Рынок пива требует долива
После завершения летнего сезона на пивном рынке подводят первые итоги. Результат утешительный: рост продаж отмечен как у местных производителей, так и у импортеров. По данным операторов в 2008 году рынок вырастет минимум на 8%, а его объем достигнет 11 млн дал. Потребление в 36 литров на душу населения — явный рекорд, если учесть, что две трети из этого объема приходится на пиво одного оператора. По данным компании «Efes-Vitanta» ее позиция поднялась на два пункта и сегодня производитель занимает 73% рынка. Некоторые импортеры с этим не согласны: по их словам доля импорта составляет не менее 40% и в следующем году может стать доминирующей. Стороны могли бы легко разрешить спор, если бы «Efes-Vitanta» обнародовала объемы своего производства в литрах. Импортеры ссылаются на данные авторитетной компании «Prosperity Capital Management». Эта компания оценила молдавский рынок пива в 2007 г. в $52 млн. Если предположить, что в этом году рынок вырастет на 10%, это $57,2 млн. За первые шесть месяцев 2008 г. объем продаж «Efes-Vitanta» составил 304,6 млн леев. Они же — $27,6 млн или 48% рынка без учета продаж в третьем квартале — самом доходном в году. С июня по сентябрь продвижение пива «Chisinau» идет полным ходом. В сегменте HoReCa заняты лучшие позиции, в ряде случаев речь идет о договоренности эксклюзивного присутствия разливного пива. В этом году редкая барная стойка обошлась без рожка с «Chisinau Draft». «Chisinau» - самая сильная марка в портфеле производителя. После ребрендинга она переместилась из нижнего ценового сегмента в средний. До этого на поддержание имиджа бренда выделялось порядка $200 тыс. в год, но после появления в новом статусе рекламный бюджет явно увеличился. Пиво оставалось лидером продаж, несмотря на резкое повышение в цене. Так, в 2006 г. пивзавод выпустил 7, 9 млн дал пива разных марок, из них на «Chisinau» пришлось 7,7 млн дал (информация из докторской диссертации Якова Тихмана). В том же году общий объем продаж предприятия составил 560 млн леев, чистая прибыль — 64 млн. В прошлом году продажи выросли до 700 млн, при этом прибыль сократилась до 9,4 млн. В начале 2008 г. в развитие предприятия было инвестировано $22 млн, в том числе на новое оборудование для цеха варки. После завершения инвестиционного проекта мощности завода увеличились с 120 млн литров в год до 240 млн литров. Сколько пива выпускается сейчас, посторонним неизвестно, но вполне очевидно, что с продажами у «Efes-Vitanta» все в порядке: за первое полугодие прибыль — более 40 млн леев.Весь импорт пива представлен двадцаткой операторов, крупнейшие из которых - «Rumitox», «Glorinal», «Lux Proba Grup», «Aurelia Brno», «S.B. Trade», «Repost Com». «Rumitox» - эксклюзивный дистрибьютор украинского завода «Славутич». «Glorinal», «Lux Proba Grup» и приднестровский «Шериф» представляют интересы «Балтики». «Aurelia Brno» - единственный импортер «Оболони», а «S.B. Trade» и «Repost Com» - представители заводов «SunInterbrew» (украинского и российского, соответственно). Румынское пиво (0,5% рынка) завозят «UBFB Trade» и «European Drinks», при этом последний — практически «в минус», для закрепления марки в Молдове. В объемах лидирует «Балтика» и «Славутич»: за первые полгода поставки каждого составили более 7 млн литров (с учетом Приднестровья, продажи «Балтики приблизились к 1 млн дал). К концу года оба оператора выходят «ноздря в ноздрю», занимая примерно равные доли. В 2007 г. «Балтика» получила права на марку «Tuborg», расширив линейку брендов, тогда же впервые начала реализацию продукции в ПЭТах по 2,5 литра. В ПЭТ-сегменте ее доля увеличилась на 8%. «Славутич» эту вершину давно покорил (наибольший объем разлит в пластик), но месяц назад впервые стал поставлять на рынок разливное пиво. И сразу заключил контракт с «Mc`Donalds», где до этого присутствовало только местное «Chisinau». Разливной «Славутич» появился в разных точках общепита, при этом дистрибьютору интересно соседство на барной стойке именно с «Chisinau». Конкурировать он намерен на отличиях.