689

Под занавес

2Мы не прощаемся с российской культурой24 октября вход в Органный зал был свободный. Мы с моей подругой и родственницей пришли заранее, опасаясь, что прежде чем попасть на концерт, придется угодить в давку. Такое испытание мы уже пережили на Бетховенском фестивале (хотя положительные впечатления пересилили легкую досаду). Однако ничего подобного. Публика, среди которой было немало людей пожилого возраста, вела себя удивительно интеллигентно и дисциплинированно, как и полагается в храме искусства.Безусловный герой этого вечера, заслуженный артист России Алексей Паршин, дебютировал в весьма нежном возрасте - в тринадцать лет, притом начинал как пианист. Выпускник Московской консерватории имени П.И.Чайковского - и по классу фортепиано, и по классу органа. Ученик выдающегося музыканта и педагога Леонида Ройзмана, у которого обучались и молдавские органисты. В том числе и Светлана Бодюл и Анна Стрезева, которая, к слову говоря, ассистировала гостю во время выступления. Вот уже без малого полтора десятилетия Паршин сам преподает в "альма-матер". И, конечно, не оставляет концертной деятельности, гастролируя по России и за ее пределами. Особенно хорошо с его творчеством знакомы меломаны Франции и Италии.В Кишинев наш гость привез богатый и разнообразный репертуар. Начался концерт Прелюдией соль минор Дитриха Букстехуде. Этого композитора, крупнейшего предшественника Иоганна-Себастьяна Баха, очень любил Андрей Тарковский и использовал его музыку в нескольких своих кинофильмах. Затем, в полном соответствии с развитием органной музыки, последовали шесть хоральных прелюдий и Пассакалии Баха. Эта великая музыка рождает ощущение парения, подъема ввысь, воображаемого пребывания в величественном соборе готического стиля. Мы, смертные, можем только догадываться, о чем говорят нам звуки, но, не в силах вникнуть в смысл, всего лишь отзываемся на интонации. Слушая Баха, начинаешь в какой-то степени понимать католиков, столь привязанных к инструменту-оркестру.Второе отделение включало и инструментальные, и вокальные произведения. Великолепно выступила заслуженная артистка России Марина Андреева, в чьем исполнении на открытии Дней мы, можно сказать, заново открыли для себя алябьевского "Соловья" и народную "Травушку-муравушку". Благодаря певице на этот раз мы перенеслись в Италию, заслушиваясь "La farfaletta" Антонио Вивальди, арией Томазо Джордани "Caro mio ben" и канцоной Алессандро Скарлатти "Violenti" ("Фиалки"). После этого гостье устроили овацию. Но подлинное наслаждение было еще впереди, когда солистка "Геликон-оперы" строго и проникновенно спела "Ave Maria" Баха - Гуно.Только представьте, как звучит красивое и женственное колоратурное сопрано в сопровождении органа, когда за инструментом находится такой мастер, как Алексей Паршин, играющий в четкой и несколько резкой мужской манере.Не мог наш гость не отдать должное и композиторам Франции. С этой страной у него особые отношения. В конце 80-х как стипендиат французского правительства Алексей Паршин стажировался в Национальной консерватории города Рюэй-Мальмезон у прославленной органистки Мари-Клер Ален. Отделение высшей подготовки закончил с редким результатом - "золотая медаль единогласно". Возможно, поэтому так выразительно в его исполнении прозвучали Magnificat ре мажор Жана-Франсуа Дандрие, а также Offertorium на темы рождественских песен Сезара Франка. Необычное впечатление произвел на публику Концерт ре мажор Дмитрия Бортнянского в переложении А.Паршина для органа. Завершилось второе отделение Менуэтом и токкатой Эжена Жигу, опять-таки французского композитора.Зал долго не хотел отпускать российского органиста, так что ему пришлось играть на бис. Судить за "жадность" кишиневскую публику язык не поворачивается: каждый концерт Дней уникален, звучит для нас в первый и последний раз одновременно, и хочется оттянуть миг расставания.И все же он, этот миг, неизбежно настал. В воскресенье, 26 октября, на сцене Национального театра оперы и балета, состоялось торжественное закрытие Дней культуры РФ в Молдове. Симфоническим оркестром (нашим) дирижировал вначале главный дирижер театра Николае Дохотару, а затем уступил место за пультом Сергею Кондрашеву. Яркий представитель молодого поколения российских музыкантов, Кондрашев в 2005-м был назван "Открытием года", принял участие в уникальных проектах "Тенора XXI века" и "Басы XXI века", сотрудничал с прославленными коллективами и исполнителями, успешно гастролирует в России и за рубежом, работает ныне дирижером Симфонического оркестра Москвы "Русская филармония". Вел заключительный концерт народный артист России Святослав Бэлза, что само по себе праздник. Кроме того, на закрытии мы получили возможность еще раз встретиться с полюбившимися вокалистами и инструменталистами. И надеемся, что на этом не прощаемся с российской культурой.Мария КОЖОКАРУ.
0