4555

Кишинев, Петриканская, 21

Этот адрес знаком молдавским коммерсантам, как минимум, двух поколений. Более полувека назад здесь были построены оптовые базы министерства торговли, снабжавшие товаром все розничные предприятия республики и каждого работника торговли в частности. Популярное в то время выражение «дефицит — это когда есть все, но неизвестно где», на Петриканской перефразировали по-своему. Там было все, даже то, чего в рознице никогда не было. После развала Советского Союза бывшие базы минторга пустовали недолго. У этого прошлого оказалось большое будущее.За всю журналистскую практику на Петриканской, 21 мне приходилось бывать минимум раз в месяц: именно здесь находятся офисы и склады ряда оптовых компаний. «Aurelia Brno» (дистрибьютор «Оболонь» и «Nemirof»), «Misa» (крупнейший импортер посуды), «Янтбир», «Garantie Menagment» и «Roshen Mol» (оптовики продуктов питания и напитков), «Nicdan-Lux», «Royal Mart» (оптовики промышленных товаров) — этот список пополнят десятки предприятий. В большинстве случаев все они арендаторы складских и офисных площадей. Объектами владеют всего несколько компаний, которые, помимо сдачи помещений в аренду, развивают собственный оптовый бизнес.Строения на Петриканской, 21 занимают порядка 7 га, и после появления новых собственников здания получили новый юридический адрес (с дробями). Произошла путаница, к тому же к Петриканской, 21 ошибочно причислили и предприятия, находящиеся на Петриканской, 19 (пример тому - «Moldelina»). Тем не менее, основные игроки в этой статье рассматриваются согласно их историческому адресу. Итак, бывшие базы минторга сегодня принадлежат фирмам «Universcom», «Angrogoscom», «Magnolia», «Angrobacanie», «Electromotor-Service». До недавнего времени частью недвижимости на Петриканской, 21 владела компания «Prometeu-T» - крупный экспортер ядра грецкого ореха. Бизнес принадлежит Федору Слэнинэ, бывшему министру торговли и материальных ресурсов. Г-н Слэнинэ сообщил, что год назад часть его объектов были проданы фирме «Electromotor-Service». «Prometeu-T» переехал в новое здание на Петриканской, 33, с производственными и складскими помещениями площадью в 12 тыс. кв. м. На старом месте он сохранил только один заготовительный пункт. В свою очередь «Electromotor-Service» также намерен покинуть петриканскую территорию. Недавно приобретенное строение, площадью более 2 тыс. кв. метров выставлено на продажу за 980 тыс. евро. По словам продавца, оптово-розничный комплекс решили продать из-за долгов по кредитам. Основные склады фирмы находятся в Кишиневе на ул. Лесной, там же нашелся свободный объект меньших размеров. Из всех операторов наиболее тяжкий путь реорганизаций прошла компания «Universcom». Она была создана на базе «Молдобувьторга», «Молдшвейторга», «Молдтрикотажторга» и «Молдтекстильторга». В начале 1990-х «Universcom» был связан обязательствами по китайскому товарному кредиту на $5 млн. Контракт носил межправительственный характер, выплачивался годами и все это время правительство, как мажоритарный акционер, не выставляло госпакет на продажу. Вплоть до 2005 года 47% акций оставались у государства. Три года назад у властей появилась идея создать на Петриканской, 21 таможенный склад, в результате «Universcom» было предложено выделить часть госимущества. В прошлом году эта процедура завершилась, активы сократились, а доля государства на предприятии составила 17%. В конце прошлого года она также была продана. По словам директора «Universcom» Светланы Шадриной, компания владеет рядом объектов, общей площадью 11 тыс. кв. м, из которых 6,5 тыс. приходится на склады. Предприятию принадлежат три магазина (в центре города и секторе Ботаника). В целях снижения рисков бизнес диверсифицировали: половину площадей выделили под имущественный наем коммерческим структурам, благотворительным организациям и таможенным брокерам. Свободных помещений в «Universcom» нет уже года два. Величину ставок арендной платы не разглашают (?!), но было отмечено, что на Петриканской, 21 они среднерыночные. Другой вид деятельности компании — оптово-розничная торговля текстильными товарами, под которую выделено 25% площадей. Сегодня «Universcom» представляет два белорусских предприятия: «Камволь» и «Речицкий текстиль». Продукция с невысокой рентабельностью: недорогие ткани и махровые полотенца рассчитаны на покупателя среднего достатка, соответственно большой маржи не предполагают. Однако акционеры не намерены сворачивать торговлю.