Расширение линейки пивных брендов — своеобразный фирменный знак лидеров по импорту. После появления «Tuborg», «Балтика» начала поставки «Foster`s», которое позиционируется в премиальном сегменте. По некоторым данным, к запуску готовится еще одна пивная марка, но до официальной презентации ее название не разглашается. В свою очередь «Славутич» недавно вывел первую локальную торговую марку «National», которая должна стать прямым конкурентом пиву «Chisinau». По данным компании «Rumitox», рецептура пива разработана специально для молдавского рынка. В течение года в фокус-группах проводилось тестирование образцов, в результате выявлен наиболее оптимальный: народ выбрал легкое светлое пиво среднего ценового сегмента. Название тоже выбирали «испытатели» и из 500 вариантов остановились на «National». Анализ потребительских предпочтений обошелся производителю в $150 тыс. До сих пор компания поставляла марки «Славутич» и «Holsten», которые покрывали до 10% пивного рынка. С помощью «National» в ближайшие полгода она намерена занять дополнительный 10%-ный сегмент. Практика увеличения продаж за счет создания локальных марок широко распространена среди международных пивных компаний, но пока в Молдове такого опыта не наблюдалось. Иностранные игроки упорно отказываются размещать заказы на местных пивзаводах. Кроме кишиневского завода пиво варят в Бэлць, Кахуле, Чимишлии, Чадыр-Лунге, Грэтиештах, Пухой. В этом году муссировались слухи о том, что «Балтика» обдумывает покупку кахульского пивзавода для розлива пива «Жигулевское». В представительстве компании информацию опровергли. Такая идея когда-то появлялась, но от нее российский производитель отказался. Что касается кахульского «Bere Unitanc», его последний проект связан с фирмой «S.B. Trade» - основного дистрибьютора марки «Victoria» пивзавода. Год назад специально для него было выпущено пиво «Keff» в ПЭТах емкостью 1,5 литра. Кроме «S.B. Trade» эта продукция никому не отпускается.Система дистрибьюции у всех операторов примерно одинакова. Разница в деталях: к примеру, одним игрокам работу торговых агентов, поставки холодильного оборудования, рекламные акции может оплачивать производитель. Другие обходятся собственными силами. В любом случае дистрибьютор контролирует четко отведенный регион и «красную» линию не пересекает. На примере «Балтики» это легко прослеживается. Так, «Шериф» работает на территории Приднестровья, север республики отдан «Glorinal», юг - «Lux Proba Grup». Вопрос, где начинается север и где юг, решили оригинально — пивораздел проходит по бул. Штефан чел Маре в Кишиневе. Все, что к северу — территория «Glorinal», южнее - «Lux Proba Grup». Вопросы ценообразования операторы комментируют неохотно. Из интервью директора «Славутич. Carlsberg Group» Петра Чернышева выяснилось, что пиво продавать в Молдове выгодно. Средняя цена на него на 20% выше, чем в Украине. Согласно таможенной статистике, цена одного литра при импорте варьирует, в основном, в пределах 3,8—7 леев. Если учесть, что самый ходовой ПЭТ (2 литра) продается по цене от 21 лея, маржа оптовика и розницы стабильно замечательная. По словам дистрибьюторов (при выключенном диктофоне), общая прибыль импортера не ниже 20%. Сетевая розница устанавливает 10-15%, остальной ритейл — до 30%. Круглосуточная торговля набавляет все 40%. В этом году пиво подорожало на 5%, но на объемах продаж это почти не сказалось. Повлияли другие факторы. Впервые увеличилось потребление более дорогих марок пива, соответственно, прогнозируемый рост рынка на 12-15% не был достигнут. В сегменте недорогого пива сейчас уже никто не работает, за исключением местных пивоварен. Средняя ценовая категория представлена марками «Chisinau», «Балтика», «Славутич», «National», «Оболонь», «Черниговское». Премиум-сегмент занимают «Tuborg», «Балтика», «Старый Мельник», «Efes» и др. В супер-премиум входят такие бренды, как «Carlsberg» и «Stella Artua». В следующем сезоне основной костяк дистрибьюторов намерен работать в среднем и премиальном сегменте. Нижний и верхний порог занимать в больших объемах — неоправданные риски.