подсказывает, что мы его сложили хорошо - в срок и правильно".Коммерческая площадь в 25 тыс. квадратов была распределена между 100 предприятиями, из которых около 60 - молдавские. В молл пытались попасть многие ритейлеры, однако не всех устроили условия контракта. Арендные ставки в 56-100 евро за кв. м (включая налоги) - не основное препятствие. Поток застопорило железное условие администрации: внести сумму эквивалентную двухмесячной арендной плате в виде залога, который гарантирует серьезные намерения развивать торговлю в молле. Договор заключается на пять лет, гарантийный взнос будет работать на развитие центра. Но контракт составлен таким образом, что ритейлера могут оштрафовать или разорвать с ним договор без возврата залога. Помимо этого, арендатор должен ежегодно предоставлять отчет о своей финансовой деятельности, исходя из которой могут корректироваться арендные ставки. Условия контракта г-н Спэтару не комментирует, но ситуацию прояснил. "Сложный договор - практика мирового ритейла. Молдавским коммерсантам нужно понять, что торговля в молле - не игра, когда через 2-3 месяца сворачивается лавочка. Кишиневских бизнесменов я предупредил сразу: если вы с нами, то минимум на пять лет. Но я должен быть уверен, что обязанности арендатора будут выполнены. Именно поэтому мы требуем финансовую отчетность. У нас капиталоемкий проект и он должен окупаться в срок". Большой торговый объект всегда предполагает наличия якорных операторов. В "Shopping MallDova" таковыми стали супермаркет "Fourchette", многозальный кинотеатр сети "Patria", боулинг-центр "Rock & Roll", магазины "Debenhams" и "Diverta". Супермаркет занял площадь в 2,3 тыс. кв. м и претендует на роль флагмана всей сети "Fourchette". Изначально это место придерживали для иностранной сети "G-Market", с которой вели активные переговоры. Однако иностранцы от этого предложения отказались: "G-Market" не развивает бизнес, посредством одного объекта. Вход в молл был предложен двум сетям - "Green Hills" и "Fourchette" на конкурсной основе. Выиграл последний. Проект сетевика предусматривал открытие предприятия формата украинского "Гурмана" (магазин плюс ресторан), но идея не вписалась в концепцию молла. Все точки общепита находятся на верхнем этаже и нигде более.В поисках оператора боулинга управляющего не заинтересовала ни одна из местных кандидатур. Выбор сделали в пользу турецкого "Rock & Roll", один из клубов которого действует в "Bucuresti Mall". Сегмент интерактивных электронных игр отдали молдавско-венгерскому предприятию "GameWorld". Среди представителей fashion-торговли особое любопытство вызывают румынские коммерсанты и франчайзи, интерес к которым подогревался последние полгода. Вход в молл подтвердили Ирина Шреттер с одноименным магазином (Irina Schrotter), семья Михет - производитель одежды под маркой "House of Art", Космин Копаеску - менеджер "Bigotti". В числе брендов, представленных румынами - "BSB", "Fox", марка дорогой детской одежды "Monthercare". Но больше всего открытий пришлось на компанию "Rafar", которая представляет шесть торговых точек в молле.Румынская "Rafar" - часть холдинга "RTC" с общим оборотом порядка 250 млн евро в год. "Rafar" принадлежат более 20 торговых предприятий в Румынии, обеспечивающих товарооборот в 13 млн евро. Для открытия своих магазинов в "Shopping MallDova" компания арендовала 2,5 тыс. кв. м. Общие инвестиции в кишиневский проект составили примерно 3 млн евро. "Rafar" представляет английский "Debenhams", немецкие "Olsen" и "J. Press" (марка нижнего белья), португальский "Sacoor Brothers", венгерский "Forever 18" (одежда по низким ценам) и американский "Bijoux Terner" (аксессуары по одной цене в 55 леев). Самым масштабным стал "Debenhams": его площадь составила 1,6 тыс. кв. м, а инвестиции - до 900 евро на квадрат. Под "Sacoor Broters" арендовано 125 кв. м при вложениях в 1 тыс. евро на каждый метр. Относительно небольшой площадью выделяется только "J. Press" (порядка 80 кв. м). "RTC" не ограничился fashion-торговлей. В молле он открывает сетевой маркет "Diverta". Его управляющая Наталья Вылку сообщила, что "Diverta" впервые решилась на экспансию: сеть книжных магазинов и дорогих канцтоваров работает только в Румынии. "ЛП" также стало известно, что в следующем году "RTC" намерен запустить еще один проект: кафе "Cup & Cino", получив франчайзинговые права на представление бренда в Молдове. Конкурировать ему придется с сетевыми "McDonalds", "Pizza Hut" и "KFC", "Sbarro".Интересная ситуация возникла с "Otter Distribution", представляющей обувные марки "Otter" и "Geox". Румыны пытались открыть стационарный магазин "Geox", но оказалось этими правами уже обладает одна из кишиневских фирм-франчайзи. На новый рынок компания вышла через "Shopping MallDova", с чем связывает большие планы. И подобный пример экспансии - не единственный.По словам представителя "Anchor Grup" Марилены Брынзан, в аренду сданы все коммерческие площади молла и к его открытию готовы примерно 60% арендаторов. Остальные точки откроются до конца года. "Нет в мире таких примеров, когда торговые точки торгового гиганта открываются в полном составе. Как нет в моллах специальных цен в период его презентации. Политику ценообразования курирует не администрация, а франчайзеры и держатели брендов. Они же решают, принимать участие в совместных рекламных акциях или нет. В любом случае, моллу будет обеспечена мощная рекламная поддержка, разработанная с учетом молдавской специфики. Потенциал маркетологов "Lemi Invest" можно будет оценить как в ходе VIP-презентации, на которую приглашено 1,5 тыс. гостей, так и на открытии объекта для всех покупателей".
0