«Те же ситец и фланель - не ценоемкий товар, но он необходим потребителю, - говорит г-жа Шадрина. - Мы занимаем 5-процентный сегмент рынка и эта ниша у нас стабильна. Располагаем специалистами, налаживаем сбыт, продвигаем изделия с помощью маркетинговых акций. Это тяжкий хлеб, однако каждый должен заниматься своим делом. В прошлом году после реорганизации предприятия мы потеряли часть доходов, но ситуацию выровняли. В этом году товарооборот вырос на 50%: за 9 месяцев продажи составили 11 млн леев, из них 8,5 млн пришлось на оптовую торговлю. За этот же период мы получили 940 тыс. леев чистой прибыли от всей нашей деятельности».«Universcom» известен и как оператор рынка складской логистики. В прошлом году компания выиграла тендер, проводимый «Metro Cash & Carry», сегодня они реализуют совместный проект. «Universcom» принимает весь товар, импортируемый «Metro», сортирует его по типам, формирует заказы, принятые от точек сети и поставляет в места продаж. До этого продукция поступала в маркеты непосредственно с таможен. Для того чтобы распределить все товарные объемы «Metro», предприятию пришлось расторгнуть договор имущественного найма с некоторыми арендаторами.Компании «Angrogoscom» и «Magnolia» «петриканцы» связывают с именем Василия Данилэ, который приобрел часть пакетов обеих структур. В каком объеме, не говорят, но в «Angrogoscom» утверждают, что у них порядка 90 акционеров. У «Magnolia» их свыше ста. Контрольным пакетом владеет юридическое лицо. «Angrogoscom» - бывший хозторг, «Magnolia» - бывшая «Молдгалантерея». Первая полностью сохранила свой профиль: основная деятельность связана с оптовой торговлей хозяйственными и бытовыми товарами. Порядка 60% товарооборота обеспечивает опт, остальной доход получают от сдачи в аренду складских помещений.Пару лет назад у акционеров были намерения специализироваться исключительно на сдаче площадей в имущественный наем. Что проще и доходнее. Однако администрация идеи не поддержала: оптовое звено и штат из 25 сотрудников сохранили. Основные каналы сбыта «Angrogoscom» - магазины «Moldcoop», а также сельские и районные маркеты хозтоваров. В прошлом году спрос на склады компании был чуть ли не ажиотажным, сейчас ситуация спокойнее. Арендные ставки в 35-40 леев за 1 кв. м, без учета НДС — сумма солидная, если учесть, что здесь, в отличие от ритейла, арендуется не угол или «бутик», а площадь в 300-400 квадратов. Коммунальные услуги в эту сумму не входят, их оплачивают отдельно. «Angrogoscom» располагает объектами, общей площадью в 5 тыс. кв. м. Почти вся она сдана коммерческим структурам. Среди крупных арендаторов — компании «Mary Kay», «Fox Mart», «Maximum». Что касается «Magnolia», предприятие перепрофилировали: оно оказывает услуги по хранению товаров с быстрым оборотом. Они востребованы фирмами, которым нет необходимости арендовать склады и содержать дополнительный штат (завскладом, грузчики). Кроме таксы за хранение продукции, клиенты дополнительно оплачивают работу погрузчиков. Сотрудники отмечают, что здание «Magnolia» вскоре будет модернизировано, для этих целей был получен банковский кредит. «Angrogoscom» поддерживает здания собственными силами. В прошлом году оборот этих двух компаний составил порядка 9 млн леев. В этом году ожидается рост минимум на 15%.Самый крупный оператор Петриканской, 21 — фирма «Angrobacania». Ей принадлежат объекты, общей площадью в 15 тыс. кв. м. Из них 80% сдает в аренду, остальное использует под собственную торговлю. «Angrobacania» занимается ритейлом продуктов питания и моющих средств, открыв на территории специализированный магазин. Помимо этого, компания владеет новым автосервисом на ул. Заводской, площадью в 1 тыс. квадратов. Мажоритарный акционер — Анатолий Ревенко, который держит 90% акций «Angrobacania». В интервью «ЛП» он сообщил, что основной доход предприятие получает от сдачи складов в имущественный наем. В прошлом году общий оборот был на уровне 6 млн леев (чистая прибыль — 2,5 млн), в нынешнем прогнозируется порядка 12 млн. Примерно так развиваются события на Петриканской, 21. Все здесь динамично, оптимистично и экономически целесообразно. Осталась одна беда: дороги. По этому адресу других никогда не было.
0